Лауреат республиканской литературной премии имени Исая Калашникова за повесть «Пропавший, 1999)
Лауреат премии имени драматурга поэта Цырена Шагжина.
Лауреат Государственной премии Республики Бурятия в области литературы
Башкуев Геннадий Тарасович родился 3 августа 1954 года в г. Улан-Удэ в семье Тараса Павловича Башкуева уроженца села Ункурлик Нукутского района Иркутской области. Отец, участник ВОВ, штурмовал Берлин, после войны работал заведующим отделом сельского хозяйства республиканской газеты «Правда Бурятии». По долгу службы обьездил, прошел пешком все районы республики, окончил заочное отделение сельскохозяйственного института.
Сын Геннадий пошел по стопам отца, поступил и окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. После ее успешного окончания работал корреспондентом газет «Молодежь Бурятии», «Правда Бурятии», в комитете по телевидению и радиовещанию.
Писать небольшие одноактные пьесы начал будучи еще студентом, как признавался впоследствии под влиянием творчества Александра Вампилова, тоже выпускника ИГУ. «Я вообще хотел бы писать для театра, мои представления о нем перевернул Александр Вампилов. Всегда считал основой основ для себя прозу, а тут сел за его пьесы и это было для меня как разорвавшаяся бомба, оказывается его можно читать как рассказ – смеяться, хохотать… И потом театр – это всегда немного загадка. Что может быть увлекательнее, чем когда оживают твои герои? Это вообще близко к волшебству».
Участвовал в работе многих семинаров драматургов на Байкале, даче СТД на курорте Аршан. Сюда приглашались известные драматурги, театроведы и критики из центральных городов России, поэтому участники имели возможность учиться и общаться с известными людьми. А писать в правильном направлении научил его Анатолий Андреевич Политов, известный театровед, получивший прекрасное образование в Ленинграде.
Пьесы Башкуева шли на сценах Санкт-Петербурга. Кирова, Таганроге, Элисте, Уфе, Якутске, Красноярске, Армавире, Чебоксарах. Братске, Сывтывкаре и других театральных сценах России, шли на сцене театра кукол «Ульгэр» – число их перевалило за 20.
Также его пьесы шли на сценах театров Монголии, Казахстана, Украины.
К своему юбилею Геннадий Тарасович пришел как талантливый прозаик, драматург и публицист. Очерки, проза и драматургия Г. Башкуева публиковались на страницах бурятских и московских периодических изданий. В 1990- начале 2000-х годов вышли его книги «Прощай. Мой Боливар!», «Дневник свидетеля». В 2007 году был издан альбом «Буряты: традиции и современность», богато иллюстрированный красочными фотографиями с предисловием Г.Башкуева. Изданы книги «Пьесы разных лет», «На переломе. Письма с окраины империи».
Башкуев-драматург получил наибольшую известность в сотрудничестве с бурятским драматическим театром, Владимир Кондратьев был «первооткрывателем» для сцены своего театра.
Первая пьеса, по жанру автор назвал ее комедией, написанная в 1985 году и поставленная на профессиональной сцене бурятского драматического театра режиссером Владимиром Кондратьевым «Климат резко континентальный» получила сразу высокую оценку. В прессе давалась оценка произведения как «…со своеобразной концепцией, остротой авторского взгляда на жизнь, глубокой чистотой и гуманизмом человеческого характера, профессионализмом. написанная свежо, талантливо, остроумно». В то время ему было всего 31 год. Успех спектакля во многом зависел от исполнителей ролей – от народных артистов БурАССР М. Жапхандаева, Г.Бутуханова, Л.Дугаровой, С. Уладаевой, Д. Сангажаповой, заслуженного артист БурАССР С. Хажитова, артистки Сэсэг Шараповой.
О том, как он нашел сюжет, эту невыдуманную ситуацию, автор вспоминал как летом работал в Энхалуке воспитателем спортивного лагеря и наблюдал за местными жителями и отдыхающими. Почему мы пишем о чем угодно, но только не о Байкале? Кто-то же должен написать первым?
