Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
04
июля
Такая разноплановая Ольга Ранжилова-Ломбоева!

Продолжаем серию биографических очерков Эржены Жамбаловой об артистах Бурдрама, удостоенных на прошедшем 90-летнем юбилее театра главой республики Алексеем Цыденовым высоких званий "Заслуженный артист Бурятии":

Ольга Ранжилова-Ломбоева

Ольга Ранжилова-Ломбоева – выпускница Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, служит в театре с 2011 года. 

В период с 2011 по 2021 годы актриса сыграла в 50 новых постановках, и в 27 из них главные роли. Уже в дипломных спектаклях она заявила о своих незаурядных творческих способностях.

«Научить невозможно, а научиться можно!» - гласит мудрость. И Ольга Ранжилова-Ломбоева научилась не смотреть, а видеть, не слушать, а слышать. При этом слово «понял» значит для неё «сделал». А именно, «выйдя на площадку», то есть работая на сцене, точно выполнить поставленную режиссером задачу. По-другому, на актерском сленге говорят: «пройти ногами», «выстроить внутреннюю линию» и «суметь закрепить». Таковы учебные девизы актерской школы.

Стабильность – важная профессиональная черта в работе актрисы. Это означает, что из спектакля в спектакль именитая теперь актриса закрепляет внутреннюю и внешнюю жизнь персонажа, проживая каждый спектакль снова и снова, наращивает скелет роли, рождая новые способы выразительности.

В дипломных студенческих спектаклях Ольга Ранжилова-Ломбоева играет абсолютно разные, полярные роли: лирические и социальные героини, характерные комедийные персонажи. Один из этих спектаклей идет на сцене театра до сих пор – «Шутки Чехова. Предложение», где актриса играет роль Натальи Степановны, засидевшейся в девицах, подозрительной и мнительной, но очень смешной и обаятельной провинциальной помещицы.

Если 2011 год в целом для актрисы можно назвать вхождением в труппу театра, то в 2012 - началась значимая работа: роли Адельмы и Зелимы в спектакле «Турандот»  режиссера Олега Юмова, роль О Эй в спектакле «Гротески Хокусая», режиссер Баста Цыденов, Эрлина - в спектакле «Тихий Булат» по пьесе Галсана Нанзатова.

2013 год – спектакль «Недоразумение» Альбера Камю, где Ольга Ранжилова-Ломбоева сыграла роль Марии. Спектакль прожил на сцене очень недолго, и на то были разные причины, но стоит отметить, что постановщиком был известный польский режиссер Кшиштов Занусси.

В этом же году актриса играет роли Дынсымы и Дулмы в спектакле «Птицы нашей молодости» Иона Друце, вводится  на роль Арюны в спектакль «Эхэ», режиссер Владимир Кондратьев, и «Улейские девушки», режиссеры Саян и Эржена Жамбаловы, на роль Невесты.

Творческий разбег актриса берет в 2014 году. Главная роль в спектакле «Пышка», режиссер Елизавета Бондарь, созданном в результате творческой лаборатории под руководством Олега Лоевского,. Далее, участие в фестивале «Новосибирский транзит».

«Человек на сцене должен быть живым!» – гласит одно из правил актерской школы, а это значит проживать надо свою сценическую жизнь сейчас, здесь и сию минуту. «Важно ЧТО ты делаешь, но  еще важнее КАК ты это делаешь!» - еще одна формула профессии.

Если сравнивать театр и кино, то можно сказать просто: в кино живая игра актера фиксируется на пленке, выбирается лучший дубль и делаешь - формула профессии. Если сравнивать театр и кино, то можно сказать просто: в кино живая игра актера фиксируется на пленке, выбирается лучший дубль и каждый раз мы видим один и тот же прекрасно сыгранный эпизод.

Но в театре другие условия: актер вновь и вновь проживает на сцене ту или иную роль, и дублей здесь не бывает, а зритель, чувствуя живую энергию, поддается магии сцены, сопереживает, смеется и плачет, испытывает некий эмоциональный катарсис.

Каждый спектакль проживать заново жизнь своего персонажа, делая образ неповторимым – творческое кредо Ольги Ранжиловой-Ломбоевой.

Мэдэг в «Үнгэрэһэн сагай һэбшээн», режиссер Саян Жамбалов – смелая и находчивая девчонка, а вскоре, любящая всем сердцем девушка, мудрая и преданная жена. Такой образ спутницы жизни сына бурятского народа, генерала Уржина Гармаева создала Ольга Ранжилова-Ломбоева.

