Версия для слабовидящих
Обычная версия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
12
ноября
К 90-летию со дня рождения актера, драматурга Пурбуева Батомунко Пурбуевича

К 90-летию со дня рождения актера, драматурга Пурбуева Батомунко Пурбуевича

Заслуженный деятель искусств Бурятии

 Член союза писателей СССР и России

 Лауреат Государственной премии Бурятии

 

Батомунко Пурбуевич Пурбуев  родился в селе Зугалай Могойтуйского района Агинского округа в  ноябре 1929 г. Как он сам говорил,  точной даты рождения у него не было. После службы в армии в 1952 г. осенью поступил на работу в Бурятский театр драмы учеником к тогдашнему главному художнику, участнику Великой Отечественной войны Борису Булгатановичу Чернутову. Как это водится в театре, находил применение всем своим  способностям: оформлял сцену, писал афиши, был рабочим сцены, реквизитором, начал играть в массовках. Так он стал своим среди замечательных мастеров бурятской драматической сцены, незабываемых артистов того времени – Ч. Генинова, Н. Гендуновой, М. Степановой, В. Халматова, Д Дондукова, С. Рабсалова, Г. Лосева, И. Миронова, С. Уладаевой, В. Самандуева и др.

Драматургическая проба пера у Б. Пурбуева состоялась в знаменательный  период жизни Бурятского театра драмы, в июне 1959 года, когда шла подготовка к выступлениям в Москве – П Декаде бурятского искусства и литературы. Его пьеса «Ровесники» («Сасуутан») о вчерашних деревенских десятиклассниках, жизнерадостная и добрая по делам и поступкам и спектакль, поставленный по ней Г. Цыдынжаповым в оформлении Б. Чернутова с музыкой, Д. Жалсараева, имели большой успех, получила высокую оценку критиков, общественности, зрителей.. Спектакль был включен в декадную программу и показан в Москве в одном раду с такими постановками, как «Горе от ума» А. Грибоедова, «Будамшуу» Ц. Шагжина, «Барометр» показывает бурю» – Д-Р. Батожабая, «Тайфун» китайского драматурга Цао Юя. Этот первый спектакль автора был показан на кремлевской сцене, дебют был для молодого, начинающего автора блестящий!

По рекомендации известного театрального деятеля В.Пименова, который приезжал в Бурятию для формирования декадного репертуара, Батомунко Пурбуев поступил в Литературный институт им. А. М. Горького. Он занимался в семинаре драматурга А. Симукова и критика И. Вишневской, а также постигал азы и начала мастерства у В. Розова.

В то время параллельно или с небольшой разницей в годах в том же институте учились и другие бурятские писатели и поэты, среди них – Ц. Шагжин, Д. Батожабай, Б. Мунгонов, А. Бадаев, А. Улзытуев, А. Жамбалон, И. Калашников. Многие, в том числе и Пурбуев дружили с будущими популярными писателями-сибиряками В. Астафьевым. В. Беловым. В тот период были написаны и поставлены на сцене Бурятского драматического театра пьесы «Лейтенант милиции»  (ноябрь 1961 г., режиссер Б. Аюшин, художник Б. Чернутов), «Зять» (март 1963 г., Б. Аюшин). Вместе с Ф. Сахировым  была переведена на бурятский язык инсценировка романа «Русский лес» Л. Леонова. Из тех, кто напутствовал и желал успеха Б. Пурбуеву на его нелегком литературном пути, следует назвать одного из первых бурятских драматургов и режиссеров Н. Балдано – собирателя и пропагандиста национального фольклора и эпоса, автора либретто оперы «Энхэ Булат батор»: он  верил в талант молодого драматурга.

