Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
«Старик и море – это настоящий мультикультурализм и нечто наднациональное»
12
октября
«Старик и море – это настоящий мультикультурализм и нечто наднациональное»

С 4 по 9 октября спектакль Буряад театра принял участие в фестивале-конкурсе камерных театров «Камерата-2017» в городе Челябинск, заслужив специальный приз и положительную критику специалистов.

Владимир Спешков, театральный критик: «…"Старик и море" как раз нечто особенное, синтез национального и общемирового (настоящий мультикультурализм, как говорил об этом спектакле Павел Руднев), нечто "наднациональное" (это уже слово Тани Джуровой). К тому же - редкий синтез слова и музыки. Именно в связи с уникальностью спектакля - спецприз жюри (очень высокая награда, кстати), в рамки традиционных номинаций ("за лучшее...") он не вписывается. Работа очень значительная, и имеет смысл просто порадоваться за театр и всех создателей спектакля…»

«…Это совершенно особенное событие фестиваля "Камерата-2017", которое нельзя пропускать. Здесь Запад сходится с Востоком (вопреки Киплингу), слово Хемингуэя с бурятским мелосом и буддисткой мандалой, медитация с рефлексией, а на сцене - большой актер Баста Цыденов…»

Татьяна Джурова, театральный критик: «…С опозданием, но про вчерашний "Старик и море" Олега Юмова - Басты Цыденова. Минуя национальную экзотику, спектакль выходит на наднациональные обобщения. Да, в нем больше философии пути, чем "разрешения противоречий ". И в этом смысле это конечно восточный театр, с его аскетизмом и созерцательностью. Не столько буддизм, сколько пантеизм с его ощущением природного всеединства, себя как части природного и космического целого. И когда Цыденов выкладывает мандалу с помощью конфет в блестящих обертках, ракушек, старых книг, детских игрушек, каких-то утюгов, старых семейных фото, здесь, конечно, человеческий микрокосм. Почти биография. То, что человек приобретает в течение жизни, и то, с чем прощается, что отдаёт в финале её. #камерата…»

Владимир Ефремов, обозреватель информационно-аналитического портала Медиазавод: «…Спектакль Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева «Старик и море» по рассказу Эрнеста Хемингуэя (режиссер Олег Юмов) с мощным бурятским актером Бастой Цыденовым в роли старого рыбака Сантьяго и виртуозным музыкантом Виктором Жалсановым, сопровождающим своей игрой эту театральную историю, национальный колорит которой только способствует всемирной отзывчивости, получил специальный приз жюри…»

Никита Плеханов, театральный блогер: «…На сцене небольшой квадратный станок, на котором нарисована схема для мандалы. Под потолком – камера, объектив которой направлен на станок. Изображение с камеры проецируется в реальном времени на задник. В дальнем левом углу музыкант, который играет на этнических музыкальных инструментах. Выходит, артист, расставляет вокруг коробки, начинает рассказывать эту прекрасную историю, постепенно достает из коробок сначала мешочки с цветным песком (или крашеной солью) и начинает рисовать (заполнять) им мандалу, потом достает совершенно различные предметы: от украшений до бананов, от конфет до игрушечных машин, и все это также расставляет в модели вселенной, этой карте космоса. И рассказывает, рассказывает, рассказывает... Когда он уже поймал рыбу, она тянула его в океан, наступила ночь, и он уснул – именно в этот момент я понял, что в меня это попало. Что я с головой в этом спектакле, в этой повести. Я словно вернулся в детство, ведь это была первая книжка, которую я прочитал – давнишнее советское издание, тоненькая книжечка в гибкой обложке; для меня то был целый новый мир, что-то невероятное. И тут я снова погрузился в него. Слушал этого старка как завороженный. Причем не смотрел спектакль, не наблюдал за игрой актера, не думал над тем, что все это значит, как и что придумано, и т.д. и т.п. А просто сидел напротив него и слушал. И не хотел, чтобы это заканчивалось. Получилось даже что-то большее, чем театр. За счет чего? Почему? Заслуга ли это актера Басты Цыденова, или всему виной режиссер? Не знаю, правда. Верно, какое-то шаманство. Все было просто. Ничего лишнего. Каждая деталь, любая мелочь, движение – все оправдано. И это не игра в минимализм. Тут все так, как должно. Для меня такое дорогого стоит.

И еще пара моментов. Признаюсь, я не узнал себя. Почти уверен, что попади я на такой спектакль пару лет назад, то мне было бы откровенно скучно. Не факт, но скорей всего. Думаю, это все от каждого конкретного зрителя, его внутреннего ритма. Все меняются. Смотря кого и в каком состоянии застанет такой спектакль. Вот сейчас мне это очень подходит. И я этому рад.

А второе – видимо, это не первый вариант спектакля. Нашел пару заметок примерно 2014 года, где говорится:

«…Режиссер удачно обыграл проблему отсутствия человеческих персонажей и дал облик и воплощение и рыбе, и акулам. При этом актеры просто держали в руках своих персонажей (акулы) либо раскачивали их свисающую сверху фигуру. Образ Рыбы исполнил Виктор Жалцанов. Противоборство старика и рыбы сопровождалось их удивительным диалогом, в котором рыба была представлена разумным собеседником. Акулы в кожаных костюмах со своими характерами, со своими повадками пришлись зрителям по душе, их выход сопровождался смехом и аплодисментами.

