Меню
Саяна Цыдыпова
Народная артистка Республики Бурятия

Народная артистка Республики Бурятия

До поступления в театральную студию в Ленинградском институте театра кино и кинематографии Саяна работала худруком у себя в деревне в Мухоршибирском районе. Там поставили отрывок из «Кнута тайши» Х.Намсараева и ей, совсем юной пришлось сыграть роль Долгор хатан. Через несколько лет эту роль она будет играть на сцене бурятского театра.

Прекрасные внешние данные, удивительная пластика, обаяние, природная органика и одаренность – все это позволяет Саяне Цыдыповой приковывать к себе внимание и любовь зрителей, театральных критиков. Актриса, обладая хорошей актерской школой, емко и убедительно строит характеры своих героев.

Саяна часто вспоминает свои первые выходы на сцену, первые роли. Ей тогда дали роль шестидесятилетней бабушки Фурумати в спектакле «Хорьки» по пьесе японского автора Мафунэ Ямомото. С тех пор актрисой созданы емкие и значимые по своему художественному уровню и исполнению образы сильных, независимых героинь: Олень в сп. «Король- олень» К.Гоцци, невеста в «Кровавой свадьбе» Г. Лорка, Алма Мэргэн в «Гэсэре» Н.Дамдинова, Есуй в «Чингисхане» Б.Гаврилова, Смеральдина в сп. «Слуга двух господ» К. Гольдони.

В спектакле Б. Эрдынеева «Дамдин лама» С.Цыдыпова выступала в роли заглавной героини Джурмы. Спектакль принимал участие во Втором Всепольском театральном фестивале в г. Елена-Гуры (Польша).

В премьерном спектакле «На стыке веков» по пьесе Г.Башкуева, посвященном празднованию 300-летнего юбилея похода хори -бурят к царю Петру 1 в Москву Саяна сыграла роль Эрэшкен удаган (шаманка) -– реальное историческое лицо, которая отдала жизнь за будущее хори – бурят. За то время какое провели посланцы в пути, эта молодая девушка проживает целую жизнь, отдает все, чтобы эти люди, преодолев неимоверные трудности, доставили на родину царский указ о праве хоринцев на их породные земли. Когда Абжа удаган на обратном пути умирает, ее душа уходит в небо, превращаясь в лебедя. Таким образом, пластическое решение танца «Хун шубуун»- «лебедица» становится образной доминантой всего спектакля.

Большой успех выпал на главную героиню Цэвэлмаа в исполнении С.Цыдыповой в спектакле Лауреата Государственной премии Республики Монголия С. Эрдэнэ «Встретимся в той жизни». Образ простой девушки – бурятки был представлен не только с ее земными радостями и безутешными скорбями, но и крупно в трагическом плане, философски обобщенно.

Одной из этапных ролей последних лет является исполнение роли Долгор в сп. «Япон Долгор» по пьесе Б.Эрдынеева. Отголоски прошедшей войны, на которой без вести пропал муж, победа, которая не принесла успокоения любящему сердцу, вопреки голосу разума Долгор не может смириться с его гибелью, ведь японский военнопленный Асаки Тосио так похож на него. Драматическая роль о любви, верности поданная трепетно, с глубокой внутренней импульсивностью и темпераментом в исполнении С.Цыдыповой она никого не оставляет равнодушным.

Интересной получилась роль Дженни-Малины в сп. Брехта «Трехгрошовая опера» Б.Брехта. Постановщик оставил ей минимум текста, но при этом был у актрисы максимум выразительности – шарм, сценическое обаяние, интеллект, все это проигрывается актрисой в пластике.

За роль Максармы - хатан, леди-Макбет в постановке - римейк по пьесе В. Шекспира «Макбет», представленной театром на межрегиональный театральный фестиваль «Сибирский транзит - 2008 г.» в г. Барнаул, актриса удостоилась награды фестиваля в номинации «Лучшая женская роль». В этой же роли актриса принимала участие в фестивале «Золотая маска» (г. Москва).

