Меню
05 июн 2017
К 85-летию ГБАТД им. Х. Намсараева

Серия творческих  портретов деятелей культуры и искусства, внесших большой вклад в развитие Бурятского государственного  академического театра драмы им. Х. Намсараева  от народной артистки России Ларисы Егоровой.

Людмила Дугарова. Народная артистка России, лауреат Государственной премии Бурятии.

 Актриса с большим внутренним потенциалом, «чеховская героиня», так называли ее  театральные критики, которые приезжали к нам в театр. Маленькая, хрупкая, казалось бы, что она больше подходит на амплуа  травести, молодых лирических героинь… Первая ее роль вначале творческой карьеры Асель, в спектакле «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова, сразу завоевала сердца зрителей, где она играет в паре со своим сокурсником  Майдари Жапхандаевым. В 1973 году театр приглашают на фестиваль национальной драматургии в  Ленинград.  Спектакль в постановке режиссера,  народного артиста РСФСР Соднома Будажапова  имел большой успех и, в первую очередь, он был обусловлен прекрасным исполнением Асель  молодой актрисой Л. Дугаровой.  Я была свидетелем ее триумфа и воочию лицезрела, как актриса, выходя на Ленинградскую сцену, покоряла сердца зрителей  северной столицы. По приезду на  родину  режиссер спектакля, Людмила и Майдари были удостоены званий лауреатов Государственной премии Бурятии. Позже были роли почти одного плана с Асель – это Айгуль в спектакле «Страна Айгуль», Полинька в спектакле «Униженные и оскорбленные», Нина в «Старший сын » Вампилова, но отдельно от этих лирических героинь, стоит образ Танкабике в дипломном спектакле «В ночь лунного затмения» М. Карима. Казалось бы, Людмила – это лирическая  актриса, под силу ли ей исполнение роли Танкабике – матери со сложной судьбой, переживающей утрату своих детей. Но откуда  такой стержень, позволяющий пережить беды, свалившиеся на ее голову, откуда этот низкий  голос, наполненный  тревогой и волнением  за своих детей? Людмила  очень убедительно  трактует образ этой сильной женщины и жалко, что подобные роли больше не встречались на творческом пути актрисы. Следующие роли – Комиссар  в «Оптимистической  трагедии», Нила Снижко в спектакле Салынского «Барабанщица».  Роли, которые требовали от актрисы,  наряду с внутренним накалом, какой-то внешней раскованности, крупных и ярких мазков. Людмила же актриса внутреннего переживания, ее паузы и молчание говорят намного больше, нежели  чем слова и внешняя бравада… За ее молчанием зритель чувствует  такую внутреннюю борьбу чувств, что следить за ее игрой – одно наслаждение! На ее лице отражены вся недосказанность слов и переживаний, что становятся лишними всяческие  слова. Ее роль Полины Андреевны в «Чайке», как раз роль подобного плана, где  молчание – золото, а слова, как пустой звук, и когда молчит Дугарова на сцене, – в зале звенящая тишина и только ее мысли и чувства отражаются на ее вдохновенном лице. Люда по характеру очень романтична! Будучи на гастролях, а ездили мы очень много и долго, сразу по приезду на место выступления, она брала томик стихов и уходила на сопки, луга, поляны, где никто не мог помешать развернуться ее поэтической натуре, полету ее романтической душе и так она «летала» вплоть до начала спектакля, с трудом возвращаясь на нашу бренную землю… Мне кажется, что потенциал актрисы еще неисчерпан и впереди у нее еще маячит главная ее роль, достойная ее накопленному багажу и тому внутреннему содержанию, который актриса накопила за столь долгие годы служения родному театру!  21 мая 2016 года на фестивале театров Сибири и Дальнего Востока  «Ново-Сибирский транзит» Людмиле Дугаровой была присуждена  премия «За честь и достоинство» как подтверждение ее бескорыстному служению Мельпомене.

Автор: Лариса Егорова.

http://minkultrb.ru/publications/detail.php?SECTION_ID=93&ELEMENT_ID=16000