Версия для слабовидящих
Обычная версия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 12:00 до 18:30, выходной воскресенье
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
К  85-летию  ГБАТД им. Х. Намсараева
30
Мая
К 85-летию ГБАТД им. Х. Намсараева

Серия творческих  портретов деятелей культуры и искусства, внесших большой вклад в развитие Бурятского государственного  академического театра драмы им. Х. Намсараева  от народной артистки России Ларисы Егоровой.

Молодой актер Владимир Кондратьев, закончивший  в Ленинграде ЛГИТМиК (актерский факультет), вливается вместе со своими однокурсниками в труппу театра. Амбициозный, отличающийся от своих сверстников аналитическим складом ума, мечтающий стать режиссером… Его  первые актерские работы были успешными. В 1973 году в спектакле «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова он играет роль  отрицательного героя Джантая. Роль небольшая, но так подробно и ярко сыгранная им. Он преподносит своего героя со всеми его мелочами и приспособлениями, которые он придумывает, обогащая  характер своего героя.  В спектакле «Козы-Корпеш и Баян-Слу» Мусрепова в постановке Сахирова Ф. С. ему доверили центральную роль Кодара, соперника Козы-Корпеша. Они любят одну девушку и каждый из них сражается за пальму первенства. Образ получился выпуклым, значительным и  во многом превосходил образ положительного героя. В «Озорной молодости» Миннулина  три деревенских парня  в исполнении Кондратьева, Елбонова и  Иннокентьева  влюблены в одну девушку Софию, которую играла я. Его герой очень романтичный, разухабистый деревенский парень, короче, «первый парень на деревне», поет: «Я такой любвеобильный, всех люблю без спроса!», а София отвечает: «Тот, кто многих завлекает, остается с носом!».

Но Кондратьев не оставляет свою мечту стать режиссером и спустя три  года едет в Москву поступать в ГИТИС на режиссерский факультет. Спустя пять лет он приезжает в родной театр на должность очередного режиссера и берется за постановку спектакля «Материнское поле» Чингиса Айтматова. Над спектаклем работа идет скрупулезно, с подробностями, без скидок на молодость. Я думаю, что эта работа  была проверкой на зрелость не только для актеров, но и для молодого режиссера.

Вскоре  на смену  главного  режиссера Ф. С. Сахирова  утверждают  молодого, подающего  надежды  Кондратьева В. И. Требовательный, докапывающийся до мельчайших подробностей  в трактовке ролей,  он   был прекрасным педагогом. Его личный пример ответственного отношения к работе в театре был показателен не только для  его поколения  артистов, но и для молодежи, которая вливалась в наш коллектив. Среди его лучших  работ, завоевавших сердца зрителя,  были спектакли:  «Любовь под вязами» Ибсена, «Эзоп» Фигейредо, «Король Лир» Шекспира, «Выходили бабки замуж» Булякова, «СССР. Союз Солдатских Сердечных Ран» Башкуева, за который он получил звание лауреата Государственной премии Бурятии наряду с молодыми актерами, недавними выпускниками ВСГАКиИ Сэнгэ Ломбоевым, Болотом Динганорбоевым, Солбоном Субботиным, которым он поручил исполнять главные роли, тем самым давая им возможность для дальнейшего творческого роста. Спектакль имел ошеломительный успех. Его работа «Эхэ» монгольского автора Мэндсайхан  до сих пор  с успехом идет на сцене его родного театра. В работе над  постановкой  складывалось такое впечатление, что он лучше нас знает  женскую психологию, чем продиктованы их чувства и поступки.  Что уж скрывать, характер у него был непростой, иногда случались и горячие споры, но как известно, только в споре рождается истина. И мы путем споров выходили на единственно правильное понимание роли.

Работу с Кондратьевым с любовью вспоминают и в Монголии. Иногда, казалось, что он работает с монгольскими актерами больше, чем с нами. Видимо, там отношение к нему, как к режиссеру, ну и как к человеку, было намного лучше, чем в родном театре. Ведь недаром говорят: «Нет пророков в своем отечестве!» Талант признают у нас тогда, когда  он уже  уходит из жизни.

 Он серьезно и много работает над бурятской драматургией с такими драматургами, как Бато-Мунко Пурбуев, Баир Эрдынеев, Геннадий Башкуев, Дугар Дылгыров. К нам  в театр часто приезжают драматурги из разных городов, читают и дают оценку нашей местной драматургии. В театре ставятся пьесы Степана  Лобозерова. По линии СТД приезжают театральные критики смотреть наши спектакли. Раньше критики были неподкупные, им Союз Театральных деятелей оплачивал расходы, чтобы они реально делали заключение о том, в каком направлении двигается театральное искусство.  Владимир Ильич, кроме работы в театре, ведет заочный курс в Академии культуры и преподает в училище искусств. Его приглашают на постановки в народные театры республики, где он ставит разные спектакли и его требования  к ним  на уровне профессиональных театров. Последней режиссерской работой его стала пьеса «Филумена Мартурано» или, как мы переименовали ее, «Женщина, не знавшая слез…», которую он берет к моему юбилею. Работа с самого начала заладилась, распределение ролей было точное.  Моим партнером был Михаил Елбонов, как вдруг, за 3 дня до премьеры Михаил попадает в больницу. У меня паника! Юбилей отменить нельзя, гости приглашены – что делать? И здесь Кондратьев спасает положение, сам берется  за большущую роль центрального героя и премьера состоялась! Спектакль заиграл новыми красками, столько можно было прочитать между репликами и взглядами... Очень жаль, что с уходом Кондратьева спектакль, на который ушло столько сил и эмоций, материальных затрат, прекратил свое существование. И не только «Филумена», прекрасная постановка «Союз Сердечных Ран», за которую режиссер  и молодые актеры получили звание лауреатов республиканской премии, канул в вечность. Так мы расточительно и небрежно относимся к прошлым постановкам, как бы подчеркивая своим отношением, что все то,  что было до нас, неинтересно и  не имеет места в настоящей жизни. Но память – цепкая штука  и тот, кто соприкасался с творчеством Владимира Ильича  Кондратьева, помнит его и благодарно чтит память о нем!

Автор: Лариса Егорова http://minkultrb.ru/publications/detail.php?SECTION_ID=93&ELEMENT_ID=15950

comments powered by HyperComments