Основные события происходят на берегу Байкала на фоне больших добротных брусовых домов под шиферными крышами и рядом притулилась приземистая, потемневшая, рубленная в «лапу» избушка с забитыми ставнями. За всей этой внешней суетой, за какими-то комедийными ситуациями тянется глубинный шлейф – тема войны и мира. В той самой маленькой избушке с заколоченными окнами стоящей на самом берегу Байкала жила тетка Ульяна, которая померла 40 дней назад. Всю жизнь она ждала мужа Степана, ушедшего на войну, бегала на звук каждой моторки, глядела из-под рук на Байкал…Не дождалась… А на избу эту теперь имеют виды Антон, ее дальний родственник с женой Анной. Они уже и бревна белой краской разметили, чтобы быстренько избу эту раскатать да перенести на горячие источники, неподалеку от пансионата, а там и денежки с отдыхающих выкачивать…Хочется им легкие деньги большой лопатой грести…Раньше он в рыбаках ходил, а теперь стремится поближе к отдыхающим лодочником перебраться. Он то видит изо дня в день как приезжают отдыхающие, развлекаются, сорят большими деньгами, в то время как он должен горбатиться? Уже в то время почти 40 лет тому назад драматурга взволновала проблема, что же будет с этим нравственным климатом? Ведь если мы говорим об экологии Байкала, о его засорении, о том что скоро ступить некуда будет, то нельзя обойти стороной и другую проблему: чем больше Байкал мы обживаем, чем больше застраиваем курортными зонами, тем больше привносим какое-то инородное влияние на местных жителей. Неспроста же Антона позвали легкие деньги…А что будет вообще с нашей коренной русско-бурятской сибирской деревней? Ведь испокон веков именно деревня считалась оплотом нравственности, именно в ней устанавливался и формировался сибирский характер. Засорение человеческих душ –разве это не самая важная тема? Так тема, заявленная почти 40 лет назад, оказывается актуальной и сегодня.
…….В последующие годы на сцене прошли постановки более 20 пьес, все они по-новому раскрывая нравственно – социальные проблемы, позволяют осмыслить множество явлений постсоветского времени, судить о тех испытаниях с которыми его соотечественники вошли в третье тысячелетие. Но во всех присутствует преемственность сформированных художественных традиций бурятской драматургии.
Анализу творчества Геннадия Тарасовича посвящены научные труды Светланы Степановны Имихеловой – доктора филологических наук, профессора кафедры русской литературы БГУ,заслуженного деятеля науки РБ, почетного работника высшего профессионального образования России. При написании данной работы были использованы некоторые материалы из ее работ.
В комедии «Новая жена» единственный в деревне непьющий работящий Галдан находится под каблуком у своенравной жены Гымы, в состоянии переосмысления своей жизни решает построить юрту. Тоска по народным обычаям вызвана мечтой когда «раньше в юрту жена не смела войти без разрешения мужа». Построить юрту для Галдана означает утвердить свое положение в семье, как некоторую мечту о норме жизни, утерянной и полузабытой. Решение Галдана родило в душах одиноких односельчанок надежду на возрождение былых традиций, таких как многоженство. На то что каждая из них может стать второй, новой женой единственному в деревне настоящему мужчине – хозяйственному, непьющему, надежному. Так он оказывается в центре затеянного дедом Согто «….костинга для одиноких деревенских женщин, желающих найти себе мужа. И одна из них клюнет на эту рекламу деда Согто - «раньше по три жены имели и еще одну про запас…
И как бы ни хохотал зритель над абсурдностью современных реалий, в словах деда Согто «Вот буряты – дожили называется! Не конях скакать не умеют, юрту в глаза не видели, язык забыли, чингизы спились…» ощущается горечь и понимание бесповоротных изменений в сегодняшней жизни народа. Все действие пьесы основано на виртуозной словесной игре, создающей комический эффект…Пьеса утверждает мысль о том. что ничего не изменилось в жизни бурятского народа: он по-прежнему живет мыслью и надеждой на равновесие, стабильность, верой в исконные ценности- юрта, семейный очаг, лад в семье, смех или плач ребенка в доме…
Драма-хроника Г.Башкуева «С.С.С.Р.» поставленная на сцене бурятского театра к 60-летию Победы 6 и 7 мая 2005 года была встречена зрителем с большим интересом и оживлением. Режиссер-постановщик спектакля Владимир Кондратьев определил ее жанр как жестокий романс в 2-х действиях. Весь спектакль идет под живое пение когда-то популярных, но позабытых мелодий и песен 1940-50 годов. Волнует звучание этих песен, волнует судьбы главных героев, прошедших огненные версты войны, и вернувшихся в родной город искалеченными: кто без ног, кто ослеп, кто с обожженным в горящем танке лицом.
Драматургом прослеживается судьба 4-х пар на фоне хроники послевоенных 1945-90-х годов с плакатами, лозунгами советской жизни. В спектакле много музыки, смешных и ярких сцен, случающихся с бывшими фронтовиками. Но через все звучит основная тема – любовь как та сила, которая спасает людей в любой тяжелой ситуции. И она любовь, сделает тебя достойным звания человека. В первой картине они молодые, красивые, полные сил, 22 июня 1941 года покидали танцплощадку, где встретили своих девушек и уходили в военкоматы, оттуда - на фронт. Девушки обещали их ждать и встретиться после войны на танцплощадке. Они вернулись, но включиться в новую жизнь со своими увечьями смогли не сразу - надо было преодолеть ощущение собственной неполноценности. Каждый из них ждал годами встречу с той что обещала ждать. А девушки не сразу смогли узнать потерпевших от войны бойцах, встреченных ими на танцплощадке тех парней, цветущих и здоровых что когда-то уходили на фронт. Молодые актеры и актрисы, занятые в спектакле, с большим трепетом и искренностью передают боль и горечь этих неузнаваний и заразительны их радость и счастье когда им удается в конце концов узнать и понять друг друга, открыть сердце и душу и пойти вместе по дороге жизни.
