Меню
Должин Тангатова
Заслуженный артист России

Заслуженная артистка Российской Федерации

Родилась 26 мая 1967 в с. Цокто-Хангил Агинского района Агинского Бурятского округа.

1988 год – выпускница Ленинградского Государственного института театра, музыки и кино, мастерская В.В. Петрова и И.А. Мушкатина, по специальности «артистка драматического театра и кино»

1988 год  – принята в труппу Бурятского академического театра драмы имени Х. Намсараева .

 

Неуловимая легкость вдохновения…

Сцена театра – удивительное явление, огромный и живой мир на крохотном островке условности. Живет этот мир многообразием неповторимых образов, что сливаются воедино в действе картины. Картина условна, даже выдумана. Но образы всегда настоящие, потому как иначе в театре нельзя.

Любая ситуация не сцене неслучайна и многомерна. Причем сюжет здесь не главное. Главное на сцене, опыт, мастерство и неповторимый талант актера. И каждый актер талантлив по своему, тем и уникален.

Должин Тангатова безусловно уникальная актриса. Уникальна она своей простотой и легкостью, истинно женским чутьем и внутренней утонченностью, что отражается в образах ее героев на сцене.

Родилась Должин Жаргаловна 25 мая 1967 года, в Агинском Бурятском автономном округе. В 1988 году стала выпускницей Бурятской студии Ленинградского Государственного института театра, музыки и кино, мастерская В.В. Петрова и И.А. Мушкатина. Уже первая серьезная роль стала для нее звездной: образ принцессы Турандот в одноименном спектакле по пьесе Карло Гоцци был признан в Бурятии лучшей женской ролью 1988 года. Заметим, спектакль «Турандот» был дипломной работой Бурятской студии ЛГИТМиК, в которой училась Должин Тангатова.

Затем был «Лучший дебют 1989 года» за роль Алтан в спектакле «Галаб эрьехын урда» по пьесе монгольского драматурга С. Жаргалсайхана. Спустя еще несколько лет роль Зэлмэ хатан в спектакле «Бальжин хатан» Д. Эрдынеева Союзом театральных деятелей Бурятии была признана лучшей женской ролью года.

Так что же отмечали и эксперты, и зрители в образах Должин Тангатовой? В первую очередь искренность и неуловимую легкость, качества, присущее людям богатого внутреннего мира и красоты, что невозможно выразить на сцене путем театральных приемов. Это либо есть, либо нет.

Однако амплуа вечной принцессы изначально не входило в планы молодой актрисы. Очередным открытием становится богатая внешняя пластика, благодаря которой Должин Тангатова проявляет себя в водевильно-комической стихии, например, в образе бойкой, острой на язык Жалмы в спектакле «Деревенские мои чудаки» Д. Дылгырова, а затем и в роли шалунишки Сержуни в «Наймаан найман хултэй» Б-М. Пурбуева.

Способность к углубленному драматизму характера Должин Жаргаловна проявила в роли жены маршала Чойбалсана в спетакле «Встретимся в той жизни» С. Эрдэнэ.

Одной из определяющих ролей для Должин Жаргаловны стал образ матери в спектакле «Эхэ» Д. Мэндсайхана. Эту роль актриса исполняет посей день, в тандеме с Народной артисткой России Ларисой Егоровой.

С большой любовью и полной самоотдачей Должин Жаргаловна играет в спектаклях детского репертуара. Динара в сказке «Али-Баба, 40 разбойников и один ученый попугай» Г.Башкуева, Лиса в спектакле «По следу снежного барса» Э.Жалцанова, Королева в «Белоснежке и семь гномов», Мама в «Малыше и Карлсоне», Обоодэй в «Живой свече» Д.Сультимова…

Пожалуй, особенно ярко талант Должин Тангатовой проявился в кино. Ее кинодебютом в 1990 году стала роль Жигмит Анаевой, возлюбленной декабриста Николая Бестужева в двухсерийном фильме «Нет чужой земли» производства Свердловской киностудии «Зов». В 2014 году Должин Жаргаловна исполнила одну из главных ролей в фильме «Белый ягель» студии «Мосфильм».

