Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38

Дарима Тулохонова

Заслуженная артистка Республики Бурятия

 

Заслуженная артистка Республики Бурятия.

Родилась 2 октября 1980 года с. Чесан Кижингинского района Бурятии.

2002 год – выпускница Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, специальность – актриса драматического театра и кино.

2002 год  - артистка Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева.

 

Награды и звания:

2004 год - Лауреат премии Министерства культуры Бурятии в номинации «Надежда»

2005 год – Почетная грамота Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)

2007 год – звание «Заслуженный артист Республики Бурятия»

2009 год – Благодарственное письмо Министерства культуры Забайкальского края

 

Роли:

2001 г. Ю.Ким «Чудеса на змеином болоте» - Ханша Ханда

2001 г. Г.Башкуев «Танцующий призрак» - 2-я девушка, Яна

2002 г. В.Шекспир «Гамлет» - придворная дама

2002 г. М.Горький «Васса Железнова» - Дуняша, Наташа

2002 г. С.и Э. Жамбаловы «Улейские девушки» - мать жениха

2002 г. С.Эрдэнэ «Встретимся в той жизни» - массовка

2002 г. Ф.Зальтен «Бэмби» - Фалина

2002 г. Б.Гаврилов «Чингисхан» - Есуй, наложница

2002 г. Б-М.Пурбуев «Эрьехэ наран 1, 2» - Саяна

2003 г. Л.Успенский «Белоснежка и семь гномов» - Кактус

2003 г. Д.Сультимов «Амиды зула» - Бумаа

2003 г. Г.Башкуев «На стыке веков» - невеста, массовые сцены

2004 г. В.Массальский «Золотой ключик или новые приключения Буратино» -Буратино

2004 г. Б.Гаврилов «По древнему обычаю» -массовые сцены

2004 г. Д.Эрдынеев «Адууһан төөлэй» - массовые сцены

2005 г. Б.Брехт «Трехгрошовая опера» - массовые сцены

2004 г. А.Лыгденов «Зүрхэн шулуун» - Бадармаа, Тунгалаг

2005 г. Г.Башкуев «С.С.С.Р.» - Ирина, 1-я девушка

2005 г. Б.Эрдынеев «Япон Долгор» - массовые сцены

2005 г. Д.Эрдынеев «Бальжин Хатан» – массовые сцены

2005 г. Г.Башкуев «Али Баба, 40 разбойников и один ученый попугай» - массовые сцены

2006 г. Д.Сультимов «Охотник за привидениями» - мать Галдана

2006 г. А.Вампилов «Утиная охота» - Вера, мальчик Витя. 

2007 г. В.Шекспир «Максар. Степь в крови» - молодая ведьма (золиг)

2007 г. Д.Мэндсайхан «Эхэ» –Арюна, сестра героя

2007 г. А.Мухраев «Распятие» - массовые сцены

2007 г. Э.Жалцанов «По следу снежного барса» - Сэржимэдэг

2008 г. Р.Шарт «Се ля ви» - Катрин

2008 г. Г.Башкуев, Б.Дондоков «Танец орла» - Сэсэг, массовые сцены

2008 г. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон» - Малыш

2009 г. Эдуардо де Филиппо «Женщина. не знавшая слез» - Лючия

2009 г. Тенчой «Приключения Ланченкара и его друзей» - попугай Тома

2010 г. Н.Шабаев «Отныне я буду жить дома» -Баирма, Дугарма

2010 г. Н.Абрамцева «Новогодние подарки» - Сорока

2011 г. Г.Башкуев «Стреноженный век» - Гунжэд

2011 г. Б.Ширибазаров «Волшебная страна предков» - Туяа

2013 г. С. И Э.Жамбаловы «Улейские девушки» (возобновление) – мать жениха

2014 г. Р.Киплинг «Маугли» Волки; змеи; бандерлоги 

2015 г. В.Шекспир «Ромео и Джульетта» Кормилица

2015 г. «Yбгэд+Хүгшэд» - Манька

2015 г. С.Жамбалов «Шэнхинүүр шулуунууд» («Поющие камни») Участие в массовых сценах 

2015 г. Ю.Ким «Кто принцессу поцелует?» Ханша Ханда

2016 г. А. Вампилов «Ухаанда орошогүй ушар» - Марина

 

Роли в кино:

2009 год – Э. Жалцанов «Эхо» - хозяйка дома

 

Фестивали и проекты:

2014 год - участница творческой лаборатории в рамках театрального фестиваля национальных театров «Алтан Сэргэ», г. Улан-Удэ.

2014 год – участница II Международного театрального фестиваля национальных театров «Алтан Сэргэ», г. Улан-Удэ.

2011 год – участница I Международного театрального фестиваля национальных театров «Алтан Сэргэ», г. Улан-Удэ, спектакль «Стреноженный век».

