Версия для слабовидящих
Обычная версия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
«Старик и море» в Нижневартовске или «Это просто фантастика, которую стоит увидеть хотя бы раз...»
30
октября
«Старик и море» в Нижневартовске или «Это просто фантастика, которую стоит увидеть хотя бы раз...»

Спектакль Буряад театра «Старик и море» стал Лауреатом V международного театрального фестиваля спектаклей малых форм «Северные встречи» в номинации «Синтез малых форм и общечеловеческой культуры» 

Зрители Нижневартовска и гости фестиваля оставили немало добрых отзывов о спектакле Буряад театра. Вот лишь некоторые из них:

Никита Алексеенко

"Главное что поразило — лицо актера. Во-первых, оно идеально вписывается и в выбранную концепцию и в образ главного героя-старика. Получается такой человек-спектакль. Сколько людей в мире вообще смогут вписаться в эту роль так же? 
Во-вторых, лицо поразительно тонко отыгрывает все те эмоции и мысли, которые вертятся в голове Сантьяго. За время постановки его выражение меняется безумное количество раз — от тупой агрессии до умиротворённой усталости.
Актер, изображая того самого старика, рассказывает его историю и неспешно заполняет пустое пространство в центре сцены, рисуя Тибетские мандалы — ритуальные картины.
Только вместо традиционного цветного песка и мраморной крошки в ход идут фрукты, конфеты и вещи, накопленные годами, вроде детских игрушек, виниловых пластинок и даже утюга на углях.
За тем, как разрастается на сцене этот шедевр, можно наблюдать не только вскользь, глядя из зала, но и смотря под прямым углом — камера снимает картину строго сверху и транслирует на экран.
Все это творится под запах буддийского благовония и звуки бурятских инструментов (единственное название, которое знаю — варган).
Что всем этим хотел сказать автор? Да Брахма его знает. Главная прелесть спектакля — в атмосфере безмятежности. С первых минут не хочется ни о чем думать, а только сесть в позу лотоса, закрыть глаза и оммм...

Михаил Рудаков

Первые впечатления от фестиваля "Северные встречи" - они в этих снимках. Четыре дня он проходил в Нижневартовске, гостей из России и из-за рубежа принимали на сцене городского драматического театра. Свою работу на фестиваль привезли актёры из Улан-Удэ, из Государственного бурятского академического театра имени Хоца Намсраева. Об их моноспектакале "Старик и море" (по повести Хемингуэя) несколько лет назад писали в газетах. Критики и репортёры отмечали тогда: это интересное прочтение американского писателя, оно выдержано в восточном (в монгольском, в бурятском) колорите...Теперь была возможность увидеть эту работу. 
Актёр, народный артист Бурятии Баста Цыденов не просто жил в своей роли, но будто бы запечатлевал её в каждом выражении лица и в каждой мизансцене. Игра на музыкальных инструментах и пение дополняли игру на сцене, создавали особое её очарование. В этом была заслуга молодого актёра и режиссёра Виктора Жалсанова. Его мастерская игра на музыкальном инструменте моорин-хуур и его искусство горлового пения создавали музыкальное оформление спектакля, красиво и так колоритно звучал этот мотив. Помню, как приветствовал актёров из Улан-Удэ, когда они выходили на сцену после спектакля. Моя фраза была такая: "ихэ хайн даа!" (большое спасибо!)

 

Анастасия Радионова

"Сначала просишь в долг, потом просишь милостыню"

В третий день фестиваля "Северные встречи" в большом зале Городского драматического театра показали самый философский спектакль фестиваля – "Старик и море" – Государственный бурятский академический театр имени Хоца Намсараева Россия, Республика Бурятия, Улан-Удэ.
Спектакль является монодрамой, что сразу становится понятно, что этот спектакль будет очень сложным по содержанию. Всё действие спектакля происходит на сцене, которая оснащена информационными технологиями, т.е проекция сцены сверху вниз для наших глаз. На сцене двое мужчин: один мужчина музыкант ( Виктор Жалсанов – прим.), а второй – актёр Баста Цыденов. 
Начинается весь спектакль со слов "Притча о старике и море"... После этого ты улетаешь в удивительный мир, в котором ты увидишь своё отражение себя в этом спектакле. А живая музыка национальных музыкальных инструментов, например, маринхуры, просто берет до самых мурашек, что меня трясло, когда играла музыка, порой были слёзы на моих глазах.
В этом спектакле, показана самая настоящая тонкая грань жизни одного человека в возрасте по произведению Эрнеста Хемингуэя "Старик и море", что у меня до сих пор в голове очень много мыслей, которые надо изучить, расшифровать. Ведь спектакль сопровождался выкладыванием разных предметов на специальную платформу, начиная с песка заканчивая лаптями. Ведь это показана таким образом вся наша жизнь в деталях, если изучить это более детально. 
P.S Простите, я до сих пор не могу написать, что у меня в душе после просмотра этого шедевра. Это просто фантастика, которую стоит посмотреть, или увидеть хотя бы раз, чтобы понять все тонкие грани человеческой души. Этот спектакль тронул меня до слёз, я когда вернулась домой. Я присела и почти половину ночи перечитывала Э. Хемингуэя, но в голове не уходили образы со спектакля. Может со временем ко мне придёт более детальное осмысление всего происходящего, а пока в голове стоит много вопросов о жизни, о бытие человека и т.д 