Что определяет мастерство актера? В первую очередь любовь к своей профессии. Многие искушенные зрители отмечают в образах Должин Тангатовой особую энергетику, что с годами ничуть не слабеет, но обретает новые оттенки. Артист, для которого театр – источник вдохновения, обречен на успех и любовь зрителей. В свою очередь благодаря таким артистам театр продолжает жить.

 

Колдовство Должин Тангатовой
 
На новой сцене Бурдрама артистка продемонстрировала свой дар визуализации
 
Много красивых слов сказано о новой сцене "Тайзан59" как о новом художественном пространстве театра. А как на деле это выглядит показала Должин Тангатова, не зря заслуженная артистка России, хотя это звание, по-моему, она давно переросла. 
 
В моно-спектакле "Я - Толгонай" она продемонстрировала свои таланты по визуализации пространства, которое на большой сцене показать трудно. В более замкнутом пространстве получилось куда ярче. 
 
В одной из мизансцен в мчащемся по степи поезде героиня высматривает сына, и услышав его-свой крик: "Эжы!" - без сил падает на землю. 
 
Не поверите, но в темном зале как-будто в 3D-проекции мелькают огни поезда и ты невольно чувствуешь себя одним из солдат, едущим на войну и наблюдающим в окно теплушки одинокую женщину на полустанке. И вдруг ты оказываешься в теле валяющейся в пыли матери. Колдовство или наваждения? Нет, дар лицедейства, которым обладает артистка Тангатова.
 
 Сильнейшая эмпатия, которую пробуждает у зрителя своей игрой именитая актриса, создаёт транцедентный (потусторонний) эффект реализма происходящего. 
 
Постараемся проанализировать неанализируемое. В любой мистерии требуется подготовительный этап. Для этого Тангатова в спектакле умело перевоплощается из одного образа в другой: то она влюбленная девушка, то счастливая мать, вот она требовательный бригадир, а вот застенчивая невестка. Смеется, плачет, вспоминает, грустит и размышляет. Постепенно, по нарастающей, актриса вовлекает в свою игру зрителя, снимая его психологическую отчужденность. 
 
Драматические моменты из жизни героини постепенно запускают у публики механизм катарсиса или, другими словами, сопереживания. И в самый кульминационный момент спектакля на зрителя обрушивается какафония звуков и образов. Расшатанное сознание делает своё дело - зритель вдруг становится соучастником действия. 
 
Фантазия впечатлительного человека   дорисовывает предлагаемый режиссером сюжет и зарисовки артиста, дополняя сценарий. Пространство в воображении зрителя визиализируется.
Вот вам и новое, пожалуйста, художественное пространство! В религиозной практике шаманов это называется "сдвинуть эфир" (хии худэлгэхэ).
 
Должин Тангатова, безусловно, этим даром обладает в силу ли профессиональных навыков или же генетических данных, возможно, и того и другого. В одном из интервью она объясняла происхождение своей необычной фамилии Тангатова: тангат - по-бурятски, тибетец. В её роду был лама, тибетец-миссионер, проповедовавший в агинских степях буддизм. 
 
Проходя мимо гримерки Тангатовой перед спектаклем я учуял сильный запах благовоний. Это же один из классических ритуалов ввода человека в транс! Видимо, актриса тщательно подготавливается к таинству перевоплощения на сцене. 
 
Во время игры глаза Тангатовой устремлены вдаль, словно она видит что-то невидимое другим. А когда в минуты горького отчаяния от потери сына героиня приближается к зрителям, мурашки пробегают по коже. И страшно поднять на неё глаза. В минуты ритуального экстаза и иступления (онгондо орходон) смотреть в глаза шаману запрещено. Может забрать душу. 
 
Секреты ввода людей в коллективный транс известны, но у каждого специалиста своя методика. В отличие от гадалок или астрологов в театре задача стоит перед артистом посложнее: гипнотизировать не одного человека, а целый зал. 
 
Истошный крик, слезы, вибрации голосом, изменение его тембра - все работает на то, чтобы раскрепостить психику зрителя. Усиливают эффект воздействия театральный реквизит из спектакля: детские игрушки, элементы одежды, кнут, песок, плюс свет, музыка и танцы. Ведь не зря театр зародился из языческого камлания. Тангатова тонко жонглирует всем этим архетипическим инструментарием. 
 