В 2009 году на сцене бурятского театра с большим успехом состоялась премьера спектакля-медитации «Гэгээрэлэй зам» («Путь к просветлению») Ц.Бальжанова и А.Вязниковцева. Спектакль был отобран для участия в фестивале «Золотая маска – плюс» в Москве. Здесь С.Цыдыпова сыграла 2 роли: роль дакини-хандамы Ешин Хорло и роль Матери. Эти две разноплановые роли были исполнены актрисой с присущей ей философской глубиной. Образ матери, созданный актрисой, вобрал в себя не только образ матери героя спектакля Жамьяна, это образ всех матерей не на бытовом уровне, а в масштабе Вселенской любви, сострадания, доброты и заботы о прошлом, сегодняшнем и будущем не только своего ребенка, а всех окружающих ее живых существ в буддийском философском контексте. Очень сложная роль Дакини Ешин-Хорло по своей философской глубине. Именно она несет одну из главных тем раскрытия сюжета всего спектакля. Созданный артисткой С. Цыдыповой образ стал одним из центральных ролей, связующий и соединяющий в себе все персонажи в единое целое для восприятия всего спектакля.

Саяна Цыдыпова принимала участие в представлении «Достижения Российского искусства и кино» во Франции (Канны) в ноябре 2008 г, где театр показывал спектакль «Улейские девушки», С.Цыдыпова исполняла роль одной из улейских девушек. Работала с русским театром в «Шаманских сновидениях», съездила с ними на гастроли в Америку; сыграла в новом спектакле Республиканского кукольного театра «Пространство духа» Акутагавы.

Образы, созданные Саяной Чойбалсановной в последние годы, подтверждают ее возросшее мастерство, широту диапазона и незаурядность актерской палитры.

Наиболее значимыми ролями актрисы становятся образы сильных, независимых женщин. Актриса, обладая хорошей актерской школой, емко и убедительно строит характеры своих героев. От роли к роли шлифуется и оттачивается ее мастерство, ныне она достигла поры творческой зрелости. Об этом свидетельствуют создание роли Маши в «Чайке» А.П.Чехова, Харахан в «Бальжин хатан», Вера в «Утиной охоте» А.Вампилова.

РОЛИ В ТЕАТРЕ
1989 г. Ю.Мафунэ «Хорьки»
бабушка Фурумати
1990 г. Б.Эрдынеев, Р.Бадмаев «Дамдин лама»
Джурма
1991 г. к. Гоцци «Король-олень»
Олень
1995 г. Н.Дамдинов «Арадай батар Гэсэр хан»
Алма – мэргэн
1996 г. Г.Лорка «Кровавая свадьба»
невеста
1998 г. К. Гольдони «Слуга двух господ»
Смеральдина
2000 г. Х.Намсараев «Кнут тайши»
Долгор хатан
2000 г. С.Эрдэнэ «Хойто напандаа уулзахабди»
Цэвэлма
2000 г. С.и Э.Жамбаловы «Улейские девушки»
улейская девушка
2001 г. Б.Гаврилов «Чингисхан»
Есуй, шаманка
2001 г. Г.башкуев «Танцующий призрак»
Люба
2002 г. А.Чехов «Чайка»
Маша
2003 г. Г.Башкуев «На стыке веков»
шаманка Эреэшкэн
2005 г. Б.Брехт «Трехгрошовая опера»
Дженни малина
2005 г. Г.Башкуев «С С.С.Р»
вдова
2005 г. Б.Эрдынеев «Япон Долгор»
Долгор
2005 г. Д.Эрдынеев «Бальжин хатан»
шаманка Харахан
2006 г. А.Вампилов «Утиная охота»
Вера
2007 г. В.Шекспир «Максар. Шупата тала»
Максарма хатан
2008 г. Б.Дондоков мюзикл «Танец орла»
Девушка
2009 г. А.Вязниковцев, Ц.Бальжанов «Путь к просветлению»
Мать и Дакини-Янжима
2012 г. К. Гоцци «Турандот»
Скирина
2014 г. Ч.Айтматов «Манкурт»
мать
2015 г. У.Шекспир «Ромео и Джульетта»
кормилица
2016 г. Ч.Айтматов «Булжамууртын орон» (Когда падают горы)
Арюухан (Айгуль)
2017 г. В.Распутин «Полёт.Бильчирская история»
переселенка