Меню
Болот Динганорбоев
Народный артист Республики Бурятия

Обаяние народного героя…

В октябре 2002 года на сцене Бурятского театра драмы проходит премьера необычного по тем временам, мистического спектакля «Улейские девушки» Саяна и Эржэны Жамбаловых. Примечательно и то, что с этой премьеры начался творческий путь целой плеяды замечательных актеров, выпускников Бурятской студии ВСГАКИ. Одним из ярчайших в этой плеяде тогда был признан Болот Динганорбоев.

Родился Болот 7мая 1980 года, в селе Цокто-Хангил Агинского Бурятского автономного округа. Окончил Цокто-Хангильскую среднюю школу им.Ч.Базарон. В 2002 году был принят в труппу Бурятского театра драмы.

Дебютной ролью Болота стал образ отца жениха в спектакле «Улейские девушки». Работа стала серьезным испытанием для молодого актера, ведь играть ему пришлось не просто мужчину в возрасте, а человека с непростым характером, что сложился при определенных жизненных обстоятельствах.

Роль, в итоге, определила всю дальнейшую творческую судьбу Болота. Все последующие образы, воплощенные им на сцене, были сложными, неоднозначными, с мощным посылом: Клавдий в «Гамлете» В. Шекспира, Павел в «Вассе Железновой» М. Горького, Сонров в «Встретимся в той жизни» С. Эрдэнэ, Очир «СССР» Г. Башкуева, Асаки Тосио в «Япон Долгор» Б. Эрдынеева, Орбондой «Живая свеча» Д. Сультимова, Найдан в «Романсе о влюбленных» А. Лыгденова, Слепой в «Трехгрошовой опере» Б. Брехта, Тэхэ в «На стыке веков» Г. Башкуева, Аюр в «Святом подношении» Д. Эрдынеева и т.д.

Одной из лучших ролей в исполнении Болота Динганорбоева считается образ монгольского военачальника Сонрова в спектакле по пьесе С. Эрдэнэ «Встретимся в той жизни». Своим обаянием, мастерством исполнения, приятным тембром голоса, а так же непринужденной подачей, он произвел на зрителей неизгладимое впечатление. В основе сюжета судьба влюбленных – молодого высокопоставленного халха-монгола и девушки-бурятки Цэвэлмы. Через их взаимоотношения и любовь преломляются трагические события конца 30-х годов, когда под каток репрессий попадают ни в чем не повинные простые араты - буряты. Реквием по их любви звучат последние строки письма Сонрова, написанные перед расстрелом: «Хойто наhандаа уулзахабди».

В постановках Буряад театра, посвященных 60-летию Победы Болот Динганорбоев создал два совершенно разных образа, отражающие судьбы двух солдат, воевавших по разные стороны окоп. В постановке театра «СССР» по пьесе Г.Башкуева артист воплотил героический и трагический образ солдата, героя войны, горевшего под Курском, трудно привыкающего к мирной жизни с его требованиями. В начале сюжета молодой, полный сил и энергии талантливый художник, у которого все впереди, и любовь, и семья, и слепой связист Очир после войны, в исполнении Болота Динганорбоева сдержан в своем несчастье, и верно ожидает свою одноклассницу, невесту в мирное время, и медсестру в военные годы Любу. Но Люба погибла, не вернется она к нему… Постановка «СССР» режиссера Владимира Кондратьева в итоге была удостоена Государственной премии Республики Бурятия в 2005 году.

Известно, что многие здания в Улан-Удэ были построены японскими военнопленными, в том числе и здание театра оперы и балета. Действие спектакля « Япон Долгор» по пьесе Б. Эрдынеева происходит весной 1948 года. История основана на реальных событиях. Героиня спектакля Долгор Сандакова (С. Цыдыпова) приехав из района по делам в Улан-Удэ, проходя мимо здания, случайно увидела среди работающих военнопленных своего мужа Солбона, который без вести пропал во время войны. На самом деле это был японский летчик Асаки Тосио, поразительно похожий на Солбона. Но для Долгор это не так важно. Невзирая ни на что, она решается встретиться с ним и ради продолжения рода Сандаковых, родить от него ребенка. Образ японского военнопленного в исполнении Болота Динганорбоева удивительным образом разрушает стереотипы минувшей войны, вызывая симпатию, а главное – чувство сострадания. Недаром в финале пьесы звучат слова: «… На одной планете живем, которая называется «Земля»…

В конце 2007 года на цене Бурятского театра драмы оживает шекспировский Макбет, в образе Максара в постановке Олега Юмова «Максар. Степь в крови». После грандиозной победы на поле брани в неравной битве военачальник Максар, вместе со своим другом, соратником, военачальником войска Мyнхэ (Болот Динганорбоев), возвращаются к своему Сагаан Хану. В пустынной степи встречают Духов Великой Степи – вестниц Судьбы, которые предсказывают великое будущее Максару. Часть предсказаний сбывается, Максар становится Ханом, убив в сговоре со своей женой Максармой Хатан (С.Цыдыпова), правящего Сагаан Хана (Ц. Цырендоржиев). Но Максар не останавливается на достигнутом. Он решается пойти дальше предсказаний, обагрив степь кровью. Мунхэ неотступно следует за своим военачальником, терзаемый внутренними противоречиями. В этом образе в полной мере проявилось актерское мастерство Болота, мастерство сложившегося артиста, готового к масштабным ролям.

Особое место в творчестве артиста занимает вокальное искусство. Со своей супругой, талантливой актрисой Жажан Динганорбоевой, они известны как поющая семейная пара, имеющая обширный круг своего зрителя не только в Улан-Удэ, но и в районах республики. В их репертуаре современные бурятские лирические песни, романсы.

Прекрасные актерские данные Болота позволяют ему быть органичным и в детских постановках театра. Артист прекрасно владеет и бурятским и русским языками, умеет выразительно интонировать свои роли, музыкален, обладает природным чувством ритма.

Сегодня Болот Динганорбоев артист, органично владеющий своим голосом, чувством сценического слова, способный к быстрому перевоплощению на сцене и постоянно совершенствующий свои природные данные. Его любимые образы – образы народных героев, с глубоким внутренним миром и особого, внутреннего обаяния. Именно на таких героев хотят быть похожими, именно такие герои способны вдохновлять.

РОЛИ В ТЕАТРЕ
«Али-Баба, 40 разбойников и один учёный попугай»
Али-Баба, разбойник, бедняк
«Отныне я буду жить дома»
Мунхэ
«Ранней весной»
Булад
«Эхэ»
Гансух
«Золотой ключик, или Новые приключения Буратино»
Дуремар
«Гроза»
Слуга
«Будамшу»
Будамшу, hорни
«Гротески Хокусая»
Накадзима Исэ
«Старик и море»
1-ый рыбак
«Турандот»
Панталоне
«Улейские девушки»
Отец жениха
«Золушка»
Король
«Япон Долгор»
Асаки Госио
«С.С.С.Р.»
Очир
«Живая свечка»
Орбондой
«Романс о влюбленных»
Найдан
«Трехгрошовая опера»
Слепой