Анастасия Цитович

"Пусть грехами занимаются те, кому за это платят". Э. Хэмингуэй "Старик и море".
Актер Академического драматического театра республики Бурятия Баста Цыденов удивительно точно символами и тонкой филослфией смог за час с небольшим изобразить устройство мира на сцене Драмтеатра в Нижневартовске. Мы получили эстетическое удовольствие, пофантазировали над разгадыванием символов и насладились этническими звуками моринхура.
#северныевстречи
#антрактныйалкоголик#встретимсявтеатре#драмтеатрнв

Катерина Тайлакова

Старик и море. Государственный академический театр имени Хоца Намсараева, Улан-Удэ, Бурятия.

Перед вами три главных героя:
первый - кубинский рыбак Сантьяго,
второй - звучание инструмента Виктора Жалсанова (вот уж парадокс - пропустила выступление в сургутской галерее современного искусства Стерх, чтобы услышать через день на фестивале #СеверныеВстречи!),
третий - мандала, часть за частью покрывающаяся человеческими и жизненными предметами. 
Все три героя - бесконечны в Вечности.
Кто читал одноименное произведение Эрнеста Хемингуэя, тот получит удовольствие от просмотра. Кто считает себя буддистом - тот получит удовольствие. Кто был в Бурятии - удовольствие.
Иногда чтобы выиграть, нужно проиграть. А чтобы осознать свой выигрыш - нужно пережить время. В самом начале рыбак разговаривает с мальчиком - чувствуется бедность и одиночество. Старик надеется стать счастливым, вернувшись из моря с уловом. Но на берег он ступит полностью изнурённым только через несколько дней после борьбы с водным духом, морской стихией в лице огромной рыбины. 
Рыба-гигант - это самомнение, гордыня, уверенность в силах. Борьба с чудищем словно отражение внутреннего поиска и метания. Рыбак не спит и не ест, старается перехитрить свою жертву (самого себя) и, в конечном итоге, побеждает. Мнимость слепого триумфа осознаётся только по прошествию некоторого времени - в тот момент, когда к телу убитой рыбины, прикреплённой сбоку лодки, приплывает первая акула. 
Старик протыкает ей череп, глаз её тухнет, хищник опускается на дно морское, путь домой продолжается. Но акула - это на самом деле лишь часть самого человека, жаждущая урвать кусок. Это бес, который сидит в нас и заставляющий сомневаться, подталкивать к неразумному.
Вслед за первой крупной акулой приплывает стая мелких акул. Рыбак измождён, он не в силах побороть всех нападающих. Он сдаётся судьбе, признаёт победу над собой за Природой и оказывается на суше. Путь к себе домой оказывается длиннее, чем обычно. В бессилии он падает на кровать, застеленную газетами, и засыпает, очищенный, обновлённый. 
Только проснувшись, он понимает, что счастье ему способен дать несчастливый мальчик, приносящий всем неудачу в рыбной ловле. Одиночество меркнет с этим осознанием и старик оказывается богаче без улова, чем был раньше.
Во время монолога народного артиста Республики Бурятии Басты Цыденова руки его раскладывают на мандале разные вещи. В центре ставится камень. Вокруг него располагается творчество - рыбак раскрашивает сектора красками. Дальше в ход идут природные явления: звёзды, листья, камни, фрукты... Следующий круг наносное - игрушки, паровозики, транзисторы. Затем знания - книги, статуэтки... 
Постепенно сцена наполняется не только предметами, но и смыслами. Отражение мандалы на стене-экране говорит нам, что проекция человеческой жизни многослойна. Смотреть на все эти мелочи жизни сверху довольно комично и абсурдно. Человеческая жизнь кажется оттуда мелкой и неважной. 
А всё это время Виктор Жалсанов наполняет пространство естественным древним звучанием - здесь и горловое пение, и этнические звуки, и метафилософия.
Иногда мне казалось, что слишком много пауз было в речи усталого старика, но куда он мог торопиться? Только если устремляться всем своим существом к Вечности, но, как мы знаем, Вечность недостижима, поэтому и торопиться нет причин.
Признаться, я впервые встречалась с бурятским театром. Степенность и осмысленность мироздания его наложилась на и без того сложный текст Хемингуэя, получив загадку-головоломку для зрителя.

http://www.minkultrb.ru/news/detail.php?SECTION_ID=95&ELEMENT_ID=16821

Фото Никита Алесенко.

comments powered by HyperComments