Моноспектакль, как театральная форма, где актёр играет один, одновременно и прост и сложен. С одной стороны, он свободен для импровизации, с другой - нет права на ошибку, нет рядом суфлера или партнера, который тебя подстрахует. 
 
Почти полтора часа Должин Тангатова держит зал в напряжении, не отпуская ни на минуту его внимание, то повышая, то понижая его градус. Это высшее мастерство, когда актёр один на один с залом. Это предельная концентрация воли, памяти и навыков артиста. 
 
Напоказ выставлены не только все его профессиональные достоинства, но и сфокусировано внимание на допущенные недостатки. Здесь не удастся спрятаться за спиной у труппы. 
 
Спектакль "Я - Толгонай" - больше, чем просто спектакль, это настоящий мастер-класс от великого артиста! Такое по силам только виртуозам театрального искусства, одна из которых, безусловно, Должин Тангатова!
 
 
На новой сцене Бурдрама артистка продемонстрировала свой дар визуализации
 
Много красивых слов сказано о новой сцене "Тайзан59" как о новом художественном пространстве театра. А как на деле это выглядит показала Должин Тангатова, не зря заслуженная артистка России, хотя это звание, по-моему, она давно переросла. 
 
В моно-спектакле "Я - Толгонай" она продемонстрировала свои таланты по визуализации пространства, которое на большой сцене показать трудно. В более замкнутом пространстве получилось куда ярче. 
 
В одной из мизансцен в мчащемся по степи поезде героиня высматривает сына, и услышав его-свой крик: "Эжы!" - без сил падает на землю. 
 
Не поверите, но в темном зале как-будто в 3D-проекции мелькают огни поезда и ты невольно чувствуешь себя одним из солдат, едущим на войну и наблюдающим в окно теплушки одинокую женщину на полустанке. И вдруг ты оказываешься в теле валяющейся в пыли матери. Колдовство или наваждения? Нет, дар лицедейства, которым обладает артистка Тангатова.
 
 Сильнейшая эмпатия, которую пробуждает у зрителя своей игрой именитая актриса, создаёт транцедентный (потусторонний) эффект реализма происходящего. 
 
Постараемся проанализировать неанализируемое. В любой мистерии требуется подготовительный этап. Для этого Тангатова в спектакле умело перевоплощается из одного образа в другой: то она влюбленная девушка, то счастливая мать, вот она требовательный бригадир, а вот застенчивая невестка. Смеется, плачет, вспоминает, грустит и размышляет. Постепенно, по нарастающей, актриса вовлекает в свою игру зрителя, снимая его психологическую отчужденность. 
 
Драматические моменты из жизни героини постепенно запускают у публики механизм катарсиса или, другими словами, сопереживания. И в самый кульминационный момент спектакля на зрителя обрушивается какафония звуков и образов. Расшатанное сознание делает своё дело - зритель вдруг становится соучастником действия. 
 
Фантазия впечатлительного человека   дорисовывает предлагаемый режиссером сюжет и зарисовки артиста, дополняя сценарий. Пространство в воображении зрителя визиализируется.
Вот вам и новое, пожалуйста, художественное пространство! В религиозной практике шаманов это называется "сдвинуть эфир" (хии худэлгэхэ).
 
Должин Тангатова, безусловно, этим даром обладает в силу ли профессиональных навыков или же генетических данных, возможно, и того и другого. В одном из интервью она объясняла происхождение своей необычной фамилии Тангатова: тангат - по-бурятски, тибетец. В её роду был лама, тибетец-миссионер, проповедовавший в агинских степях буддизм. 
 
Проходя мимо гримерки Тангатовой перед спектаклем я учуял сильный запах благовоний. Это же один из классических ритуалов ввода человека в транс! Видимо, актриса тщательно подготавливается к таинству перевоплощения на сцене. 
 
Во время игры глаза Тангатовой устремлены вдаль, словно она видит что-то невидимое другим. А когда в минуты горького отчаяния от потери сына героиня приближается к зрителям, мурашки пробегают по коже. И страшно поднять на неё глаза. В минуты ритуального экстаза и иступления (онгондо орходон) смотреть в глаза шаману запрещено. Может забрать душу. 
 
