Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
03
февраля
Биликто Дамбаев: «Когда роль становится близкой, нужные движения, жесты, мимика сами пристают к тебе»

Мне кажется, без этого актёра сегодня невозможно представить Бурятский государственный академический театр драмы им. Х. Намсараева. Заслуженный артист Республики Бурятия Биликто Дамбаев - один из самых известных и востребованных актеров этого театра. Ему почти не достаются главные роли, но его персонажи запоминаются и надолго остаются в памяти. Наверное, потому, что игра этого актера зачастую так пронзительна и убедительна.

– Я играю самые интересные роли, – убежден актер. – Пусть они эпизодические, второго плана в силу моих физических данных, но для моего амплуа роли характерные и я очень доволен, что они достаются именно мне.

– Мне всегда бывает интересен путь человека к своему делу: был ли он тернистым, трудный ли выбор стоял перед ним, в какой среде рождалась его личность. Потому я задаю самый первый бурятский вопрос: откуда родом, кто родители.

– Я родом из Кижинги. Мой отец Лубсан Очирович в свое время закончил Бурятское государственное хореографическое училище, во время учебы выступал в нашем театре оперы и балета, а мама Цырегма Очировна закончила Улан-Удэнское культпросветучилище по классу «Народные танцы». Но так сложились обстоятельства, что они вернулись в родные края. Отец за свою жизнь перепробовал много разных профессий, в том числе занимался со школьниками танцами, был клубным работником, строителем, шофером. Я ему очень благодарен за то, что он меня с детства научил многому, что должен уметь мужчина. Я стараюсь делать все своими руками, могу, например, строить. Мама два года танцевала в народном хоре «Ургы» с. Кижинга, потом всю жизнь работала библиотекарем, директором центральной библиотеки в районном центре.

– Вы, наверное, еще в школе увлеклись театром? Часто ли в детстве бывали в театрах, в каких?

– Конечно, как у городских детей, в моем детстве походов в театр не было. Наверное, и в голову не приходило, приезжая в город, идти смотреть какой-нибудь спектакль. Помню, однажды к нам в Кижингу на гастроли приехал Бурятский театр и выступал у нас в школе в актовом зале с отрывком из какого-то спектакля, в нем играли Михаил Елбонов, Баирма и Эрдэни Жалсановы. С кижингинским детским театром приезжал в Улан-Удэ на детский театральный фестиваль, играли сказку Михаила Батоина. После этого нам посчастливилось попасть на спектакль «Будамшуу», где играли Михаил Елбонов, Нина Токуренова, Чимит Ринчинов и Эржена Жамбалова. Тогда же запали мне в душу два смешных персонажа, от души веселившие народ – позже, когда я начал работать в театре, узнал, что это были актеры Баир Будаев и Олег Цыпылов – Мунса и Балбар.

В нашей школе был театральный кружок. На постановку одного бурятского ульгэра нужен был исполнитель роли Баахалдай – Медведя. То ли кто-то заболел, то ли отказался, руководитель кружка Сэлмэг Сампиловна собрала нас в актовом зале и внимательно стала всех разглядывать. Тогда я уже был в классе девятом или десятом. Взгляд ее упал на меня, и она тут же распорядилась: будешь играть. Внутреннее сопротивление у меня было, но возражения не принимались. В вывернутой меховой стороной старой дохе я играл свою первую роль в школьном спектакле.

– Когда Вы поняли, что хотите стать актером? Где учились? Кто Ваши учителя?

– После окончания школы я с одноклассниками поехал в Улан-Удэ с намерением поступать в «сельхозку». На улице мне на глаза попалось объявление о наборе юношей на актерское отделение Бурятского республиканского училища культуры и искусств. В душе что-то зашевелилось, и дорога меня завернула в театр. Здесь на малой сцене нас встречал режиссер театра Владимир Ильич Кондратьев. Он-то из нас выжимал все, что мы можем – и басни читали, и песни пели. Так я попал в театральную студию, которая делала набор специально для Бурдрамы. В 1996 году окончил БРУКиИ и с тех пор в труппе театра.

– Так круто Вы приняли решение, что на это сказали родители?

– Они такого не ожидали, поначалу родителям моя затея не понравилась. Они, наверное, понимали больше моего, каков хлеб артиста, и переживали за меня. Сейчас они мною гордятся.

– А когда в Вас просыпается органическая природа для настоящего, полноценного, самостоятельного творчества? Режиссер лепит из вас как из пластилина нужный образ или все-таки вы начинаете что-то свое диктовать, предлагать ему?