Офелия в «Гамлете», режиссер Джемма. Баторова – работа над классическим материалом мировой драматургии стала некой ступенью к следующей роли в шекспировской пьесе.

2015 год – роль Джульетты в «Ромео и Джульетта», режиссер Сойжин Жамбалова. В первом появлении на сцене Джульетта еще совсем ребенок, единственная и любимая дочь, игривая и беззаботная девочка. К сватовству Париса она относится как к забаве, как к какой-то новой игре, открыто и без стеснения рассматривает жениха, и не скрывает своей озорной улыбки.

Но в сцене бала, при первой встрече с Ромео, Джульетта резко меняется. Героиня превращается в трепещущий лепесток, всем телом, как будто подчиняется любому движению воздуха. Взгляд останавливается в полном непонимании, ритм речи и тела ломается в неизведанном до  этого ощущении.

А, далее, по мере развития событий, Джульетта Ольги Ранжиловой-Ломбоевой превращается в молодую женщину, способную бесстрашно идти до конца во имя своей любви. Знаменитая сцена на балконе – актерский дуэт Ольги Ранжиловой-Ломбоевой и Зоригто Цыбендоржиева – влюбленные герои купаются в нахлынувших волнах чувств.

Последний монолог Джульетты решен режиссером в жестком музыкально-ритмическом рисунке, и актриса точно выверяет и распределяет каждую фразу, доводя мысль до финального решения.

Страшен и беспощаден, сам по себе, режиссерский посыл в спектакле: из-за бессмысленной вражды взрослые  невольно убивают собственных детей. Возникает какая-то буддийская, если хотите, очень даже бурятская мысль, что ненависть разрушает твою жизнь, лишая тебя продолжения.

Роль Джульетты несомненно становится трамплином в творчестве Ольги Ранжиловой-Ломбоевой. Умение слышать режиссера - это профессиональная черта, которая позволяет актрисе быть разной и непредсказуемой во всех спектаклях, где она занята.

После постановки «Ромео и Джульетты» можно проследить художественную нить, связывающую творческий тандем режиссера и актрисы. Актриса Ольга Ранжилова-Ломбоева играет практически во всех постановках режиссера Сойжин Жамбаловой.

2015 год – «Үбгэд+хүгшэд» - бабушка Пылжид Капитоновна. Спектакль, рожденный из концертных миниатюр, сочиненный благодаря творческой фантазии четырех актеров и режиссера.

Актриса умеет мастерски импровизировать, внимательно следить за игрой партнера, придумывать на ходу актерские "трюки". Так называются на сценическом слэнге любые творческие находки артиста, будь-то смешные или нет, рожденные сиюминутно от реакции на игру партнера или на бешенном градусе высокого внутреннего темпо-ритма самого актера.

За образом смешной, неуклюжей, переваливающейся с ноги на ногу, как утка, бабушки видна актриса, всем сердцем любящая свой образ. Умение отстраняться от образа - еще одна ценная профессиональная черта Ольги Ранжиловой-Ломбоевой.

2016 год – постановка Сойжин  Жамбаловой «Полет. Бильчирская история». Сквозь все события в спектакле  проходит линия персонажа Ольги Ранжиловой-Ломбоевой, одинокой брошенной кошки, провоцирующей дьявола, одурманивающей местных духов.Что-то чертовское есть в этом странном и устрашающем образе, от которого веет холодом и безысходностью, разрухой и трагедией.

2017 год – роль Дуни в спектакле «Смотритель» по повести А.С. Пушкина; две роли – жены поэта Эльвиры, и Тани, секретаря музея в спектакле «Хүлэр түмэрэй амисхал» по роману Владимира Митыпова «Долина бессмертников».

Режиссер Сойжин Жамбалова, зная возможности и диапазон актрисы, доверяет ей абсолютно разные по характеру роли. Так возникла романтичная, слабая, не требующая ничего в ответ Дуня, любящая и терпеливая, понимающая и поддерживающая во всем мужа жена поэта Эльвира, ярко гротесковая в пластике и в голосе музейная работница Таня.

2019 год – постановка спектакля «Үншэн сагаан ботогон». Бурятский эпос требовал совершенно иного способа существования, образно говоря, актер должен «стоять на котурнах», так как эпичность и масштаб, подобно греческой трагедии, невозможно достигнуть по-другому.

