Заслуженная артистка Российской Федерации
Родилась 26 мая 1967 в с. Цокто-Хангил Агинского района Агинского Бурятского округа.
1988 год – выпускница Ленинградского Государственного института театра, музыки и кино, мастерская В.В. Петрова и И.А. Мушкатина, по специальности «артистка драматического театра и кино»
1988 год – принята в труппу Бурятского академического театра драмы имени Х. Намсараева .
Неуловимая легкость вдохновения…
Сцена театра – удивительное явление, огромный и живой мир на крохотном островке условности. Живет этот мир многообразием неповторимых образов, что сливаются воедино в действе картины. Картина условна, даже выдумана. Но образы всегда настоящие, потому как иначе в театре нельзя.
Любая ситуация не сцене неслучайна и многомерна. Причем сюжет здесь не главное. Главное на сцене, опыт, мастерство и неповторимый талант актера. И каждый актер талантлив по своему, тем и уникален.
Должин Тангатова безусловно уникальная актриса. Уникальна она своей простотой и легкостью, истинно женским чутьем и внутренней утонченностью, что отражается в образах ее героев на сцене.
Родилась Должин Жаргаловна 25 мая 1967 года, в Агинском Бурятском автономном округе. В 1988 году стала выпускницей Бурятской студии Ленинградского Государственного института театра, музыки и кино, мастерская В.В. Петрова и И.А. Мушкатина. Уже первая серьезная роль стала для нее звездной: образ принцессы Турандот в одноименном спектакле по пьесе Карло Гоцци был признан в Бурятии лучшей женской ролью 1988 года. Заметим, спектакль «Турандот» был дипломной работой Бурятской студии ЛГИТМиК, в которой училась Должин Тангатова.
Затем был «Лучший дебют 1989 года» за роль Алтан в спектакле «Галаб эрьехын урда» по пьесе монгольского драматурга С. Жаргалсайхана. Спустя еще несколько лет роль Зэлмэ хатан в спектакле «Бальжин хатан» Д. Эрдынеева Союзом театральных деятелей Бурятии была признана лучшей женской ролью года.
Так что же отмечали и эксперты, и зрители в образах Должин Тангатовой? В первую очередь искренность и неуловимую легкость, качества, присущее людям богатого внутреннего мира и красоты, что невозможно выразить на сцене путем театральных приемов. Это либо есть, либо нет.
Однако амплуа вечной принцессы изначально не входило в планы молодой актрисы. Очередным открытием становится богатая внешняя пластика, благодаря которой Должин Тангатова проявляет себя в водевильно-комической стихии, например, в образе бойкой, острой на язык Жалмы в спектакле «Деревенские мои чудаки» Д. Дылгырова, а затем и в роли шалунишки Сержуни в «Наймаан найман хултэй» Б-М. Пурбуева.
Способность к углубленному драматизму характера Должин Жаргаловна проявила в роли жены маршала Чойбалсана в спетакле «Встретимся в той жизни» С. Эрдэнэ.
Одной из определяющих ролей для Должин Жаргаловны стал образ матери в спектакле «Эхэ» Д. Мэндсайхана. Эту роль актриса исполняет посей день, в тандеме с Народной артисткой России Ларисой Егоровой.
С большой любовью и полной самоотдачей Должин Жаргаловна играет в спектаклях детского репертуара. Динара в сказке «Али-Баба, 40 разбойников и один ученый попугай» Г.Башкуева, Лиса в спектакле «По следу снежного барса» Э.Жалцанова, Королева в «Белоснежке и семь гномов», Мама в «Малыше и Карлсоне», Обоодэй в «Живой свече» Д.Сультимова…
Пожалуй, особенно ярко талант Должин Тангатовой проявился в кино. Ее кинодебютом в 1990 году стала роль Жигмит Анаевой, возлюбленной декабриста Николая Бестужева в двухсерийном фильме «Нет чужой земли» производства Свердловской киностудии «Зов». В 2014 году Должин Жаргаловна исполнила одну из главных ролей в фильме «Белый ягель» студии «Мосфильм».
Что определяет мастерство актера? В первую очередь любовь к своей профессии. Многие искушенные зрители отмечают в образах Должин Тангатовой особую энергетику, что с годами ничуть не слабеет, но обретает новые оттенки. Артист, для которого театр – источник вдохновения, обречен на успех и любовь зрителей. В свою очередь благодаря таким артистам театр продолжает жить.
Колдовство Должин Тангатовой
На новой сцене Бурдрама артистка продемонстрировала свой дар визуализации
Много красивых слов сказано о новой сцене "Тайзан59" как о новом художественном пространстве театра. А как на деле это выглядит показала Должин Тангатова, не зря заслуженная артистка России, хотя это звание, по-моему, она давно переросла.