– Если актеры не творят вместе с режиссером, то не из чего будет создавать спектакль. Мы вместе ищем, разбираемся. Когда роль становится актеру близкой, понятной, тогда и пластика появляется, нужные движения, жесты, мимика и выражения как будто сами собой приходят, пристают к тебе. Если ты осознал своего персонажа, то ты уже предлагаешь, как лучше сделать. Мне кажется, то, что я нахожу, в конце концов и остается в спектакле. Каждый актер наблюдатель в жизни, ему может прийти в голову то, что он когда-то заметил в определенной ситуации и это он может использовать в совей работе.

Вы играете роли из разных времен, событий. Для того чтобы по-настоящему творить, необходимо, чтобы каждый глубоко знал и понимал ту действительность, те явления жизни, которые предстоит отобразить на сцене. Как Вам удается вникать во все это?

– Для этого и существует застольный период в работе над спектаклем. Мы знакомимся с материалом, обсуждаем. Вот в это время каждый, наверное, примеряет роль к своему телу, в своим мыслям, эмоциям. Очень интересно работать с молодыми режиссерами, у них нестандартный подход ко всему, они смело экспериментируют - это Олег Юмов, Сойжин Жамбалова. Зрители уже видели их работы. Например, классика ложится на бурятскую почву, персонажи произведения идентифицируются как буряты.

Мы беседуем перед Вашим выходом на сцену. Вы же должны как-то подготовиться к нему? Что Вы чувствуете до спектакля, а с чем уходите после из театра?

– Конечно, надо настроиться, пройтись по тексту, пробежаться по мизансцене. А после спектакля чувствуешь физическую усталость, одновременно и моральную удовлетворенность. Пока снимаешь грим, переодеваешься, успеваешь с коллегами провести маленький разбор полетов, по свежим впечатлениям что-то отредактировать, о чем-то договориться.

- Что самое интересное для Вас в процессе работы? Может, выход на поклон?

– Нет, наоборот, не люблю. Стараюсь оказаться позади других. Мне нравится сам процесс репетиции, здесь ты узнаешь что-то новое извне и тут же копаешься в себе, больше работаешь над собой. Мы же играем душой, и то, что рождается у тебя внутри, мы стараемся донести до зрителей.

Вы чувствуете реакцию зрительного зала во время спектакля?

– Да, это чувствуется на уровне ауры, энергии и ты понимаешь, как зрители реагируют. В разные дни один и тот же спектакль, бывает, воспринимается по-разному.

У Вас наверняка есть идеал сильной личности в вашей профессии, чей профессионализм и поведение Вас восхищают…

– В молодости я всегда наблюдал за нашим старейшиной, актером Георгием Бутухановым. Любил из-за кулис смотреть, как он играет на сцене. Будучи признанным мастером сцены, народным артистом России, Георгий Борисович искал новые для себя формы выражения, умел вдумчиво и взвешенно вникать в свою роль, постоянно совершенствовать профессиональное мастерство. Он прекрасно играл и маленькие эпизодические роли. Я обращался к нему за советом, и он мне многое подсказывал.

Жизнь настоящего артиста - это постоянный неустанный труд. Биликто Дамбаев - актер с яркой творческой индивидуальностью. Зрители знают его не только по театральным работам, но и по телевизионным миниатюрам «Хошон зугаа», «Хооруу шаазгай». Кроме того, артист также создал яркие образы в кино - в фильмах бурятских режиссеров «Отхончик», «Булаг», «Талын наадан», «Ирония судьбы» и в выходяще только в прокат новом кино российского режиссера Анны Матисон «Млечный путь». Кто-то сказал, что актер становится собой только тогда, когда изображает другого. Биликто Дамбаев сливается со своими персонажами и этим интересен зрителю.

Роли Биликто Дамбаева

«Сказка о жирном Замае и Мангатхае» - Халюнай, Колоной

«Се ля ви» - Роже

«Будамшуу» - hорни, Билду, Лама

«Гротески Хокусая» - Сасити Бакин

«Тихий Булат» - Странник - Владыка Верхнего мира Великой Степи

«Старик и море» - Хозяин лавки

«Турандот» - Труффальдино

«Сострадание» - Самбу-лама

«Манкурт» - Воин

«Улейские девушки» - отец невесты

«Үнгэрhэн сагай hэбшээн» - Муная-Сэрэн

«Ромео и Джульетта» - Монтекки

«Үбгэд+хүгшэд» - Бүмбэ Гэндэнович

«Шэнхинyyр шулуунууд» (поющие камни) - Сосор

Автор: Серафима Очирова