Секреты ввода людей в коллективный транс известны, но у каждого специалиста своя методика. В отличие от гадалок или астрологов в театре задача стоит перед артистом посложнее: гипнотизировать не одного человека, а целый зал. 
 
Истошный крик, слезы, вибрации голосом, изменение его тембра - все работает на то, чтобы раскрепостить психику зрителя. Усиливают эффект воздействия театральный реквизит из спектакля: детские игрушки, элементы одежды, кнут, песок, плюс свет, музыка и танцы. Ведь не зря театр зародился из языческого камлания. Тангатова тонко жонглирует всем этим архетипическим инструментарием. 
 
Моноспектакль, как театральная форма, где актёр играет один, одновременно и прост и сложен. С одной стороны, он свободен для импровизации, с другой - нет права на ошибку, нет рядом суфлера или партнера, который тебя подстрахует. 
 
Почти полтора часа Должин Тангатова держит зал в напряжении, не отпуская ни на минуту его внимание, то повышая, то понижая его градус. Это высшее мастерство, когда актёр один на один с залом. Это предельная концентрация воли, памяти и навыков артиста. 
 
Напоказ выставлены не только все его профессиональные достоинства, но и сфокусировано внимание на допущенные недостатки. Здесь не удастся спрятаться за спиной у труппы. 
 
Спектакль "Я - Толгонай" - больше, чем просто спектакль, это настоящий мастер-класс от великого артиста! Такое по силам только виртуозам театрального искусства, одна из которых, безусловно, Должин Тангатова!
 