В моно-спектакле "Я - Толгонай" она продемонстрировала свои таланты по визуализации пространства, которое на большой сцене показать трудно. В более замкнутом пространстве получилось куда ярче.
В одной из мизансцен в мчащемся по степи поезде героиня высматривает сына, и услышав его-свой крик: "Эжы!" - без сил падает на землю.
Не поверите, но в темном зале как-будто в 3D-проекции мелькают огни поезда и ты невольно чувствуешь себя одним из солдат, едущим на войну и наблюдающим в окно теплушки одинокую женщину на полустанке. И вдруг ты оказываешься в теле валяющейся в пыли матери. Колдовство или наваждения? Нет, дар лицедейства, которым обладает артистка Тангатова.
Сильнейшая эмпатия, которую пробуждает у зрителя своей игрой именитая актриса, создаёт транцедентный (потусторонний) эффект реализма происходящего.
Постараемся проанализировать неанализируемое. В любой мистерии требуется подготовительный этап. Для этого Тангатова в спектакле умело перевоплощается из одного образа в другой: то она влюбленная девушка, то счастливая мать, вот она требовательный бригадир, а вот застенчивая невестка. Смеется, плачет, вспоминает, грустит и размышляет. Постепенно, по нарастающей, актриса вовлекает в свою игру зрителя, снимая его психологическую отчужденность.
Драматические моменты из жизни героини постепенно запускают у публики механизм катарсиса или, другими словами, сопереживания. И в самый кульминационный момент спектакля на зрителя обрушивается какафония звуков и образов. Расшатанное сознание делает своё дело - зритель вдруг становится соучастником действия.
Фантазия впечатлительного человека дорисовывает предлагаемый режиссером сюжет и зарисовки артиста, дополняя сценарий. Пространство в воображении зрителя визиализируется.
Вот вам и новое, пожалуйста, художественное пространство! В религиозной практике шаманов это называется "сдвинуть эфир" (хии худэлгэхэ).
Должин Тангатова, безусловно, этим даром обладает в силу ли профессиональных навыков или же генетических данных, возможно, и того и другого. В одном из интервью она объясняла происхождение своей необычной фамилии Тангатова: тангат - по-бурятски, тибетец. В её роду был лама, тибетец-миссионер, проповедовавший в агинских степях буддизм.
Проходя мимо гримерки Тангатовой перед спектаклем я учуял сильный запах благовоний. Это же один из классических ритуалов ввода человека в транс! Видимо, актриса тщательно подготавливается к таинству перевоплощения на сцене.
Во время игры глаза Тангатовой устремлены вдаль, словно она видит что-то невидимое другим. А когда в минуты горького отчаяния от потери сына героиня приближается к зрителям, мурашки пробегают по коже. И страшно поднять на неё глаза. В минуты ритуального экстаза и иступления (онгондо орходон) смотреть в глаза шаману запрещено. Может забрать душу.
Секреты ввода людей в коллективный транс известны, но у каждого специалиста своя методика. В отличие от гадалок или астрологов в театре задача стоит перед артистом посложнее: гипнотизировать не одного человека, а целый зал.
Истошный крик, слезы, вибрации голосом, изменение его тембра - все работает на то, чтобы раскрепостить психику зрителя. Усиливают эффект воздействия театральный реквизит из спектакля: детские игрушки, элементы одежды, кнут, песок, плюс свет, музыка и танцы. Ведь не зря театр зародился из языческого камлания. Тангатова тонко жонглирует всем этим архетипическим инструментарием.
Моноспектакль, как театральная форма, где актёр играет один, одновременно и прост и сложен. С одной стороны, он свободен для импровизации, с другой - нет права на ошибку, нет рядом суфлера или партнера, который тебя подстрахует.
Почти полтора часа Должин Тангатова держит зал в напряжении, не отпуская ни на минуту его внимание, то повышая, то понижая его градус. Это высшее мастерство, когда актёр один на один с залом. Это предельная концентрация воли, памяти и навыков артиста.
Напоказ выставлены не только все его профессиональные достоинства, но и сфокусировано внимание на допущенные недостатки. Здесь не удастся спрятаться за спиной у труппы.
Спектакль "Я - Толгонай" - больше, чем просто спектакль, это настоящий мастер-класс от великого артиста! Такое по силам только виртуозам театрального искусства, одна из которых, безусловно, Должин Тангатова!