В дальнейших работах Ольги Ранжиловой-Ломбоевой эта особенность существования на сцене ярко проявляется в других спектаклях: роли Агуу Гоохон в «Алдар. 9 секунд», автор и режиссер Саян Жамбалов, образе Булад Хуурай – «Аламжи», режиссер Артем Устинов, Женщина-война – «Амиды бусаһанайш түлөө», режиссер Саян Жамбалов, Алтан Сэсэг хүгшэн – «Алтан Сэсэг», автор и режиссер Сойжин Жамбалова.

В спектаклях для детей Ольга Ранжилова-Ломбоева занята всегда. Это и главные роли разных принцесс: Золушка, Принцесса на горошине, Принцесса из сказки «Кот в сапогах» - и второстепенные комедийные  роли. Актриса всегда помнит театральный девиз «Для детей нужно играть хорошо, и даже немного лучше!».

Есть в арсенале у артистки и социальные героини, такие как Шойжид-хатан в спектакле «Шэнхинүүр шулуунууд» (Поющие камни), режиссер Саян Жамбалов. На протяжении всей истории мы наблюдаем жизнь великой бурятской княгини: от девчонки, отданной рано замуж, до сильной, умной и дальновидной женщины-деятеля.

Зритель вместе с актрисой переживает все драматические, а порой трагические моменты из жизни этого персонажа. Ей не дано было свыше стать матерью, но она воспитала достойного наследника. Ее несправедливо оклеветал и убил народ, но она простила, построив Анинский дацан. В памяти народа Шойжид-хатан осталась вечной хранительницей Хоринских степей и Тугнуйской долины.

Светлая, пронзительная, легкая Арюухан в спектакле «Булжамууртын орон» по повести Чингиса Айтматова «Первый учитель», режиссер Саян Жамбалов. Стойкая, ответственная, дерзкая Дугарма в спектакле «Тугшан», режиссер Виктория Печерникова.

2021 год - роль Тани в постановке «Корея_03», режиссер Сойжин Жамбалова. Огромная человеческая драма простой учительницы из Бурятии, вынужденно уехавшей с мужем на заработки в Южную Корею и оставившей у родственников единственную дочь-подростка.

Каково это перестраиваться на другой жизненный уклад интеллигентной  скромной женщине, жить в постоянном страхе нелегала и все-таки быть выдворенной из страны-мечты, практически разрушить свою семью, расставшись с мужем? Трагедия и распад. Трагедия и распад семьи, безвыходная жизненная ситуация – все это о сегодняшнем дне обыкновенных наших современников.

2021 год – «Шалхуу Рабдан», режиссер Саян Жамбалов. В спектакле Ольга Ранжилова-Ломбоева играет две роли, двух педагогов. Одна из них, в самом начале спектакля - преподаватель классического танца в Улан-Удэнском театрально-музыкальном училище. Стройная, подтянутая, требовательная, грациозная дама с хореографической осанкой.  Другая – сельская учительница в далеком забайкальском бурятском селе, преданная своему делу, любящая детей за все их ребячьи проделки и фантазии, такая родная и близкая для своих учеников.

Русская классика в творчестве Ольги Ранжиловой-Ломбоевой: 2016 год -  Полина в спектакле «Наадан» по роману Достоевского «Игрок», режиссер Владимир Бочаров. Актриса существует в жестком музыкально-ритмическом и пластическим рисунке, заданном режиссером.

2021 год – Варвара в спектакле «Аадар» по пьесе Островского «Гроза», режиссер Виктория Печерникова. Образ дерзкой, решительной девчонки, полной решимости помочь Катерине перестроить жизнь на счастливый лад. Но жернова устоев Кабанихи способны сломить эти порывы молодости, повернуть все в свою сторону и заставить сначала принять, а затем и жить по этим правилам.

Премьера 2021 года – спектакль «Эмгээ» (Бабушка), режиссер Сойжин Жамбалова. Это еще один важный рубеж в творчестве Ольги Ранжиловой-Ломбоевой: актриса выступила в роли драматурга. Пьеса была написана в результате работы в лаборатории драматургов «Шэнэ буряад зужэг» (Новая бурятская пьеса) под руководством Анастасии Букреевой.

Пьеса «Эмгээ» была отмечена и вошла в лонг-лист всероссийского конкурса драматургии «Ремарка» как пьеса для детей, а бурятский театр получил современную пьесу и начинающего драматурга. Фантастическая история, похожая на притчу, написанная в память о любимой бабушке, еще долгие годы будет завораживать маленьких зрителей и волновать сердца взрослых.

С 2011 по 2021 годы много событий произошло в жизни талантливой актрисы Ольги Ранжиловой-Ломбоевой. И это только лишь первое ее творческое десятилетие! Все самое интересное и значимое впереди!


Фотоотчет