Родился в селе Усть-Орот Кижингинского района Бурятии 9 декабря 1979 года.
2002 год – выпускник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств по специальности «Актёр театра и кино», диплом с отличием.
2002 год – артист Бурятского государственного академического театра драмы имени Хоца Намсараева.
Пресса:
- статья в Информполис от 15.06.2009 года «Герой Любовник Баярто Ендонов», https://www.infpol.ru/173765-geroy-lyubovnik-bayarto-endonov/
- статья в Информполисе от 6 декабря 2017 года «Звёздному» курсу Буряад театра исполнилось 20 лет», ссылка - https://www.infpol.ru/109747-zvezdnomu-kursu-buryatskogo-teatra-ispolnilos-20-let/
СВОЙ «ГАМЛЕТ»…
Есть у театральных актеров и режиссеров одна верная примета «тому, кто сыграл Гамлета, тому, кто прикоснулся к этому образу, подвластны любые роли». В Бурятском театре драмы таких артистов немного, а по большому счету он такой один – Баярто Ендонов, народный артист Бурятии, выпускник первой Бурятской студии ВСГАКИ.
Свой актерский талант Баярто проявил еще в годы студенчества, он и сегодня неизменный жених в спектакле «Улейские девушки». Однако роль Гамлета актер считает для себя ключевой, и не только потому, что это роль, которую в свое время исполнили такие великие артисты как Иннокентий Смоктуновский и Владимир Высоцкий. Благодаря опыту работы над образом «Гамлета» Баярто открыл в себе новые актерские качества, и стал первым народным артистом Бурятии из числа выпускников уникальной первой Бурятской студии ВСГАКИ.
Следующей своей ключевой ролью Баярто считает образ Мэкки-ножа из «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта. Роль удостоилась диплома Министерства культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятии в номинации «Лучшая мужская роль 2005 года» и премии в номинации «Лучший актер года». Так возник и окончательно укрепился универсальный и беспроигрышный иисусовский типаж Баярто Ендонова, и прошел красной нитью в его последующих ролях. А последующими были Треплев в “Чайке”, Дай Хун в “Бальжин хатан” и Петр I в спектакле «На стыке веков». А так же Красавчик в спектакле «С.С.С.Р», хан Угэдэй в «Чингисхане», Евгений Онегин в спектакле «Зүрхэн шулуун»…
Так что же увидел бурятский зритель в этих ролях? И чем же так притягивают эти образы? Отчасти – удивительной природной органикой актера, а в остальном – его умением быть понятным, своим. Его Треплев не кажется нам молодым европейцем из далекого Подмосковья, равно как не кажется нам и Онегин в исполнении Баярто столичным аристократом. Это простые, понятные нам люди, живущие здесь, среди нас…
- «Играть ярко, образно, сильно и азартно. Я вообще человек азартный. Во всем нахожу азарт. И в театральной игре тоже», - признается актер.
Однако творчество Баярто Ендонова отнюдь не ограничивается драматическими и трагедийными ролями. Актер очень любит играть в комических, сказочных ролях, о чем говорят роли в спектаклях для детей и юношества. Причем тексты многих сказочных героев он знает наизусть. Немало место в его твореческой жизни занимает и вокальное искусство. На первом музыкальном конкурсе «Поют драматические артисты» посвященном 60 –летию Победы, инициатором которого стал театр бурятской драмы, Баярто получил первое место за исполнение песни «Журавли» композитора Я.Френкеля на стихи Р.Гамзатова. Тематика конкурса «Песни о войне» - давала актерам широкое поле для творчества и факт, что он из 12 участников был признан самым лучшим, говорит о творческом потенциале актера.
Весьма ярко, своеобразно проявил себя актер и в кино, именно ему доверили роль молодого Чингисхана в первом бурятском фильме “Первый нукер Чингиз хана”.
В настоящее время Баярто Ендонов всецело посвятил себя театральной сцене, исполнив ключевые роли в спектаклях «Пышка», «Недоразумение», «Поющие камни», «Ромео и Джульетта», «Булжамууртын орон», Хулэр Тумэрэй амисхал»…
Очередным важным этапом в творчестве Баярто стала роль Уржина Гармаева в спектакле «Ветер минувших времен». Актер не просто мастерски воплотил этот образ, он раскрыл его в той мере, когда уже невозможно утверждать о персонаже однозначно. Актер воплотил образ так, что после просмотра остаются вопросы, на которые каждый зритель должен ответить себе сам. Возможно, это еще и не высший пилотаж, признают театральные критики, что следят за творчеством Баярто, но уже очевидно мастерство зрелого актера, у которого есть хорошая привычка, постоянно расти, и неизменно удивлять!