Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
Сойжин Жамбалова:
04
октября
Сойжин Жамбалова: "Когда я задала вопрос художникам, как они видят гуннов, ответ был: "В смокингах и вечерних платьях!"

14-15 октября в Буряад театре состоится премьера спектакля «ХYЛЭР ТУМЭРЭЙ АМИСХАЛ. Дыхание бронзы». Премьера спектакля по роману Владимира Митыпова приурочена к новому году по хуннскому календарю, который приходился как раз на 14 октября. 

Бессмертники – удивительные цветы, которые, засыхая, выглядят живыми…Напомним, что главный герой "Долины бессмертников" – поэт Олег Аюшеев, участвуя в раскопках древнего погребения, знакомится с погибшей культурой хуннов. Осмысливая ее и сопоставляя с современной культурой и жизнью, он задумывается о людях, родной земле, об участи народов, правители которых во имя суетных и корыстных целей ввергают сотни тысяч людей в пучину бед и кровопролитий, и во время этих размышлений история оживает для него.

Вдохновением для создателей спектакля послужило творчество знаменитого бурятского скульптора Даши Намдакова.

- Начав с просмотра его работ, разговоров с автором, наше воображение в итоге привело нас к роману Владимира Митыпова. Мы поняли, что между творчеством скульптора и романом есть некое созвучие. Прямой ассоциации с Даши Намдаковым в спектакле нет, но само действие разворачивается в мастерской безымянного скульптора. Это дает нам свободу мыслить так, как это делают творческие люди, опираясь, тем не менее, на исторические факты, – говорит режиссер Сойжин Жамбалова.

Встреча двух миров – древних хуннов и современных людей, двух героев из прошлого и настоящего произойдет на сцене, перемежая между собой реальность и вымысел.

- Когда я задала вопрос художникам, как они видят гуннов, ответ был неожиданным: "В смокингах и вечерних платьях!"­– рассказывает Сойжин Жамбалова.

По мнению режиссера, не нужно ждать от театра буквального изложения, театр прежде всего воздействует эмоционально, оставляя за собой право собственного прочтения материала.

- Я бы привела слова театрального критика Олега Лоевского о том, что функция театра – не воспитывать, а производить впечатление, эмоционально ударять, успокаивать, давать надежду… и отбирать ее.  

В чем актуальность этой постановки? На этот вопрос у Сойжин Жамбаловой есть свой ответ:

- Мы живем в «безгеройное» время. Многие, подобно главному герою постановки, чувствуют себя потерянными и бессильными. В спектакле между двумя антиподами – поэтом Олегом Аюшеевым и шаньюем Модэ происходит диалог и столкновение. Иногда возникает ощущение, что прошлое сильнее и ярче, чем настоящее. Это происходит и на сцене: хунны выглядят более решительными, смелыми и честными. Их мир кажется более справедливым, несмотря на жестокость. В то время как современные люди измельчены и дробятся мелкими проблемами и суетой.

В бурятском языке слово «хүн» значит «человек». Возможно, в каждом из нас живет человек, способный на подвиг, великодушие и бесстрашие.

- Этнически, по крови мы являемся потомками хуннов. Некоторые полагают, что есть некая цикличность: в III в. до н.э. был шаньюй Модэ, в V в. н.э. был Атилла, в 13 веке – Чингисхан, а сегодня снова прошло 8 веков… – размышляет Сойжин Жамбалова.

В спектакле заняты 15 молодых актеров Буряад театра. Вместе с труппой над созданием постановки работают художники - сценографы Геннадий и Надежда Скомороховы (Москва), хореограф Мария Сиукаева (Москва), с которыми театр сделал не одну успешную работу («Поющие камни», «Ромео и Джульетта», «Когда падают горы», «Полет. Бильчирская история.»)

Для того, чтобы проникнуться атмосферой и историей хуннов, театр выезжал на Гуннское городище в Иволгинский район, знакомился с историей хунну, неожиданный образ которых теперь предстоит воплотить на сцене.

Автор: Диляра Батудаева