Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
ИГОРЬ ГРИГУРКО: «Жизнь покажет, что у нас получилось…»
24
июня
ИГОРЬ ГРИГУРКО: «Жизнь покажет, что у нас получилось…»

На сцене Бурятского театра драмы прошла премьера спетакля “Булжамууртын Орон” по мотивам проиведений Чингиза Айтматова. Автор сценария и режиссер постановки, Саян Жамбалов, сумел воплотить в этой работе историю о настоящей любви. О любви в спектакле говорит буквально все, и костюмы, и декорации, общая атмосфера и особенно - пластика героев…

Скажем больше, в спектакле «Булжамууртын Орон» особая пластика, зачастую на грани откровенного риска: актеры срываются со скал, влетают в небо и шагают, словно ангелы, по небесам. И неудивительно, ведь режиссером по пластике в спектакле выступил Игорь Григурко, Заслуженный деятель искусств РБ, мастер пантомимы, создатель первого в Бурятии, и некогда известного во всем театральном мире пластического театра «ЧелоВЕК».

- Игорь Леонидович, наверное, уже нет смысла говорить о первоначальной задумке спектакля Булжамууртын Орон». Лично у меня складывается впечатление, что в итоге спектакль получился пластическим?!

- Это не совсем так. Здесь скорее синтез, или, очень редкое сегодня явление в театре, когда литературный текст, свет, музыка, костюмы, декорации и прочие сценические образы благодаря пластике героев объединяются в пространстве сцены в единую композицию. Так, по идее, должно быть всегда. Но в современных спектаклях это не всегда удается, по той причине, что какой-то из этих компонентов «тянет одеяло на себя». Т.е. для художника в приоритете декорации, для композитора музыка, для режиссера его режиссерские находки, и так далее…

- А разве и не должно быть так, по идее?

- По идее команда спектакля должна стремиться к единому знаменателю. Для этого и существует ключевая идея. Ключевой идеей спектакля «Булжамууртын Орон» я бы назвал стремление сохранить в пьесе айтматовский дух, сохранить самого Айтматова. Ради него, мы собственно и собрались. Я считаю, нам это удалось. Получился этакий спектакль медитация, монолог со зрителем, или, монолог, обращенный к зрителю.

- Почему так важно было сохранить в сюжете Айматова?

- Задам встречный вопрос: почему Айтматов один из выдающихся классиков бывшего Союза? Не потому ли, что ему, как писателю, удалось создать свой, неповторимый мир? Только те писатели, которым удается это сделать, становятся классиками.

Айтматов хоть и прозаик, но во всех его произведениях есть какая-то особая поэтика. Вот на эту поэтику Саян и клюнул как режиссер. Я знаю его давно, он всегда тяготел к поэтическим произведениям. Это нас и породнило в свое время. Пластика это ведь тоже своего рода поэтика – поэтика движения. Равно как поэтикой можно назвать и художественный подход. Гена Скоморохов и Надя Чехович, художники из Москвы, быстро поняли, чего мы хотим, к чему стремимся. Спектакль, безусловно, получился очень поэтичным.

- Вообще любой спектакль это своего рода мозаика. А мозаика, как мы знаем, одно из самых сложных направлений в искусстве. На ваш взгляд, в спектакле «Булжамууртын Орон» все легло куда надо?

- Я думаю, это только начало. Спектаклю нужно дозреть, как дозревает хорошее вино. И, если сейчас какие-то пазлы в этой мозаике еще не проявились, то через какое-то количество показов они непременно проявятся, дозреют. Иначе говоря, спектакль это своего рода ребенок, который начинает расти и развиваться. Сразу все не ляжет. Тем более такой материал. Но мы воплотили концепцию, сделали все, чтобы пазлы легли на свои места. Жизнь покажет, что у нас получилось.

- «Булжамууртын Орон» это история о вечной, истинной любви. А что есть такая любовь в вашем понимании, как режиссера пластического театра и просто, как человека?

- Я очень благодарен Саяну за этот материал, потому что Айтматова последний раз читал в институте. Теперь понимаю, что дозрел до таких писателей. Айтматов мне не просто понятен. Читая «Вечную невесту» я чувствовал каждую реплику, каждое слово.

Любовь это не ахи вздохи, поцелуи у подъезда. Это то, что связывает людей энергетически, на тонких уровнях, независимо от обстоятельств. Благодаря таким писателям как Чингиз Айтматов начинаешь понимать, что такое любовь. Любовь это, когда рядом есть человек, и ты знаешь что этот человек - ты. И если его нет, значит, нет и тебя!

- К чему был этот вопрос: спектакль о любви. Значит, о любви в этом спектакле должно говорить все, и музыка, и декорации, и атмосфера, и пластика героев. Прямо какая-то космическая задача, вам не кажется?

- Задача изначально была такой, поставить спектакль о любви. И как режиссер Саян попал в точку, выбрав для своей постановки именно Чингиза Айтматова. Другое дело, что сама идея, объединить два совершено разных произведения классика, «Первого учителя» и «Вечную невесту» поначалу казалась несбыточной. С «Первого учителя» начался писательский взлет Чингиза Айтматова, «Вечная невеста» последний роман, крик души. Но Саян уловил духовное родство этих историй, и вынес это родство в основу сюжета.

Да, некоторые персонажи пришлось пересмотреть. Например, вместо барса на сцене появился мим. «Это уже совсем другая история» - скажете вы. Но мим это исключительно театральный персонаж, формально он другой, но смысл в нем тот же.

Замечательно то, что в итоге к единому знаменателю нас привел сам сюжет. Саян проделал огромную предварительную работу, четко сформулировал идею, подготовил материал, настроил актеров. Нам лишь оставалось сделать то, что от нас требовалось. Представьте себе, я работал над спектаклем меньше двух недель. За две недели с нуля такой пласт поднять невозможно. Это возможно только тогда, когда все готово для работы.

- Как вам работалось в команде спектакля?

- Давно не получал такого удовольствия от процесса. Повторюсь, с Саяном мы знакомы давно, еще с тех пор, когда он был начинающим актером Бурятского театра драмы. Мы вместе работали над «Улейскими девушками». Другое дело, что мы не виделись около десяти лет. Но, слава Богу, ощущение понимания за это время не пропало.

Благодарю Саяна за то, что он дал мне возможность поработать в Бурятии. Бурятия – это мой второй дом, здесь я учился, состоялся как личность, здесь создавал свой первый театр.

Ну и, благодарю всю нашу команду спектакля «Булжамууртын Орон». Только сейчас я вдруг понял, что мы ни разу не ругались в процессе работы. Нам не пришлось ничего друг другу доказывать. Каждый был на своем месте, и каждый видел конечную цель. Это тоже любовь – любовь к своей работе. Разве это не здорово?

Беседовал Болот Ширибазаров.


Фотоотчет