На новой сцене Бурдрама артистка продемонстрировала свой дар визуализации
Много красивых слов сказано о новой сцене "Тайзан59" как о новом художественном пространстве театра. А как на деле это выглядит показала Должин Тангатова, не зря заслуженная артистка России, хотя это звание, по-моему, она давно переросла.
В моно-спектакле "Я - Толгонай" она продемонстрировала свои таланты по визуализации пространства, которое на большой сцене показать трудно. В более замкнутом пространстве получилось куда ярче.
В одной из мизансцен в мчащемся по степи поезде героиня высматривает сына, и услышав его-свой крик: "Эжы!" - без сил падает на землю.
Не поверите, но в темном зале как-будто в 3D-проекции мелькают огни поезда и ты невольно чувствуешь себя одним из солдат, едущим на войну и наблюдающим в окно теплушки одинокую женщину на полустанке. И вдруг ты оказываешься в теле валяющейся в пыли матери. Колдовство или наваждения? Нет, дар лицедейства, которым обладает артистка Тангатова.
Сильнейшая эмпатия, которую пробуждает у зрителя своей игрой именитая актриса, создаёт транцедентный (потусторонний) эффект реализма происходящего.
Постараемся проанализировать неанализируемое. В любой мистерии требуется подготовительный этап. Для этого Тангатова в спектакле умело перевоплощается из одного образа в другой: то она влюбленная девушка, то счастливая мать, вот она требовательный бригадир, а вот застенчивая невестка. Смеется, плачет, вспоминает, грустит и размышляет. Постепенно, по нарастающей, актриса вовлекает в свою игру зрителя, снимая его психологическую отчужденность.
Драматические моменты из жизни героини постепенно запускают у публики механизм катарсиса или, другими словами, сопереживания. И в самый кульминационный момент спектакля на зрителя обрушивается какафония звуков и образов. Расшатанное сознание делает своё дело - зритель вдруг становится соучастником действия.
Фантазия впечатлительного человека дорисовывает предлагаемый режиссером сюжет и зарисовки артиста, дополняя сценарий. Пространство в воображении зрителя визиализируется.
Вот вам и новое, пожалуйста, художественное пространство! В религиозной практике шаманов это называется "сдвинуть эфир" (хии худэлгэхэ).
Должин Тангатова, безусловно, этим даром обладает в силу ли профессиональных навыков или же генетических данных, возможно, и того и другого. В одном из интервью она объясняла происхождение своей необычной фамилии Тангатова: тангат - по-бурятски, тибетец. В её роду был лама, тибетец-миссионер, проповедовавший в агинских степях буддизм.
Проходя мимо гримерки Тангатовой перед спектаклем я учуял сильный запах благовоний. Это же один из классических ритуалов ввода человека в транс! Видимо, актриса тщательно подготавливается к таинству перевоплощения на сцене.
Во время игры глаза Тангатовой устремлены вдаль, словно она видит что-то невидимое другим. А когда в минуты горького отчаяния от потери сына героиня приближается к зрителям, мурашки пробегают по коже. И страшно поднять на неё глаза. В минуты ритуального экстаза и иступления (онгондо орходон) смотреть в глаза шаману запрещено. Может забрать душу.
Секреты ввода людей в коллективный транс известны, но у каждого специалиста своя методика. В отличие от гадалок или астрологов в театре задача стоит перед артистом посложнее: гипнотизировать не одного человека, а целый зал.
Истошный крик, слезы, вибрации голосом, изменение его тембра - все работает на то, чтобы раскрепостить психику зрителя. Усиливают эффект воздействия театральный реквизит из спектакля: детские игрушки, элементы одежды, кнут, песок, плюс свет, музыка и танцы. Ведь не зря театр зародился из языческого камлания. Тангатова тонко жонглирует всем этим архетипическим инструментарием.
Моноспектакль, как театральная форма, где актёр играет один, одновременно и прост и сложен. С одной стороны, он свободен для импровизации, с другой - нет права на ошибку, нет рядом суфлера или партнера, который тебя подстрахует.
Почти полтора часа Должин Тангатова держит зал в напряжении, не отпуская ни на минуту его внимание, то повышая, то понижая его градус. Это высшее мастерство, когда актёр один на один с залом. Это предельная концентрация воли, памяти и навыков артиста.
Напоказ выставлены не только все его профессиональные достоинства, но и сфокусировано внимание на допущенные недостатки. Здесь не удастся спрятаться за спиной у труппы.
Спектакль "Я - Толгонай" - больше, чем просто спектакль, это настоящий мастер-класс от великого артиста! Такое по силам только виртуозам театрального искусства, одна из которых, безусловно, Должин Тангатова!
Батодалай Багдаев