14-15 октября в Буряад театре состоится премьера спектакля «ХYЛЭР ТУМЭРЭЙ АМИСХАЛ. Дыхание бронзы». Премьера спектакля по роману Владимира Митыпова приурочена к новому году по хуннскому календарю, который приходился как раз на 14 октября.
Бессмертники – удивительные цветы, которые, засыхая, выглядят живыми…Напомним, что главный герой "Долины бессмертников" – поэт Олег Аюшеев, участвуя в раскопках древнего погребения, знакомится с погибшей культурой хуннов. Осмысливая ее и сопоставляя с современной культурой и жизнью, он задумывается о людях, родной земле, об участи народов, правители которых во имя суетных и корыстных целей ввергают сотни тысяч людей в пучину бед и кровопролитий, и во время этих размышлений история оживает для него.
Вдохновением для создателей спектакля послужило творчество знаменитого бурятского скульптора Даши Намдакова.
- Начав с просмотра его работ, разговоров с автором, наше воображение в итоге привело нас к роману Владимира Митыпова. Мы поняли, что между творчеством скульптора и романом есть некое созвучие. Прямой ассоциации с Даши Намдаковым в спектакле нет, но само действие разворачивается в мастерской безымянного скульптора. Это дает нам свободу мыслить так, как это делают творческие люди, опираясь, тем не менее, на исторические факты, – говорит режиссер Сойжин Жамбалова.
Встреча двух миров – древних хуннов и современных людей, двух героев из прошлого и настоящего произойдет на сцене, перемежая между собой реальность и вымысел.
- Когда я задала вопрос художникам, как они видят гуннов, ответ был неожиданным: "В смокингах и вечерних платьях!"– рассказывает Сойжин Жамбалова.
По мнению режиссера, не нужно ждать от театра буквального изложения, театр прежде всего воздействует эмоционально, оставляя за собой право собственного прочтения материала.
- Я бы привела слова театрального критика Олега Лоевского о том, что функция театра – не воспитывать, а производить впечатление, эмоционально ударять, успокаивать, давать надежду… и отбирать ее.
В чем актуальность этой постановки? На этот вопрос у Сойжин Жамбаловой есть свой ответ:
- Мы живем в «безгеройное» время. Многие, подобно главному герою постановки, чувствуют себя потерянными и бессильными. В спектакле между двумя антиподами – поэтом Олегом Аюшеевым и шаньюем Модэ происходит диалог и столкновение. Иногда возникает ощущение, что прошлое сильнее и ярче, чем настоящее. Это происходит и на сцене: хунны выглядят более решительными, смелыми и честными. Их мир кажется более справедливым, несмотря на жестокость. В то время как современные люди измельчены и дробятся мелкими проблемами и суетой.
В бурятском языке слово «хүн» значит «человек». Возможно, в каждом из нас живет человек, способный на подвиг, великодушие и бесстрашие.
- Этнически, по крови мы являемся потомками хуннов. Некоторые полагают, что есть некая цикличность: в III в. до н.э. был шаньюй Модэ, в V в. н.э. был Атилла, в 13 веке – Чингисхан, а сегодня снова прошло 8 веков… – размышляет Сойжин Жамбалова.
В спектакле заняты 15 молодых актеров Буряад театра. Вместе с труппой над созданием постановки работают художники - сценографы Геннадий и Надежда Скомороховы (Москва), хореограф Мария Сиукаева (Москва), с которыми театр сделал не одну успешную работу («Поющие камни», «Ромео и Джульетта», «Когда падают горы», «Полет. Бильчирская история.»)
Для того, чтобы проникнуться атмосферой и историей хуннов, театр выезжал на Гуннское городище в Иволгинский район, знакомился с историей хунну, неожиданный образ которых теперь предстоит воплотить на сцене.
Последние новости
-
В Буряад театре прошел Международный День театра «Шоу Браво -2024»
28 Марта -
Светлой памяти заслуженного артиста России Олега Бабуева
28 Марта -
В Бурятии выберут лучших экспортеров
26 Марта -
Всероссийский конкурса "Люди тысячелетия"
26 Марта -
Конкурс на присуждение грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
26 Марта -
Экспозиция «Манай тайзанай үзэсхэлэн» («Наша сценическая выставка»)
25 Марта