Родился в селе Кижинга Кижингинского района Республики Бурятия 8 сентября 1976 года.
1996 год – Бурятское республиканское училище культуры и искусств, курс Владимира Кондратьева и Майдари Жапхандаева
1996 год - артист Бурятского государственного академического театра драмы имени Хоца Намсараева.
Право выбора Биликто Дамбаева…
Настоящий актер всегда неповторим, какие бы типажи на него не вешали, и к каким бы амплуа его не относили. Настоящий актер оставляет за собой право выбора в воплощении роли и, так начинается магия театра.
Биликто Дамбаев один из тех актеров Буряад театра, кому нет необходимости навязывать конкретную концепцию роли. Концепцию он определяет сам, да так убедительно, что у режиссеров, как правило, не возникает нужды с ним спорить.
Это качество артисту привили на курсе Владимира Кондратьева и Майдари Жапхандаева в Бурятском республиканском училище культуры и искусств. В истории Буряад театра не так уж и много упоминаний об этом удивительном курсе, хотя по значимости он ничуть не уступает знаменитой первой Бурятской студии ВСГАКИ.
Биликто родился в 1976-м году, в Кижинге. В 1996-м году был принят в труппу Бурятского театра драмы.
- «Чем я действительно горжусь, так это школой, которую прошел под руководством своих мастеров – вспоминает Биликто, - все четыре года учебы мы буквально жили в Бурятском театре драмы. Сценическую речь и мастерство нам преподавали Майдари Жапхандаев и Георгий Бутуханов. Своим бесценным опытом с нами делились Сэрэмжэ Уладаева, Содном Хажитов, Цыден Цырендоржиев и многие другие. Это легенды Буряад театра. Учеба наша пришлась на начало 90-х, и мы видели все проблемы, что испытывал театр. Актеры месяцами не видели зарплаты. Но мы продолжали учебу, потому как мастера находили нужные слова, чтобы нас подбодрить. Я уже и не помню, сколько человек поступило на наш курс, до финала дошли семеро…»
Буквально с первого дня работы в театре молодой актер участвовал во всех спектаклях, массовых сценах, эпизодических ролях, сценках. Уже тогда зритель обратил внимание на удивительную непосредственность и мягкое сценическое обаяние актера. Этими качествами Биликто наделяет образы всех своих героев, будь то Болдой в спектакле «Болдой, сын Толдоя» по пьесе Бато-Мунко Пурбуева, или генерал Монтекки в бессмертной шекспировской драме «Ромео и Джульетта» в постановке Сойжин Жамбаловой.
Кстати, образ Болдоя стал первой главной ролью Биликто на сцене Буряад театра, в 1998-м году. Уровень исполнения актера тогда весьма высоко оценили критики-театроведы Анатолий Политов и Валентина Найдакова. Затем были роли Зинзивера, маленького рыцаря мечты в «Оловянных кольцах Альманзора» по пьесе Тамары Габбе, очаровательный помощник повара в «Слуге двух господ» Карло Гольдони, озорной Дамдин в спектакле «Черт в сундуке», дуралей Билдуу в « Будамшуу» Цырена Шагжина.
Однако в полной мере актерский талант Биликто стал раскрываться с наступлением в театре эры современной драмы, эры, продиктованной временем. Актер блестяще воплощает образы в спектаклях «Воздушный поцелуй» и «С.С.С.Р» по пьесам Геннадия Башкуева, «Зүрхэн шулуун» Александра Лыгденова, «Япон Долгор» Баира Эрдынеева, «Утиная охота» Александра Вампилова, «Чингисхан» Булата Гаврилова, «Сострадание» Болота Ширибазарова и т.д. Комический дар Биликто раскрылся благодаря участию в различных театрализованных шоу, «Вечерах юмора и смеха», где артист со своими сокурсниками составлял ядро концертной группы.
Одной из последних работ Биликто стал образ Монтекки в спектакле «Ромео и Джульетта» Сойжин Жамбаловой. Пожалуй, впервые Биликто предстал в образе простого человека, простого даже во внутренних противоречиях. Генерал Монтекки в исполнении Биликто Дамбаева – это замечательный супруг и родитель, выходец из простого народа, пробивший себе путь наверх за счет характера и воли. Наградой ему стала красивая жена, истинная аристократка, а затем и замечательный сын. Но в делах политических Монтекки не силен, порода не та. В итоге он уже в тени своего визави генерала Капулетти. Иначе говоря, трагедия в том, что Монтекки слишком прост для компромиссов, а Капулетти, напротив, слишком сложен. Столь удачное противоречие стало возможным благодаря атмосфере спектакля, костюмам, удачной расстановке ролей и далеко не в последнюю очередь благодаря метко найденной концепции образа от Биликто Дамбаева.
Пресса:
- Театральный диалог с Биликто Дамбаев, от 17 декабря 2015 года, ссылка - https://www.youtube.com/watch?v=oueJlh635FU
- статья в газете Информполис «Бурятский актер «подружился» с Сергеем Безруковым», от 17 декабря 2015 года, ссылка - https://www.infpol.ru/165613-buryatskiy-akter-podruzhilsya-s-sergeem-bezrukovym/
- статья в газете Номер Один «Безруков меня поразил!» , от 23 декабря 2015 года, ссылка - https://gazeta-n1.ru/archive/2015/50/38500/
- статья на сайте ulanmedia.ru «Сергей Безруков об актере из Бурятии Биликто Дамбаеве: Он - открытие для российского кино», от 17 декабря 2015 года, ссылка - https://ulanmedia.ru/news/480002/
- статья в Байкал Дэйли «Бурятский актер рассказал о съёмках с Сергеем Безруковым», от 16 декабя 2015 года, ссылка - https://www.baikal-daily.ru/news/16/184649/