Батодалай Багдаев
 
 
Звания и награды
1988 год
диплом Союза театральных деятелей Бурятии в номинации «Лучшая женская роль» за роль Турандот в одноименном спектакле по пьесе К. Гоцци
1989 год
диплом Союза театральных деятелей Бурятии «Лучший дебют года» за роль Алтан в спектакле «Галаб эрьехын урда» по пьесе монгольского драматурга С. Жаргалсайхана
1991 год
диплом Союза театральных деятелей Бурятии в номинации «Лучшая женская роль» за роль Алтан в спектакле «Галаб эрьехын урда» по пьесе монгольского драматурга С. Жаргалсайхана
1994 год
диплом Союза театральных деятелей Бурятии в номинации «Лучшая женская роль» за роль Корделии в спектакле «Король Лир» по пьесе В. Шекспира
1995 год
звание «Заслуженная артистка Республики Бурятия»
2001 год
звание «Народная артистка Республики Бурятия»
2005 год
диплом Союза театральных деятелей Бурятии в номинации «Лучшая женская роль» за роль Зэлмэ Хатан в спектакле «Бальжин Хатан» по пьесе Д. Эрдынеева
2007 год
нагрудный знак «За высокие достижения» Министерства культуры Российской Федерации
2007 год
звание «Заслуженный работник культуры Агинского Бурятского автономного округа»
2010 год
дипломант республиканского конкурса «Лучшие люди Бурятии» в номинации «Женщина года»
2010 год
диплом Союза театральных деятелей Бурятии в номинации «Лучшая женская роль» за роль Даримы в спектакле «Гэртээ байдаг болохомни» по пьесе Н. Шабаева
2013 год
звание «Заслуженная артистка Российской Федерации»
2017 год
награждена медалью «За заслуги перед Республикой Бурятия»
РОЛИ В ТЕАТРЕ
2020 г.
Б. Самбилов, В. Жалсанов «Наян Наваа»
Дулма
2019 г.
по мотивам бурятского эпоса «Yншэн саган ботогон. Верблюжонок»
Эжы
2017 г.
«Эжыетнай эрьенгээ»
Таня
2017 г.
Я. Пулинович «Оройтоһон дуранай охин»
Ольга
2016 г.
Ч. Айтматов «Булжамууртын орон»
Арюхан в возрасте
2015 г.
по мотивам русской сказки «Репа»
хүгшөө
2014 г.
Р.Киплинг «Маугли»
кобра
2014 г.
Г.Мопассан «Пышка»
2014 г.
В.Шекспир «Гамлет»
Гертруда
2014 г.
Басаа Валера, С. Жамбалов «Yнгэрhэн сагай hэбшээн»
Норбо
2014 г.
«Улейские девушки»
мать невесты
2013 г.
И. Друцэ «Птицы нашей молодости»-
2012 г.
К.Гоцци «Турандот»
мудрецы Дивана
2012 г.
Е.Шварц «Голый король»
гувернантка
2012 г.
«Арбан нэгэн сэргэдэш айлшад хододоо буудаг лэ!»
Мать-лебедица
2011 г.
Ц.Шагжин «Будамшуу»
Соелма
2011 г.
Г. Башкуев «Стреноженное время»
Ямаахан
2010 г.
Цао Юй «Гроза»
матушка Лу.
2010 г.
Н. Шабаев «Гэртээ байдаг болохомни»
Дарима.
2010 г.
Д. Сультимов «Эртын хабар»
Дарима, невеста Бутид
2009 г.
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»
Мама
2008 г.
Р. Шарт «Се ля ви»
Марион
2008 г.
Б. Дондоков «Танец орла»
Девушка
2007 г.
Э. Жалцанов «По следу снежного барса»
Лиса
2007 г.
Д. Мэндсайхан «Эхэ»
Эхэ.
2005 г.
С. и Э. Жамбаловы «Улейские девушки»
улейская девушка
2005 г.
Д. Эрдынеев «Бальжин хатан»
Зэлмэ хатан.
2005 г.
Г. Башкуев «С. С. С. Р.»
Галина
2005 г.
Г. Башкуев «Али баба, 40 разбойников и 1 ученый попугай»
Динара
2005 г.
Б. Эрдынеев «Япон Долгор»
Эржэн Гомбоева
2004 г.
Д. Эрдынеев «Адууhан төөлэй»
Долсон
2004 г.
Д. Сультимов «Амиды зула»
Обоодэй
2004 г.
Г. Башкуев «Танцующий призрак»
Дина
2004 г.
Б. Брехт «Трехгрошовая опера»
госпожа Пиччем
2003 г.
Л. Успенский «Белоснежка и семь гномов»
Королева
2003 г.
Г. Башкуев «На стыке веков»
Эжы
2002 г.
Ф. Зальтен «Бэмби»
мама
2002 г.
Г. Башкуев «Собака моей любовницы»
Анна
2001 г.
Б. Гаврилов «Чингисхан»
Хулан хатан
2000 г.
Ш-Н. Цыденжапов «Шара набша»
Шалсамаа
2000 г.
Т. Габбе «Волшебные кольца Альманзора»
Августа
2000 г.
С. Эрдэнэ «Хойто наhандаа уулзахабди»
Бортолгой
1999 г.
П. Маляревский «Чудесный клад»
Осина
1999 г.
Б-М. Пурбуев «Толдойн хүбүүн Болдой»
Бyтyyхэн
1998 г.
Х. Намсараев «Кнут тайши»
Хатан Долгор
1998 г.
М. Тикомацио «Самоубийство 2-х влюбленных»
Кохару
1998 г.
К. Гольдони «Слуга двух господ»