Оформление и музыкальное сопровождение спектакля произвело большое впечатление - на сцене лежал песок, обломки лодок, была создана настоящая деревянная лодка. Визуальный ряд дополняли инсталляции на большом экране, а звуковой ряд заслуживает особенной похвалы - в спектакле участвует инструментальный квартет в составе: фортепиано, саксофон, гитара и ударные. …»

(С) http://uumoda.ru/news/421/157106/

И еще:

«…Однако, глядя на кричащего и бегающего по сцене Сантьяго, испытываешь не восхищение, а жалость. Ведь перед тобой немощный дед, отчаявшийся и уставший. И приходишь к выводу, что брутальным и сильным он, видимо, может быть только у Хемингуэя. Ни спектакли, ни фильмы, ни мультфильмы не способны полностью раскрыть характер Сантьяго. Роман известного писателя дарит читателю настолько сильные эмоции, что все остальное просто меркнет на его фоне.

(С) http://gazeta-n1.ru/news/sport/30964/

То есть режиссер, исполнитель главной роли – те же. Осталась и живая музыка. Есть и песок, и лодка, но уже в совершенно ином виде. А главное – даже сложно представить «кричащего и бегающего по сцене Сантьяго» Басту Цыденова. Получается, спектакль пересмотрели в корне. И получили отличный результат…»

Вероника Каперина, Челябинский камерный театр «…Историю кубинского рыбака Сантьяго рассказал Баста Цыденов под завораживающие звуки музыкального инструмента монгольского происхождения моринхура. Всё действо актёр, подобно буддистским монахам, рисовал мандалу: сначала традиционно из песка, а затем из предметов-символов. Так в узоре появились игрушки, фрукты, бусы, ракушки. Значение этих вещей в мандале зритель должен разгадать сам.

Желающих посмотреть спектакль для камерного зала оказалось слишком много – работникам театра пришлось дополнительно ставить стулья, чтобы усадить всех.

Постановка заинтересует и тех, кто не читал повесть американского писателя, а зрители, знакомые с первоисточником, по достоинству оценят театральную интерпретацию…»

Ксения Шумина, обозреватель издания «Челябинский обзор»: «…Рыба моей мечты. Спектакль «Старик и море» Бурятского национального драматического театра увез спецприз жюри. Наверное, это самая подходящая награда за дзен-медитацию, в которой фактурный актер Баста Цыденов полтора часа читает знаменитый тест Эрнеста Хемингуэя, раскладывая различные предметы по контурам мандалы (сакральное схематическое изображение в буддийских и индуистских религиозных практиках — прим. редакции). И все это под аккомпанемент музыкального инструмента моринхура. В качестве реквизита идут ракушки, игрушки, конфеты, яблоки, бананы, бисер, утюги, книги, статуэтки и прочее. Кстати, зритель начал удивляться именно на яблоках с бананами — казалось бы, какое отношение знаменитая притча о кубинском старике Сантьяго, столкновении жизни и смерти, старости и энергии, человека и природы, имеет к символической конструкции, заваленной продуктами, игрушками и предметами быта?

— Это море жизни, — пояснил актер Баста Цыденов. — Мы всю жизнь что-то несем, что-то покупаем, продаем. Все предметы, которые нас окружают, напоминают о счастливых или грустных моментах. А ведь свою жизнь Сантьяго и вспоминает, пытаясь отвоевать ее у рыбы.

Сама рыба на сцене так и не появилась, оставшись лишь в воображении актера и зрителей. Наверное, текст Эрнеста Хемингуэя был подходящим материалом для такой формы, ведь он медитативен сам по себе. Интересно? Да. Необычно? Да. В конце концов, фестивально, достойно спецприза? Да…»

Итоги фестиваля:

XIII театральный фестиваль "Камерата-2017", Камерный театр, Челябинск

Гран-при - "Топливо" Евгения Казачкова, Реж. Семен Александровский, Pop-up театр, Санкт-Петербург

Лучший режиссер - Олег Рыбкин, "Чик. Гуд-бай, Берлин" Вольфганга Херрндорфа и Роберта Коаля, Красноярский театр драмы

Лучшая мужская роль - Олег Ягодин / Воробьянинов, "12 стульев" по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Реж. Николай Коляда, Коляда-театр, Екатеринбург

Лучшая женская роль - Мария Новиченко / Шарли, "Палачи" Мартина Макдонаха, Реж. Сергей Федотов, театр "У моста", Пермь

Лучший дуэт - Никита Косачев и Станислав Линецкий / Майкл и Чик, "Чик. Гуд-бай, Берлин", Красноярский театр драмы

Лучшая сценография - Алексей Вотяков, "Женитьба" Николая Гоголя, Реж. Артемий Данилов, Магнитогорский театр драмы

Спецприз - "Старик и море" Эрнста Хемингуэя, Реж. Олег Юмов, Бурятский национальный театр, Улан-Удэ

Приз Ассоциации театральных критиков - актёру-интеллектуалу Максиму Фомину, "Топливо", Санкт-Петербург

Жюри: Екатерина Дмитриевская, Татьяна Джурова, Владимир Спешков, Павел Руднев.

http://minkultrb.ru/publications/detail.php?SECTION_ID=92&ELEMENT_ID=16702