БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
30
июня
Трагикомическое амплуа Людмилы Тугутовой

На торжественном юбилейном концерте Бурдрама "90 жэлэй баяр" глава Бурятии Алексей Цыденов удостоил высокого звания "Заслуженный артист РБ" актрису Людмилу Тугутову

Представляем фрагмент об известной актрисе из новой книги Эржены Жамбаловой о современной истории "Буряад театра":

Людмила Тугутова

Людмила Тугутова, выпускница Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, служит в "Буряад театре" вместе со своими однокурсниками с 2011 года.

В период с 2011 по 2021 год на счету у актрисы 46 новых постановок, в 16 из них она сыграла главные роли.

Амплуа актрисы определить не так-то просто – по-началу, кажется, что это комедийная характерная актриса, но ей под силу и драматические, и лирические роли. Благодаря своему трудолюбию, собранности, таланту, профессиональным навыкам, внешним данным и прекрасной физической форме артистка плотно занята в репертуаре театра. Практически все режиссеры, работающие в театре и приглашенные, обращают внимание на неё, и стараются предложить актрисе роль в очередной новой постановке.  

Серьезной работой, первым «сценическим крещением», можно назвать роль Турандот в одноименном спектакле по пьесе Карло Гоцци " Принцесса Турандот" в 2012 году (режиссер Олег Юмов). Яркий, гротесковый образ своенравной принцессы был создан актрисой и жил в контексте режиссерского решения спектакля.  

2013 год – работа с известным польским режиссером Кшиштофом Занусси в спектакле «Недоразумение» Альбера Камю, роль Марты. Довольно таки жесткая, рассчетливая и хладнокровная особа, во всем потакающая своей не менее жестокой матери.          

В театре огромную роль играет его величество случай. Именно благодаря ему происходят незапланированные вводы на главные роли, и актерская жизнь может в корне поменяться. Актер находится в состоянии экстрима: огромное количество текста, катастрофически мало времени для репетиций, объем информации о задачах, действиях, желаниях и теме персонажа.

У Людмилы Тугутовой это произошло, когда было необходимо срочно вводиться на роль Шойжид-хатан в спектакль «Шэнхинуур шүлүүнүүд» (Поющие камни) режиссера Саяна Жамбалова, и на роль Джульетты в спектакль «Ромео и джульетта», режиссер Саян Жамбалов. После чего стало абсолютно ясно, что актрисе подвластны драматические с трагическими нотами роли.

Остается добавить, что ввод в спектакль – это профессиональное умение в короткие сроки войти в уже созданный спектакль, при этом, не только повторить рисунок и мизансцены предыдущего исполнителя, а вникнув в тему роли, суметь создать свое прочтение образа. Ведь недаром говорят, что актерский талант силен в индивидуальности. Ведь каждый человек по своему смотрит, дышит, говорит, чувствует… И Людмила Тугутова справилась с этой задачей на отлично! Режиссеры, партнеры, а также и зрители высоко оценили ее работу.           

2016 год – Виктория в постановке «Ухаанда орошогүй ушар» по пьесе Александра Вампилова «История с метранпажем», режиссер Джемма Баторова. Актриса легко справляется с поставленными перед ней режиссерскими задачами, создав образ простодушной, милой и обаятельной горничной из маленькой периферийной гостиницы «Тайга».        

Особо хочется отметить игру Людмилы Тугутовой в спектакле «Полет. Бильчирская история», режиссер Сойжин Жамбалова. Умение работать в трагикомическом ключе особенно ярко выражается и осуществляется именно в этом спектакле.

В сцене бунта женщин, не желающих покидать затопляемый Бильчир: та героиня, которая неистово бьет в большой барабан; в сцене отъезда – та, которая от безысходности «перебирает» с самогоном и безвольно восседает на телеге с поклажей; монолог революционерки Марии Сахьяновой, с любовью воспитавшей свою племянницу – будущую знаменитую балерину Ларису Сахьянову; документальный эпизод с видеосъемкой реальных бабушек – та героиня, которая поет в дуэте народную песню. Все эти эпизоды наполнены совершенно необъятной энергетикой актрисы, ее внутренней человеческой силой.        

Людмила Тугутова занята во всех детских постановках театра, играя и главные, и второстепенные роли. И в этих ролях актриса работает в амплуа «травести» и «инженю». То есть играет мальчишек (Малыш в спектакле «Малыш и Карлсон») и девчонок – Девочка в «Истории одного блогера», Сарюна в сказке Юлия Кима «Кто принцессу поцелует», а также разных смешных и наивных принцесс.         

Мечтательная Дуня в трио исполнительниц в спектакле «Смотритель» по повести Александра Сергеевича Пушкина, режиссер Сойжин Жамбалова. Эпический героический образ Агуу Гоохон в спектакле «Алдар. 9 секунд», режиссер Саян Жамбалов. Резкая, грубая, но очень ранимая Даша в спектакле «Оройтоһон дуранай охин» по пьесе Ярославы Пулинович «Земля Эльзы». Все эти героини разные, со своими судьбами, характерами и темами.

Озорная, с мальчишеским задором, яркая Ухаахан в спектакле «Амиды бусаһанайш түлөө» по роману Цырен-Дондока Хамаева «Хэнзэ ногоон», режиссер Саян Жамбалов. Практически каждый выход актрисы на сцену вызывает у зрителей невольную улыбку. Они с удовольствием следят за всеми событиями, которые происходят с этой бойкой и жизнерадостной девчонкой-трактористкой, безответно любящей главного героя. Удивительное дело – актриса умеет быть на сцене одновременно и смешной, и красивой. Женское обаяние, искренность, «лучистый» взгляд – все это признаки таланта артистки.            

«Корея-03» - одна из громких постановок театра 2021 года, режиссер Сойжин Жамбалова. Спектакль о судьбах простых людей из Бурятии, сегодняшних наших современниках, по разным причинам, оказавшихся на заработках в Южной Корее. Вероника, героиня Людмилы Тугутовой - консуманка, так называют девушек, развлекающих мужчин, поддерживая с ними общение в ночных клубах и барах.

Своих родных в Бурятии героиня спектакля вынуждена обманывать, говоря, что работает на заводе, где производят смартфоны. Ее мечта – поднять на ноги свою младшую сестренку - рушится на глазах у зрителей. За маской яркой, вызывающей внешности актриса сумела сыграть тему безысходности, крушения мечты, боль потери близких людей.   

Еще одна яркая премьера 2021 года – постановка режиссера Олега Юмова, спектакль «Үхэжэ ядашаһан король» по пьесе Эжена Ионеско «Король умирает». Роль второй, молодой королевы Марии – чувственной, немного избалованной, но искренне любящей женщины, пытающейся всеми силами удержать своего возлюбленного. Но всё ее старания напрасны, смерть берет верх, и король все же умирает.

Хорошая физическая форма помогает актрисе в создании образа: она легко двигается, ее пластика точна и грациозна. Мимика, жесты, интонация – все подчинено единому, существованию по законам жанра трагикомедии.

Людмила Тугутова в работе отличается большой требовательностью к себе. Постоянное сомнение: все ли до конца сделано? Туда ли? Правильно ли выстроена ролевая линия? Выполнены ли точно режиссерские задачи? Такое состояние ценно в творческом процессе, подстегивает актера находиться в состоянии той, нужной, неуспокоенности, а значит, в постоянном поиске новых выразительных средств, вдумчиво анализировать свою игру, давая тем самым почву для взаимодействия своим партнерам. А зрителям остается ждать новых творческих открытий и интересных работ Людмилы Тугутовой.

Эржена Жамбалова, заслуженный работник культуры России.