Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
Моноспектакль «Старик и море» на фестивале-конкурсе «Камерата-2017»
09
октября
Моноспектакль «Старик и море» на фестивале-конкурсе «Камерата-2017»

В Челябинске на фестивале-конкурсе камерных спектаклей «Камерата-2017» с большим успехом прошел показ моноспектакля «Старик и море».

Бурятский академический театр драмы им. Хоца Намсараева на этом фестивале показал монодраму по произведению Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Режиссер-постановщик – Олег Юмов. Художник – Мария Вольская.

Историю кубинского рыбака Сантьяго рассказал Баста Цыденов под завораживающие звуки музыкального инструмента монгольского происхождения – моринхура. Всё действо актёр, подобно буддистским монахам, рисовал мандалу: сначала традиционно из песка, а затем из предметов-символов. Так в узоре появились игрушки, фрукты, бусы, ракушки. Значение этих вещей в мандале зритель должен разгадать сам…

Желающих посмотреть спектакль для камерного зала оказалось слишком много – работникам театра пришлось дополнительно ставить стулья, чтобы усадить всех. Постановка заинтересует и тех, кто не читал повесть американского писателя, а зрители, знакомые с первоисточником, по достоинству оценят театральную интерпретацию….» 

Отзывы о спектакле (https://vk.com/burdram?w=wall224897967_11608)

Никита Плеханов:

«…На сцене небольшой квадратный станок, на котором нарисована схема для мандалы. Под потолком – камера, объектив которой направлен на станок. Изображение с камеры проецируется в реальном времени на задник. В дальнем левом углу музыкант, который играет на этнических музыкальных инструментах. Выходит артист, расставляет вокруг коробки, начинает рассказывать эту прекрасную историю, постепенно достает из коробок сначала мешочки с цветным песком (или крашеной солью) и начинает рисовать (заполнять) им мандалу, потом достает совершенно различные предметы: от украшений до бананов, от конфет до игрушечных машин, и все это также расставляет в модели вселенной, этой карте космоса. И рассказывает, рассказывает, рассказывает... Когда он уже поймал рыбу, она тянула его в океан, наступила ночь, и он уснул – именно в этот момент я понял, что в меня это попало. Что я с головой в этом спектакле, в этой повести. Я словно вернулся в детство, ведь это была первая книжка, которую я прочитал – давнишнее советское издание, тоненькая книжечка в гибкой обложке; для меня то был целый новый мир, что-то невероятное. И тут я снова погрузился в него. Слушал этого старика как завороженный. Причем не смотрел спектакль, не наблюдал за игрой актера, не думал над тем, что все это значит, как и что придумано, и т.д. и т.п. А просто сидел напротив него и слушал. И не хотел, чтобы это заканчивалось. Получилось даже что-то большее, чем театр. За счет чего? Почему? Заслуга ли это актера Басты Цыденова, или всему виной режиссер? Не знаю, правда. Верно, какое-то шаманство. Все было просто. Ничего лишнего. Каждая деталь, любая мелочь, движение – все оправдано. И это не игра в минимализм. Тут все так, как должно. Для меня такое дорогого стоит. 

И еще пара моментов. Признаюсь, я не узнал себя. Почти уверен, что попади я на такой спектакль пару лет назад, то мне было бы откровенно скучно. Не факт, но скорей всего. Думаю, это все от каждого конкретного зрителя, его внутреннего ритма. Все меняются. Смотря кого и в каком состоянии застанет такой спектакль. Вот сейчас мне это очень подходит. И я этому рад.

А второе – видимо, это не первый вариант спектакля. Нашел пару заметок примерно 2014 года, где говорится:

«…Режиссер удачно обыграл проблему отсутствия человеческих персонажей и дал облик и воплощение и рыбе, и акулам. При этом актеры просто держали в руках своих персонажей (акулы) либо раскачивали их свисающую сверху фигуру. Образ Рыбы исполнил Виктор Жалсанов. Противоборство старика и рыбы сопровождалось их удивительным диалогом, в котором рыба была представлена разумным собеседником. Акулы в кожаных костюмах со своими характерами, со своими повадками пришлись зрителям по душе, их выход сопровождался смехом и аплодисментами.

Оформление и музыкальное сопровождение спектакля произвело большое впечатление – на сцене лежал песок, обломки лодок, была создана настоящая деревянная лодка. Визуальный ряд дополняли инсталляции на большом экране, а звуковой ряд заслуживает особенной похвалы – в спектакле участвует инструментальный квартет в составе: фортепиано, саксофон, гитара и ударные…» 

И еще: «…Однако, глядя на кричащего и бегающего по сцене Сантьяго, испытываешь не восхищение, а жалость. Ведь перед тобой немощный дед, отчаявшийся и уставший. И приходишь к выводу, что брутальным и сильным он, видимо, может быть только у Хемингуэя. Ни спектакли, ни фильмы, ни мультфильмы не способны полностью раскрыть характер Сантьяго. Роман известного писателя дарит читателю настолько сильные эмоции, что все остальное просто меркнет на его фоне.

То есть режиссер, исполнитель главной роли – те же. Осталась и живая музыка. Есть и песок, и лодка, но уже в совершенно ином виде. А главное – даже сложно представить «кричащего и бегающего по сцене Сантьяго» Басту Цыденова. Получается, спектакль пересмотрели в корне. И получили отличный результат. …»

 


Фотоотчет