БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
18
июля
Тhe best of the best Солбон Ендонов

Заключительная публикация из большой серии театральных очерков Эржены Жамбаловой об актерах-питерцах Бурдрама.

Солбон Ендонов - краса и гордость театра, обладатель золотой статуэтки "Гэгээн муза - 2022", монгольского Оскара, за лучшую мужскую роль на прошедшем этим летом международном театральном конкурсе в Улан-Баторе.

Как оценила победу Соелма Дагаева, министр культуры Бурятии, Бурдрам, и в том числе Солбон Ендонов, не просто завоевали со спектаклем "Полковник пишет" гран-при и четыре статуэтки, они достойно представили на зарубежной сцене всё российское театральное искусство!

Наш отечественный актёр Солбон Ендонов был лучшим из лучших, что называется зе бест оф зе бест, среди актёров из 14 стран мира, представивших более пятидесяти конкурсных постановок.

Несколько слов о самих очерках Эржены Жамбаловой, с которыми мы знакомили вас в течение последнего месяца, и получивших массу положительных отзывов читателей. Этот, безусловно, большой труд был проделан ею по случаю юбилейных торжеств к 90-летию Бурдрама. И, надо отметить, что театроведческая работа достойна быть издана министерством культуры Бурятии отдельной книгой.

В свою очередь, мы очень надеемся, что из под пера заслуженного деятеля культуры России ещё выйдут новые очерки и о других артистах труппы прославленного театра. Итак слово автору:

Солбон Ендонов

Есть такое крылатое выражение, которое часто повторяют театральные педагоги: успех – это всего десять процентов таланта и 90 процентов труда. Артист Солбон Ендонов эти слова усвоил точно! Постоянный ежедневный физический тренинг, кропотливая работа над каждой ролью, высокая требовательность к самому себе способствуют большой занятости актера в репертуаре театра.

Социальный герой – так можно было бы назвать, амплуа артиста Солбона Ендонова. Мужское притягательное обаяние, улыбающиеся глаза, густой баритональный голос, хорошая физическая форма – все эти данные сподвигают режиссеров доверять артисту главные роли. За период с 2011 по 2021 годы Солбон сыграл в 43 новых постановках, и в этих спектаклях – 19 главных ролей.

Еще в студенческие годы педагоги доверили Солбону Ендонову роль Григория Степановича Смирнова в известной одноактной пьесе Антона Чехова «Медведь», спектакль, который идет в театре и по сей день.

Творческой ступенью артиста становится 2015 год – роль Тибальта в спектакле «Ромео и Джульетта», режиссер Сойжин Жамбалова, и роль Дид-тайши Галсана в спектакле «Шэнхинүүр шулуунууд» (Поющие камни), режиссер Саян Жамбалов.

Бесстрашный и дерзкий Тибальт до последней минуты жизни не сомневается в своей правоте, отстаивая интересы семьи. В яростной схватке с Ромео, в резком споре с дядей его Тибальт – герой, готовый пожертвовать даже собственной жизнью ради своей двоюродной сестры Джульетты. И чем сильнее и искренне он ненавидит Ромео, тем больше становится жаль этого благородного молодого человека, погибающего зря в этой бессмысленной вражде двух родов.

Совершенно противоположный Тибальту - следующий герой Солбона Ендонова, Дид-тайша Галсан, хитрый, алчный, завистливый и жестокий. Такой человек способен столкнуть в пропасть любого, кто встанет у него на пути. Актер и здесь попытался оправдать своего персонажа, ведь Галсан тоже талантлив и может быть прекрасным предводителем.

2016 год – Тумэн в спектакле «Булжамууртын орон» по повести Чингиза Айтматова «Первый учитель». Открытый, порывистый, искренний, твёрдо верящий в счастливое будущее красноармеец, ставший первым учителем в маленьком аиле в горах.

В спектакле «Полет. Бильчирская история» весь актерский ансамбль без конкретных имен, каждый из них – сельчанин. Но именно у Солбона Ендонова - персонаж Павел, сын Дарьи из повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой».

2017 год – Солбон Ендонов занят во всех четырех новых постановках театра: Белкин - «Смотритель», режиссер Сойжин Жамбалова, детдомовец Доржо - «Аба эжын ургынууд», режиссер Ильсур Казакбаев, Модэ - «Хүлэр түмэрэй амисхал», режиссер Сойжин Жамбалова, матрос Самбуев - в спектакле «Алдар. 9 секунд», режиссер Саян Жамбалов.

Актер создает абсолютно разные образы. Интеллигентный, с теплым взглядом, светлый и романтичный Белкин, до безобразия жестокий и не по-детский безжалостный детдомовец Доржо, властный и хищный Модэ, простой и открытый, очень знакомый, как будто соседский мальчишка, матрос Самбуев.

Особое место в творчестве актера занимают персонажи из спектаклей для детей. Ведь не зря существует в театре поговорка: «Для детей нужно играть хорошо, даже немного лучше, чем для взрослых». Тому пример, роль тигра Шерхана в спектакле «Маугли», режиссер Сойжин Жамбалова.

Солбон Ендонов вместе со своим однокурсником и коллегой Дашинимой Доржиевым, исполняющим роль шакала Табаки, создали потрясающий актерский тандем. Поколения юных зрителей сменяются, а Шерхан по-прежнему вызывает одновременно и страх, и восторг  у маленьких зрителей с 2014 года и по сей день.

Аламжи в одноименном спектакле по мотивам бурятского эпоса, режиссер Артем Устинов, Батор в спектакле «Наян Наваа», режиссер Виктор Жалсанов, Борис Григорьевич в спектакле «Аадар» по «Грозе» Александра Островского, режиссер Виктория Печерникова, Аркаша из «Кореи_03», режиссер Сойжин Жамбалова – все эти герои со своими характерами, темами и болью.

Но в каждом из этих образов живет мощный нерв, магическое обаяние и какая-то, свойственная только Солбону Ендонову, сдержанность. Эти герои по-разному смотрят, двигаются, молчат и живут своей отдельной сценической жизнью.

В 2021 году режиссер Олег Юмов ставит моноспектакль «Полковник пишет». В основе спектакля дневниковые записи и письма Владимира Борсоева. В главной роли – Солбон Ендонов. На протяжении всего спектакля присутствует зримый образ любимой жены, как символ любви, семьи, мирной далекой жизни (Сойжин Жамбалова).

Надо сразу отметить, что выйти на сцену в моноспектакле – колоссальная нагрузка для актера, и это далеко не под силу каждому. Артист блестяще справляется с этой задачей, существуя на сцене правдиво и точно. Актер ясно представляет и понимает, что за человек этот великий военный, какая сила и слабость в нем, как сочетаются в нем талант военачальника и нежный любящий мужчина.

Декорации и костюмы в моноспектакле крайне просты, зато игра артиста представляет собою целую гамму сложнейших эмоций. В камерной обстановке зритель видит его глаза, мимику, сдержанные и в то же время значимые жесты.

Артисту в полной мере удалось передать искренность и цельность характера своего героя, масштаб неординарной личности великого воина. Образ Владимира Борсоева несет в себе подлинную драматическую насыщенность, но в игре артиста Ендонова нет надрыва, внешнего неестественного воодушевления. Здесь все внутри, но мощь внутренних переживаний подлинна и направлена в зал.

10 лет работы в театре. За плечами немалый багаж сыгранных ролей. А впереди – новые открытия, интересные роли, плодотворная работа с режиссерами.


Фотоотчет