Беатриче
1998 г.
Д-Р. Батожабай «Похищенное счастье»
Жалма
1997 г.
Ю. О’ Нил «Любовь под вязами»
Эбби, девушка
1997 г.
Жаргалсайхан «Хаан түүхэ»
Хатан
1997 г.
Г. Лорка «Кровавая свадьба»
невеста, девушка
1995 г.
Н. Дамдинов «Гэсэр хан»
Ногоон
1995 г.
В. Шекспир «Сон в летнюю ночь»
Елена
1994 г.
Р. Акутагава «Исповедь идиота»
Госпожа, жена самурая
1994 г.
В. Шекспир «Король Лир»
Корделия
1994 г.
Б-М. Пурбуев «Наймаан найман хүлтэй»
Сэржушка
1992 г.
М. Батоин «Шэдитэ хүүр»
Алан Гуа
1992 г.
Д. Дылгиров «Гайхалтайхан ушар»
Гэрэлма
1992 г.
Г. Маркес «Невероятная и грустная история про простодушную Эрендиру и ее жестокосердечную бабушку»
Авеструс шубуун
1992 г.
Б. Эрдынеев, С. Лобозеров «Месяц печальный в окне»
Балма
1992 г.
Б. Гаврилов «Этигээрэй, намда!»
Долгор
1992 г.
А. Александров «Дурак Етаро» − кошка
1991 г.
С. Жаргалсайхан «Галаб эрьехын урда»
Алтан (Признан как лучший дебют, как лучшая женская роль)
1991 г.
К. Гоцци «Король олень»
Клариче
1991 г.
Б-М. Пурбуев «Деревенские мои чудаки»
Жалма
1990 г.
Б. Эрдынеев «Дамдин лама»
Чжурма, Сэндэма
1990 г.
М. Батоин «Yнгэтэ юртэмсэ»
Девушка
1989 г.
Н. Дугаржабон «Харалтуур хаан»
Эхэ
1989 г.
Б-М. Пурбуев «Тохёолгон»
Девушка
1988 г.
Э. Жалцанов «Сказка с грибной начинкой»
Незнакомка
1988 г.
Ц. Шагжин «Будамшуу»
Гэрэл, Улаахан
1988 г.
К. Гоцци «Принцесса Турандот»
Турандот.
1988 г.
И. Калашников «Жестокий век»
Уржэнэ
1988 г.
Г. Башкуев «Гашуун шаанги»
Тонирма
Роли в кино
2015 год
художественный фильм «Белый Ягель». Мосфильм.
2010 год
художественный фильм «Чайник»
Мама.
2007 год
художественный фильм «Улан-Удэнская история»
Мама.
1992 год
2-х серийный телефильм «Нет чужой земли»
жена Н. Бестужева − Жигмид Анаева.
Звания и награды
1990 год
XX Всепольский театральный фестиваль, спектакль «Дамдин лама», г. Еле́ня-Гу́ра, Польша
2001 год
IV Международный фестиваль монголоязычных народов, спектакль «Чингисхан», г. Улан-Батор
2002 год
межрегиональный театральный фестиваль «Сибирский транзит», спектакль «Чингисхан», г. Иркутск
2005 год
межрегиональный театральный фестиваль «Сибирский транзит», спектакль «Трехгрошовая опера», г. Красноярск
2005 год
Международный кочевой театральный фестиваль «Желанный берег мой. Лики Чингисхана», спектакль «Чингисхан», г. Улан-Удэ
2006 год
межрегиональный театральный фестиваль «Сибирский транзит», спектакль «Бальжин хатан», г. Улан-Удэ
2007 год
участница международного театрального фестиваля «Белая Вежа», спектакль «Улейские девушки», г. Брест, Белоруссия
2007 год
участница фестиваля российского искусства во Франции, спектакль «Улейские девушки», г. Ницца
2011 год
международный фестиваль национальных театров «Алтан Сэргэ», спектакль «Стреноженный век», г. Улан-Удэ
2014 год
участница творческой лаборатории в рамках театрального фестиваля национальных театров «Алтан Сэргэ», г. Улан-Удэ
2014 год
участница II Международного театрального фестиваля национальных театров «Алтан Сэргэ», г. Улан-Удэ
2014 год
участница III Межрегионального театрального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит», г. Новосибирск, спектакль «Пышка»
2015 год
участница Международного театрального фестиваля «Гэгээн Муза», спектакль «Yнгэрhэн сагай hэбшээн», г. Улан-Батор
2016 год
участница творческой лаборатории под руководством Анны Банасюкевич, г. Улан-Удэ
2016 год
участница гастролей в рамках «Дней Улан-Удэ в Москве», спектакли «Ромео и Джульетта» и «Yнгэрһэн сагай һэбшээн»
2018 год
участница творческой лаборатории «Эдир драматург», Улан- Удэ
2018 год
участница творческой лаборатории «Абьяас», г. Улан-Удэ
2019 год
участница творческой лаборатории «Современная бурятская драматургия. Шэнэ буряад зүжэг», г. Улан-Удэ
2019 год
участница I Международного театрального фестиваля «Байкальский талисман», спектакль «Үншэн сагаан ботогон. Верблюжонок», г. Иркутск