И эти новые произведения, новые пьесы действительно появились. В 70–80-е годы на сцене ГБАТД им. Х. Намсараева были поставлены пьесы Батомунко Пурбуева «Харгын эхин» («Начало пути», «Талын басаган», (Степная девушка»), «Шэнэ гэр хэнэйб?» (Чей новый дом?»), «Тохёолгон (Ненастье) и «хүдөөгэй минии хүйхэрнүүд» («Деревенские мои чудаки»). Из этого ряда «Тохёолгон» является инсценировкой повести «Однажды ночью» Х. Намсараева. В 90-е годы создаются другие – «Тэргэ тулеэн юутэб? («Почем воз дров?»), «Наймаан найман хyлтэй» (по афише «Бизнес – дело тонкое, («Болдой, сын Толдоя») (Толдойн хубуун Болдой) и» Эрьехэ наран» – 1–2, 3».

Таким образом, Батомунко Пурбуев в последние двадцать лет стал самым «репертуарным» автором на сцене Бурятского драматического театра –  были поставлены около 20 пьес драматурга. Как и прежде, его и ныне широко ставят, играют в коллективах народных театров республики. Был проведен фестиваль на основе спектаклей, поставленных только по его пьесам. Во многих пьесах Пурбуева обнаруживается, скажем так, «новое зрение», качественно иной взгляд на время, события и людей, чем прежде. Драматург хорошо знал жизнь, быт и психологию родного народа, но все явления он стал рассматривать острее, пристальнее, подчас с тревогой за то, что с нами происходит. Он беспокоится об утрате положительных традиций, упадке нравственности, кризисном положении в знании бурятами, особенно молодежью, родного языка. При этом достоинством его пьес остаются живой язык подлинной народной среды, живые характеры.

На сцене в спектаклях по пьесам драматурга появляются колоритные, яркие, подчас сатирически заостренные, образы и неожиданные, обусловленные временем, парадоксальные ситуации и положения.

Разные режиссеры ставили пьесы Б. Пурбуева, Каждый из них предлагал свое художественное решение, в соответствии со своим замыслом что-то выдвигал на первый план, что-то считал второстепенным, как это обычно случается при переводе драматургии на язык сцены, в живое актерское исполнение. Пьесы Б. Пурбуева воплощали на сцене известные бурятские режиссеры. Наряду с Б. Аюшиным. это были постановки Ф. Сахирова, Л. Цыденовой, С. Хажитова, Т. Бадагаевой. К ним были причастны художники В. Тевелев, Л. Ильина, Б. Доржиев, Е. Будажапова, композиторы Ю. Ирдынеев, В. Пантаев.

Среди оригинальных, интересных премьер театра драмы им. X. Намсараева, особенно посещаемых зрителями в городе и на селе, все единодушно называют «яркий,  неожиданный – спектакль «Болдой. Сын Толдоя» в постановке С. Хажитова (октябрь 1999 г.), где в заглавной роли выступил молодой, талантливый актер Б. Дамбаев. Такова и постановка Т. Бадагаевой «Эрьехэ наран» или «И на нашей улице будет праздник» по жанру обозначенная как мелодрама в 2-х частях.

В своей новой книге, посвященной 70-летию театра доктор искусствоведения В.Ц. Найдакова писала что режиссер «выдал очень любопытный опыт постановки современной мелодрамы.

«И на нашей улице будет праздник» в 2-х частях Б. Пурбуева пьеса о проблемах семейной жизни сегодня в Бурятии. А они, проблемы, такие же. как во всей России. Отцы и дети, братья и сестры, их взаимоотношения, то согретые теплом родственных чувств, то вдруг не понимающих друг друга, становящихся в позы, не щадя никого. И рвутся, казалось бы крепкие связи. Но пережив кризис. получив уроки одиночества, отторгнутости, герои и молодые и постарше. одумываются, возвращаясь на круги своя несколько иными, кое-что понявшими в ценностях жизни. Спектакль оказался почти на злобу дня, привлек зрителей всех возрастов.  Для многих зрителей знакомство с героями драматурга становится событием, настоящим явлением в литературе и драматургии Бурятии. Талант драматурга был по достоинству оценен: ему была присвоена Государственная премия республики Бурятии в области культуры и искусства.

 

Валентина Бабуева – зав. музеем ГБАТД имени Хоца Намсараева, кандидат культурологии, заслуженный работник культуры Бурятии и России

 

 

comments powered by HyperComments