Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
04
июня
Неореализм Баира Бадмаева

Итальянская эстетика спектакля "Би Толгонай", который будет показан на международном театральном фестивале "Гэгээн муза" в Монголии

Как признается режиссер спектакля Баир Бадмаев, идея обратиться к "Би Толгонай" пришла, когда он искал подходящий материал для постановки в Баянгольском народном театре Баргузинского района.

По образованию Баир Бадмаев - театральный режиссёр, окончил ВСГАКИ. Но по жизни он уже двадцать лет - актёр Бурдрама. Его творческая деятельность от обратного: из режиссера пошёл в актёры.

Но свою основную артистическую деятельность он успешно совмещает с режиссёрской: работает с самодеятельными театральными коллективами республики.

- Просматривая архивный репертуар Бурдрама я наткнулся на инсценировку "Би Толгонай", постановка которой была осуществлена режиссёром Владимиром Кондратьевым в театре в восьмидесятых годах прошлого века, - В голове у меня сразу выстроилась концепция новой постановки: четыре самостоятельных образа героини. Юная, молодая, зрелая и умудренная жизнью пожилая Толгонай.  Каждую из них на сцене должны были воплотить разновозрастные актрисы.

Но у режиссёра возник неразрешимый вопрос: где взять в деревне актёров на мужские роли? Мужчин на селе теперь завлечь в народный театр практически невозможно. Из этих соображений он и решил ограничиться только одним женским образом.

- Инсценировка Бориса Львова-Анохина по повести Чингиза Айтматова "Материнское поле" с учётом этого была сокращена, - вспоминает Баир Бадмаев, - В результате получился моно-спектакль, сценарий которого я показал худруку "Буряад театра" Саяну Жамбалову. И он предложил мне осуществить постановку на профессиональной сцене.

Следующим этапом у постановщика возник вопрос об актрисе, способной вытянуть столь масштабную задачу как моно-спектакль. Ведь играть ей придётся одной. Здесь у Баира Бадмаева не было никаких сомнений: только Должин Тангатова! В её пользу говорили уровень мастерства актрисы и её глубоко личное отношение к военной теме, ведь она из поколения, воспитанного людьми, прошедшими войну.

- Сложнее и интереснее было работать со сценографией спектакля, - признается режиссёр, - Это был большой коллективный труд. Художником выступила Натали-Кейт Пангилинан, композитором - Анастасия Дружинина, пластику взялась воплотить мой преподаватель по институту Евгения Герасимова, атмосферное видео оформление было создано Юрием Банзаровым, талантливым видеинженером.

Но перед постановочной группой встал главный вопрос - общее стилистическое решение постановки. Тут помогли полученные режиссёром в вузе знания и общая эрудиция.

- В студенческие годы я сильно увлекался итальянским неореализмом в кинематографе и сюрреализмом вообще в искусстве, это выстрелило спустя два десятилетия, - смеётся Баир Бадмаев.

Таким образом, опыт приказавшего в середине XX века долго жить итальянского неореализма нашло своё применение в новом тысячелетии в далёкой Бурятии. Яркая антивоенная риторика, особое внимание к маленькому человеку, такой как Толгонай, сочувствие к драматической судьбе простого человека, столкновшегося  с враждебным ему, несправедливым и жестоким миром, и даже антиамериканизм модного в своё время творческого европейского течения - всё оказалось кстати.

Конечно, Баир Бадмаев не первый, кто обращается к наследию итальянских кинематографистов, оставивших одно из заметных художественных явлений в игровом искусстве.

Одним из тех, кто вдохновлялся кинопроизведениями неореалистов, был, например, Евгений Евтушенко. По словам которого, русские шестидесятники выросли отнюдь не на марксизме, а на итальянском неореализме. Великий поэт говорил: "Нет маленьких страданий, нет маленьких людей — вот чему научил нас заново итальянский неореализм!".

На этот раз эстафетную палочку неореализма у советского лирика подхватил бурятский режиссёр Баир Бадмаев, и его неореалистический проект "Би Толгонай" - безусловно, украшает репертуарную афишу Бурдрама.

Выдержан спектакль "Би Толгонай" в общем неореалистическом духе не только содержательно, но и по форме - в части сценографического оформления. По оценке Соёлмы Дагаевой, министра культуры Бурятии, одной из первых высоко оценивших постановку, стремление к максимальной правдивости достигается в спектакле с помощью минимума изобразительных средств.

Это оказалось очень практичным на гастролях.
- Весь реквизит спектакля уместился в ручную кладь, и в Монголию не пришлось гнать целый грузовик с автобусом, едем на фестиваль поездом. А некоторые элементы декораций нам пообещали найти на месте наши монгольские коллеги, - делится Цыпилма Очирова, директор Бурдрама.

Отличительной чертой спектакля, как и в целом всего неореалистического течения в искусстве, является использование детских образов, символизирующих всю бесчеловечность войны. Это также нашло своё воплощение в бадмаевской постановке.

В эпизодах "Би Толгонай" глубоко гуманистический по наполнению образ ребёнка воплощает на сцене маленькая актриса Долсон Гомбоева, внучка Должин Тангатовой.

Всё, вроде, хорошо, но культуролог Юрий Лотман предупреждал, что при всем демократизме итальянский неореализм становится слишком интеллектуальным, а значит скучным для неподготовленного зрителя.

- Поймёт ли такой спектакль на фестивале монгольский зритель? - задаюсь я вопросом Баиру Бадмаеву.

- Думаю в Монголии "Би Толгонай" зайдет. Вообще монголы по натуре - очень сентиментальный народ. Тема матери, отца и ребёнка для них, как ни для кого другого, очень близка к их сердцу. "Миний ээж, миний аав, миний хуу", - любят они напевать и могут расплакаться. Надеюсь судьба Толгонай их тоже не оставит равнодушными! - заканчивает разговор режиссёр.

5 июня труппа театра проведет репетицию спектакля "Би Толгонай" на сцене государственного театра "State puppit theater", а уже на следующий день, 6 июня, в 13:00 часов представит его жюри и зрителям фестиваля "Гэгээн муза".

Гастроли театра проходят в Улан-Баторе при поддержке министерства культуры Республики Бурятия.

Пожелаем Бурдраму успехов в Монголии!


Фотоотчет