Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
17
июня
Бальжан уходит в отпуск
В "Буряад театре" завершился показ в этом сезоне исторической саги про бурятскую королеву Бальжан-хатан.
 
Её величество потрудились в этом году на славу. Сразу два театра, Бурдрам и оперный, воспевают о её подвиге. Как будто по велению высших сил, в один день шли на двух сценах премьера мюзикла, с одно стороны, и репертуарный спектакль о Бальжан-хатан, с другой. 
 
Анализ и сопоставление этих двух разноплановых постановок ждёт своего профессионального критика. Мы же отметим, что в опере мы получили помпезное музыкальное прочтение знаменитой истории, некий бурятский аналог оперы "Борис Годунов', а в драме - глубоко лирическую лав-стори. 
 
О сюжетной линии нашумевшего во всю Ивановскую спектакля "Её зовут Бальжан" повторяться не будем. Остановимся на ее драматургических нюансах, ведь дьявол кроется в деталях. Ослепительный блеск премьеры спектакля продолжает ещё отблескивать и светиться. 
 
В связи с вводом новых актёров в постановку, как считает Соелма Дагаева, министр культуры Бурятии, в спектакле и в целом в Бурдраме, образовался уникальный микс из актёров московской и ленинградской школ. 
 
Как известно, первоначальный состав спектакля был полностью столичный, из студентов Щукинского института. На большой сцене "Буряад театра" в состав спектакля были введены ряд других актёров, что не сказалось на его московском флере. 
 
В последнем показе в прошлую пятницу концентрация москвичей в спектакле поубавилась. Был заменен щукинец Игорь Раднаев, выбитый из седла по болезни. Его лёгкая французская небритость во внешности добавляло принцу Дай-хуну томности мачо.
 
Великолепную амбивалентность демонстрирует на сцене Дахалэ Жамбалов. Его монарх Буубэй-Бэйлэ-хан в сцене сватовства кротко величественен. Следует отметить, божественную музыку авторства этого молодого артиста и композитора, которая долго не отпускает тебя после спектакля. 
 
Как пишут театроведы, отличительной чертой московской актерской школы считается внутреннее, интуитивное проникновение в роль. Недостаток такой технологии в том, что иногда у актёра это может не получиться. Если на премьере это мастерство продемонстрировала Арюна Цыденова, то сегодня волну оседлал Бато Шойжонов. В роли  Буубэй-Бэйлэ-хана и Дай-хуна у него аж из глаз сыпались искры. 
 
Желание придушить королеву-мачеху возникает от игры Раисы Бадмаевой. В одном из интервью артистка смеялась, что про такое же желание ей сказала одна из зрительниц на спектакле в Учебном театре Щукинского института. 
 
Душераздирающе звучат мизансцены казни Бальжан-хатан и её обращения к подданному бурятскому народу в исполнении Бальжан Арданабазаровой, шэнэхэнской бурятки, выросшей в местах, где происходили эти легендарные события. 
 
Совершенно другой характер игры демонстрируют актёры-питерцы. Их учат входить в роль извне: тщательно изучать и анализировать образ. Очень гармонична была Ольга Ранжилова-Ломбоева в роли матери Бальжан-хатан. Похоже, она в теме: знает, что играет. Материнство артистка, видимо, хорошо изучила на собственном опыте молодой мамы. 
 
Солбон Ендонов вышел на сцену в ореоле славы после триумфа в Монголии, где завоевал статуэтку "Святой музы", монгольский Оскар, за лучшую мужскую роль в спектакле "Полковник пишет". 
 
Из игры артиста впечатлила пугающая гримаса злорадства короля при пленении и казни свободолюбивой невестки. Проникновенно играет артист в финальной сцене прощания с любимой: "Прости, дорогая, я так-то хороший человек!".
 
Возможно в силу ли своей петербурской актерской школы, в силу ли артистического опыта, но эти двое питерцев внесли свою тональность в постановку. Картину дополнял Алдар Базаров, выпускник нашего ВСГАКИ. Но этот акын поёт свою песню.
 
Смешной образ слуги помогает артисту разрушить сложившийся амплуа героя, который крепко ассоциируется с актёром после его успешной роли Алдара Цыденжапова в спектакле "Алдар. 9 секунд". Здесь же актёр показал, что ему под силу не только героические, но и комические образы.
 
Настоящая находка режиссёра спектакля Сойжин Жамбаловой в том, что актёры меняются ролями во время спектакля по принципу "герой - антигерой. Это удивляет, кружит голову, путает и концентрирует внимание зрителя, а актёров заставляет быть гибче и играть эластичнее, проявляя свою многогранность. 
 
Бальжан-хатан закончила свой первый театральный сезон в Бурдраме, а в оперном закрыла весь сезон театра, встретимся с Её Величеством в новом!
 
Постановка спектакля "Её звали Бальжан" в Бурдраме осуществлена при поддержке министерства культуры Бурятии.