Серия творческих портретов деятелей культуры и искусства, внесших большой вклад в развитие Бурятского государственного академического театра драмы им. Х. Намсараева от народной артистки России Ларисы Егоровой.
Людмила Дугарова. Народная артистка России, лауреат Государственной премии Бурятии.
Актриса с большим внутренним потенциалом, «чеховская героиня», так называли ее театральные критики, которые приезжали к нам в театр. Маленькая, хрупкая, казалось бы, что она больше подходит на амплуа травести, молодых лирических героинь… Первая ее роль вначале творческой карьеры Асель, в спектакле «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова, сразу завоевала сердца зрителей, где она играет в паре со своим сокурсником Майдари Жапхандаевым. В 1973 году театр приглашают на фестиваль национальной драматургии в Ленинград. Спектакль в постановке режиссера, народного артиста РСФСР Соднома Будажапова имел большой успех и, в первую очередь, он был обусловлен прекрасным исполнением Асель молодой актрисой Л. Дугаровой. Я была свидетелем ее триумфа и воочию лицезрела, как актриса, выходя на Ленинградскую сцену, покоряла сердца зрителей северной столицы. По приезду на родину режиссер спектакля, Людмила и Майдари были удостоены званий лауреатов Государственной премии Бурятии. Позже были роли почти одного плана с Асель – это Айгуль в спектакле «Страна Айгуль», Полинька в спектакле «Униженные и оскорбленные», Нина в «Старший сын » Вампилова, но отдельно от этих лирических героинь, стоит образ Танкабике в дипломном спектакле «В ночь лунного затмения» М. Карима. Казалось бы, Людмила – это лирическая актриса, под силу ли ей исполнение роли Танкабике – матери со сложной судьбой, переживающей утрату своих детей. Но откуда такой стержень, позволяющий пережить беды, свалившиеся на ее голову, откуда этот низкий голос, наполненный тревогой и волнением за своих детей? Людмила очень убедительно трактует образ этой сильной женщины и жалко, что подобные роли больше не встречались на творческом пути актрисы. Следующие роли – Комиссар в «Оптимистической трагедии», Нила Снижко в спектакле Салынского «Барабанщица». Роли, которые требовали от актрисы, наряду с внутренним накалом, какой-то внешней раскованности, крупных и ярких мазков. Людмила же актриса внутреннего переживания, ее паузы и молчание говорят намного больше, нежели чем слова и внешняя бравада… За ее молчанием зритель чувствует такую внутреннюю борьбу чувств, что следить за ее игрой – одно наслаждение! На ее лице отражены вся недосказанность слов и переживаний, что становятся лишними всяческие слова. Ее роль Полины Андреевны в «Чайке», как раз роль подобного плана, где молчание – золото, а слова, как пустой звук, и когда молчит Дугарова на сцене, – в зале звенящая тишина и только ее мысли и чувства отражаются на ее вдохновенном лице. Люда по характеру очень романтична! Будучи на гастролях, а ездили мы очень много и долго, сразу по приезду на место выступления, она брала томик стихов и уходила на сопки, луга, поляны, где никто не мог помешать развернуться ее поэтической натуре, полету ее романтической душе и так она «летала» вплоть до начала спектакля, с трудом возвращаясь на нашу бренную землю… Мне кажется, что потенциал актрисы еще неисчерпан и впереди у нее еще маячит главная ее роль, достойная ее накопленному багажу и тому внутреннему содержанию, который актриса накопила за столь долгие годы служения родному театру! 21 мая 2016 года на фестивале театров Сибири и Дальнего Востока «Ново-Сибирский транзит» Людмиле Дугаровой была присуждена премия «За честь и достоинство» как подтверждение ее бескорыстному служению Мельпомене.
Автор: Лариса Егорова.
http://minkultrb.ru/publications/detail.php?SECTION_ID=93&ELEMENT_ID=16000