2007 год – участница международного театрального фестиваля «Белая Вежа», спектакль «Улейские девушки», г. Брест, Белоруссия

2007 год -  участница фестиваля российского искусства во Франции, спектакль «Улейские девушки», г. Ницца

2006 год – участница III международного театрального фестиваля монголоязычных народов, спектакль «По древнему обычаю», г. Улан-Батор

2006 год - участница межрегионального театрального фестиваля «Сибирский транзит», спектакль «Бальжан хатан», г. Улан-Удэ

2005 год – участница участница межрегионального театрального фестиваля «Сибирский транзит», спектакль  «Трехгрошовая опера», г. Красноярск

2005 год – участница международного кочевого театрального фестиваля «Желанный берег мой-2005. Лики Чингисхана», спектакль «Чингисхан», г. Улан-Удэ

2002 год -  участница межрегионального театрального фестиваля «Сибирский транзит», спектакль «Чингисхан», г. Иркутск.

 

ИЗЮМИНКА ОЧАРОВАНИЯ

Порою лишь одна неприметная черта, данная от природы, может стать причиной для большого успеха. У профессиональных актеров эту черту принято называть изюминкой. Причем у каждого актера изюминка своя. У Даримы Тулохоновой такой изюминкой стало ее врожденное, или природное очарование.

Трудно не умилиться улыбке этой актрисы, когда на сцену она выходит, например, в образе мамы жениха в «Улейских девушках». Она настолько убедительна в этом образе, что авторы спектакля, Саян и Эржена Жамбаловы и не думают вводить на эту роль еще одну актрису. А чего стоит образ кормилицы в спектакле «Ромео и Джульетта» Сойжин Жамбаловой?! Начиная со сцены бала, этот персонаж буквально захватывает внимание зрителя, и своим очарованием держит его до конца действа.

Дарима Тулохонова – одна из выпускниц первой Бурятской студии ВСГАКИ. Но актерские способности обнаружили в ней еще педагоги республиканского лицея-интерната №1, где будущая актриса активно участвовала в народной самодеятельности и занималась в театральном кружке.

Сегодня в личном активе Даримы уже около 40 ролей на сцене Бурятского театра драмы. Роли мамы в «Улейских девушках», кормилицы в спектакле «Ромео и Джульетта», мальчика Вити в «Утиной охоте» по пьесе Александра Вампилова, и многие другие образы в исполнении Даримы вошли в золотой фонд актерского мастерства Буряад театра. Но одними из из лучших своих актерских работ сама актриса считается роли Буратино в спектакле «Золотой ключик или новые приключения Буратино» по пьесе В.Массальского и роль девочки по имени Туяа в спектакле «Волшебная страна предков» по пьесе Болота Ширибазарова. «Буратино она играет лучше, чем это делают в известном кинофильме», - отмечают коллеги Даримы. С мальчишеским озорством, совершая массу акробатических этюдов, танцуя, звонким голосом распевая знакомые песенки, Буратино в исполнении Даримы Тулохоновой очаровывает зал своей непосредственностью и вызывает массу положительных эмоций у детей. Она настолько органична и естественна в этой роли, что порой даже кажется, что ее персонаж выполнен из пластилина, а не из дерева. Кстати, за роль Буратино Дарима Тулохонова удостоилась премии Министерства культуры республики в номинации «Надежда». Еще одной крупной работой Даримы считается роль Арюны в спектакле “Эхэ” (“Мать”) по пьесе монгольского драматурга Мэндсайхан.

- Как актриса Дарима — очень настырный, даже вредный партнер — отмечает известный театральный режиссер Баярма Жалцанова. - Она замучает своими требованиями партнера, если это действительно требуется. Это хорошее актёрское качество. Она не будет терпеть приблизительности, непонятности. Будет раздражаться от того, что не получается. И это лучше, чем равнодушное исполнительство. 

Даримка обладает удивительным даром зажигаться и заряжать всех вокруг положительной энергией. Это мастерство актера. Про каждую сыгранную ею роль можно что-то сказать. У неё есть замечательный Буратино. И он лучше киношного — это точно! Но главное, что она везде яркая, своеобразная, запоминающаяся. 
Существует амплуа актёра. По внешним параметрам Дарима подходит к "травести". Но сколько примеров из истории театра, кино, которые выходят за эти рамки. Мне кажется, рано её характеризовать в каком-то определённом амплуа. Она только встает на путь развития. И профессионально и личностно. Каждый раз выученную и понятную роль пережить заново, открывая, прежде всего для себя, с другой неизвестной стороны. Это непросто. 
Однажды Дарима Владимировна Халматова, анализируя дипломную работу студентки Цыденовой (Тулохоновой), сказала, что "В наше время не хватает актрис — клоунесс". Да, я согласна, это очень редкий актёрский дар. Обладая этим талантом, можно в любом жанре, роли, в любом возрасте быть выразительной и убедительной. Но чтобы природные данные стали "бриллиантом", нужно много трудиться над собой, уметь анализировать, уметь обобщать, быть вдумчивым, не растрачиваться по мелочам. Дарима обладает этим даром.

Дарима Тулохонова