Народная артистка Республики Бурятия
До поступления в театральную студию в Ленинградском институте театра кино и кинематографии Саяна работала худруком у себя в деревне в Мухоршибирском районе. Там поставили отрывок из «Кнута тайши» Х.Намсараева и ей, совсем юной пришлось сыграть роль Долгор хатан. Через несколько лет эту роль она будет играть на сцене бурятского театра.
Прекрасные внешние данные, удивительная пластика, обаяние, природная органика и одаренность – все это позволяет Саяне Цыдыповой приковывать к себе внимание и любовь зрителей, театральных критиков. Актриса, обладая хорошей актерской школой, емко и убедительно строит характеры своих героев.
Саяна часто вспоминает свои первые выходы на сцену, первые роли. Ей тогда дали роль шестидесятилетней бабушки Фурумати в спектакле «Хорьки» по пьесе японского автора Мафунэ Ямомото. С тех пор актрисой созданы емкие и значимые по своему художественному уровню и исполнению образы сильных, независимых героинь: Олень в сп. «Король- олень» К.Гоцци, невеста в «Кровавой свадьбе» Г. Лорка, Алма Мэргэн в «Гэсэре» Н.Дамдинова, Есуй в «Чингисхане» Б.Гаврилова, Смеральдина в сп. «Слуга двух господ» К. Гольдони.
В спектакле Б. Эрдынеева «Дамдин лама» С.Цыдыпова выступала в роли заглавной героини Джурмы. Спектакль принимал участие во Втором Всепольском театральном фестивале в г. Елена-Гуры (Польша).
В премьерном спектакле «На стыке веков» по пьесе Г.Башкуева, посвященном празднованию 300-летнего юбилея похода хори -бурят к царю Петру 1 в Москву Саяна сыграла роль Эрэшкен удаган (шаманка) -– реальное историческое лицо, которая отдала жизнь за будущее хори – бурят. За то время какое провели посланцы в пути, эта молодая девушка проживает целую жизнь, отдает все, чтобы эти люди, преодолев неимоверные трудности, доставили на родину царский указ о праве хоринцев на их породные земли. Когда Абжа удаган на обратном пути умирает, ее душа уходит в небо, превращаясь в лебедя. Таким образом, пластическое решение танца «Хун шубуун»- «лебедица» становится образной доминантой всего спектакля.
Большой успех выпал на главную героиню Цэвэлмаа в исполнении С.Цыдыповой в спектакле Лауреата Государственной премии Республики Монголия С. Эрдэнэ «Встретимся в той жизни». Образ простой девушки – бурятки был представлен не только с ее земными радостями и безутешными скорбями, но и крупно в трагическом плане, философски обобщенно.
Одной из этапных ролей последних лет является исполнение роли Долгор в сп. «Япон Долгор» по пьесе Б.Эрдынеева. Отголоски прошедшей войны, на которой без вести пропал муж, победа, которая не принесла успокоения любящему сердцу, вопреки голосу разума Долгор не может смириться с его гибелью, ведь японский военнопленный Асаки Тосио так похож на него. Драматическая роль о любви, верности поданная трепетно, с глубокой внутренней импульсивностью и темпераментом в исполнении С.Цыдыповой она никого не оставляет равнодушным.
Интересной получилась роль Дженни-Малины в сп. Брехта «Трехгрошовая опера» Б.Брехта. Постановщик оставил ей минимум текста, но при этом был у актрисы максимум выразительности – шарм, сценическое обаяние, интеллект, все это проигрывается актрисой в пластике.
За роль Максармы - хатан, леди-Макбет в постановке - римейк по пьесе В. Шекспира «Макбет», представленной театром на межрегиональный театральный фестиваль «Сибирский транзит - 2008 г.» в г. Барнаул, актриса удостоилась награды фестиваля в номинации «Лучшая женская роль». В этой же роли актриса принимала участие в фестивале «Золотая маска» (г. Москва).
В 2009 году на сцене бурятского театра с большим успехом состоялась премьера спектакля-медитации «Гэгээрэлэй зам» («Путь к просветлению») Ц.Бальжанова и А.Вязниковцева. Спектакль был отобран для участия в фестивале «Золотая маска – плюс» в Москве. Здесь С.Цыдыпова сыграла 2 роли: роль дакини-хандамы Ешин Хорло и роль Матери. Эти две разноплановые роли были исполнены актрисой с присущей ей философской глубиной. Образ матери, созданный актрисой, вобрал в себя не только образ матери героя спектакля Жамьяна, это образ всех матерей не на бытовом уровне, а в масштабе Вселенской любви, сострадания, доброты и заботы о прошлом, сегодняшнем и будущем не только своего ребенка, а всех окружающих ее живых существ в буддийском философском контексте. Очень сложная роль Дакини Ешин-Хорло по своей философской глубине. Именно она несет одну из главных тем раскрытия сюжета всего спектакля. Созданный артисткой С. Цыдыповой образ стал одним из центральных ролей, связующий и соединяющий в себе все персонажи в единое целое для восприятия всего спектакля.
Саяна Цыдыпова принимала участие в представлении «Достижения Российского искусства и кино» во Франции (Канны) в ноябре 2008 г, где театр показывал спектакль «Улейские девушки», С.Цыдыпова исполняла роль одной из улейских девушек. Работала с русским театром в «Шаманских сновидениях», съездила с ними на гастроли в Америку; сыграла в новом спектакле Республиканского кукольного театра «Пространство духа» Акутагавы.
Образы, созданные Саяной Чойбалсановной в последние годы, подтверждают ее возросшее мастерство, широту диапазона и незаурядность актерской палитры.
Наиболее значимыми ролями актрисы становятся образы сильных, независимых женщин. Актриса, обладая хорошей актерской школой, емко и убедительно строит характеры своих героев. От роли к роли шлифуется и оттачивается ее мастерство, ныне она достигла поры творческой зрелости. Об этом свидетельствуют создание роли Маши в «Чайке» А.П.Чехова, Харахан в «Бальжин хатан», Вера в «Утиной охоте» А.Вампилова.