Родилась 10 июля 1946 года в селе Булум Хоринского района Бурятской АССР.
1969 год – выпускница Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, специальность – «артист драматического театра и кино».
1969 год – артистка Бурятского государственного театра драмы имени Хоца Намсараева.
Биография и творческий путь
О любви к театру сложено немало легенд. Рассуждения об этой любви в театральной среде никогда не перестанут быть признаком хорошего тона. Но, что же именно есть любовь к театру? Вопрос, на который есть множество ответов, и все они будут казаться размытыми. Пожалуй, любовь эту можно только выразить, либо на сцене, либо на примерах из жизни. Творческий путь Даримы Сангажаповой, и вся ее биография, не убоимся этого слова – истинное воплощение любви к своей работе, любви к театру.
Дарима Базаржаповна родилась в 1946 году, в селе Булум Хоринского района Бурятской АССР. В 1965 году, окончив Хоринскую среднюю школу №1, поступила в Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кино. По окончании ЛГИТМиК, в 1969 году стала артисткой ГБАТД имени Хоца Намсараева.
Отметим, позже эти годы признают началом новой эпохи Буряад театра, того этапа, когда репертуар и политика отходят на второй план, а во главе театра встает его величество актер! Одним из символов этой эпохи станет и Дарима Сангажапова.
На сцене Бурятского театра драмы Дарима Базаржаповна исполнила более 100 ролей. Отчасти это роли второго плана, еще чаще – главные. И ни один образ актрисы не будет проходным. Очень скоро заметят это и в кино.
В 1976 году Студия «Ленфильм» приглашает молодую бурятскую актрису исполнить роль Долины Андреевны, красивой, успешной и одинокой женщины в фильме «След росомахи» по повести чукотского классика Юрия Рытхэу. По мнению многих критиков, эта роль второго плана в итоге получилась самой заметной в картине, и открыла перед актрисой перспективы в кино. Однако Дарима Сангажапова предпочла родной театр.
Сложно сказать, какая именно роль стала для нее определяющей, таковых много. Но бурятский зритель впервые и всерьез оценил ее благодаря роли Должид в телеспектакле «Сэрэмпэл» на Бурятском Государственном телевидении, по одноименному рассказу Хоца Намсараева. Эта была уже третья сценическая работа актрисы, и именно она раскрыла одну из характерных черт Даримы Базаржаповной – тонкий, скрытый драматизм неоднозначного образа. Позже были и другие интерпретации этой истории, но ни одна из них не была столь удачной и цепкой.
Апогеем же творческой карьеры Даримы Базаржаповны стала целая серия ролей, таких как волчица Акбара в спектакле «Плаха» по роману Чингиза Айтматова, Гекуба в «Троянках» Эврипида, женщина в красном в «Невероятной и грустной истории про простодушную Эрендиру и ее жестокосердную бабушку» в постановке колумбийского режиссера Алехандро Гонсалеса Пучче. Апогеем эти роли стали потому, что в 1993 году актриса принимает решение уйти из театра. На то было много уважительных причин. Однако, покинув родной театр, уже признанная актриса, на тот момент Заслуженная артистка России решает посвятить себя педагогической деятельности, открывает экспериментальную театральную студию для детей. Результатом столь смелого шага стало методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов «Мир, театр, дети» (год издания 1995 г.).
В 1994 году Дариме Базаржаповне предложили возглавить отдел профессионального искусства Министерства культуры РБ. С 2005 года Дарима Сангажапова - педагог Бурятского Республиканского училища культуры и искусства, где кроме основной работы преподавателя по дисциплине «Сценическая речь» профессиональная актриса создаёт студенческий театр поэзии «Зориг».
Весь свой опыт Дарима Базаржаповна сумела обобщить в издании учебно-методического пособия для руководителей поэтических театров РБ «Зримые образы в поэтической композиции», и в серии аудиодисков для детей младших, средних и старших классов на бурятском языке.
И, наконец, в 2013 году Дарима Базаржаповна принимает решение вернуться в театр, и выходит на сцену в роли Сары Аубер в спектакле «Августовские киты» по пьесе Дэвида Бэрри. Зал аплодировал ей стоя, а критики позже отметили, что вынужденный перерыв в два десятка лет не повлиял на профессионализм актрисы. Она не утеряла своего мастерства, но еще больше полюбила свою профессию.
Символично и то, что в 2016 году, в рамках фестиваля «Алтаргана» Дарима Сангажапова предстала на сцене в спектакле «Сэрэмпэл», точнее, во фрагменте постановки, и на сей раз уже в образе матери главного героя.
Говорят, каждый новый этап начинается с повторения пройденного, так успехи прошлого вдохновляют нас на победы в будущем.