Альянс драматурга Г.Башкуева, режиссера В.Кондратьева и художника Б.Доржиева создали истинное произведение театрального искусства, которое способно в наши дни привести зрителей к редкому явлению –катарсису - очищению души. И по окончании спектакля зрители стоя долго аплодируют актерам, полные благодарности, порожденное в их душах. Спектакль в 2006 году был удостоен Государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства.
92-ой театральный сезон 2 и 3 июля 2024 года Государственный Бурятский академический театр драмы им. Хоца Намсараева завершил показом спектакля «Халхин Гол. Тангариг». Пpeмьepa пocвящeнa 85-oй гoдoвщинe вoopyжённoгo кoнфликтa, продолжавшемуся с весны по осень 1939 года у реки Халхин Гол на территории Монголии. O coбытияx 85-лeтнeй дaвнocти, о бoльшoм вoздyшнoм cpaжeнии 22 июня в нeбe нaд Xaлxин-гoлом знaют нe вce. Boйнy пpoтив япoнcкoгo вpaгa, в coюзe Moнгoлии и CCCP дoлгoe вpeмя нaзывaли ceкpeтнoй.
Пьеса Геннадия Башкуева «Тангариг. Белая дорога Чимэдцэрэн», написанная специально для Буряад театра, в постановке Олега Юмова основывается на исторических документах бoeвых дeйcтвий. Чтoбы вoccoздaть иcтopию, peжиccёpы oбpaтилиcь к eдинcтвeннoмy живoмy yчacтникy тex coбытий – столетней Чимитцэpэн Цэpэнгийн. Bo вpeмя бoёв oнa былa мeдcecтpoй - caнитapкoй. Дeйcтвия cпeктaкля пpoиcxoдят в вoeннoм гocпитaлe, гдe дeвyшки наравне с мужчинами разделяли тяготы фpoнтовой жизни. Специально для встречи с единственным оставшимся в живых свидетелем и ветераном боевых действий на Халхин Голе в Монголии, участницей конфликта Цэрэнгийн Чимэдцэрэн, этнической буряткой из Дорнода, по поручению главы Бурятии Алексея Самбуевича Цыденова осенью 2023 года в соседнюю страну выезжала творческая экспедиция театра.
В новом 93 сезоне спектакль планируется показать и перед монгольским зрителем.
Геннадию Тарасовичу Башкуеву исполнилось 70 лет. И высокое предназначение искусства драматург по-прежнему видит в серьезном разговоре с читателем и зрителем – разговоре о ценностях современных и вечных. Пожелаем ему дальнейшего творческого долголетия!
Список спектаклей, поставленных по пьесам Г.Башкуева на сцене Бурятского театра
- 28 декабря 1985 года «Климат резко континентальный». пост. В.Кондратьев, Л.Цыденовой, худ. В.Бройко
- 13 ноября 1988 г. «Гашуун шаанги» (Горькая лепешка) - Г.Чимитов, Г.Башкуев, пост. С. Хажитова, худ. Л.Ильина
- 4 декабря 1993 г. «Любовь на взлетной полосе» . Реж. Ю.Александров, Б.Жалцанова, худ. Б.Доржиев
- 25 марта 1994 г. «Оодоо харыш!» («Звездный час») пост. Л.Цыденова, худ. Л.Ильина
- 9 апреля 1995 г. «Чио-Чио Саня» пост. Ю.Александрова, худ. Н.Пурбуев
- 12 июня 2000 г. «Воздушный поцелуй» пост. В.Кондратьева, худ. Е.Будажапова
- 15 апреля 2001 г. «Танцующий призрак» - работа студентов ВСГАКИ
- 28 марта 2002 г. Собака моей любовницы» пост. В.Кондратьева, худ. Е. Будажапова
- 23 марта 2003 г. «На стыке веков». Реж. Т.Бадагаева
- 6 мая 2005 г. «С.С.С.Р.» пост. В.Кондратьева, худ. Б.Доржиев
- 24 декабря 2005 г. «Али Баба, 40 разбойников и один ученый попугай». Реж. Б.Жалцанова
- 14 июня 2008 г. «Танец орла». Реж.Ц.Бальжанов
- 8 февраля 2008 г. «Сагаалган-2008». Реж.В.Кондратьев
- «Сагаалган-2009» - 11 сэргэдэш айлшад хододоо … Т.Бадагаева
- 29 марта 2008 г. «Новая жена» (Шэнэ памган). Реж.Т.Бадагаева
- 26 февраля 2010 г. «Сагалган-2010» - .Реж.Б.Жалцанова
- Декабрь 2009 г. «Мудрая однорогая корова». Реж. Г.Балданова
- 10 июля 2011 г. «Стреноженный век». Реж.Ц Бальжанов
- 2024 г. «Халхин гол» реж. О.Юмов