БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
Доступная среда «Буряад театра»
29
октября
Доступная среда «Буряад театра»

Высокое искусство для некоторых людей синоним недоступной величины, причём в прямом смысле.

Мы имеем в виду людей с ограниченными физическими возможностями, инвалидов,  для которых простой  бордюр на тротуаре или лестничный пролет на входе становится непреодолимым препятствием по дороге к прекрасному.

Руководство "Буряад театра" это давно осознало и старается, чтобы таких сложностей было как можно меньше. Совсем не случайно театр пользуется уважением и любовью у инвалидов, у которых есть даже свои полюбившиеся постановки. Например, спектакль "#BASAGANЭТИГЭЭРЭЙ", сопровождающийся синхронным сурдопереводом, и пока остающийся,  к сожалению, единственным такого рода в Бурятии. Поистине, искусство не знает языковых границ!

При масштабной финансовой поддержке Министерством культуры Бурятии театр продолжил большую и кропотливую работу в этом направлении. Как рассказала исполнительный директор ГБАДт им. Хоца Намсараева Цыпилма Очирова, в прошлом году была проведена независимая оценка качества условий оказания услуг театра в  части создания условий для обслуживания лиц с ограниченными возможностями. Для работы комиссии были привлечены представители общественных обьединений инвалидов республики, которые и помогли увидеть невидимое для обычного глаза. Попунктно была разработана комплексная дорожная карта по устранению выявленных недостатков, которая была в течение года щепетильно исполнена.

Сегодня театр не начинается с вешалки

Знакомство с "Буряад театром" и его репертуаром  в онлайн режиме осуществляется на его сайте "burdram.ru". Здесь в первую очередь айтишники помогли произвести модернизацию и снабдить сайт необходимым конфигуратором для слабовидящих в различных световых и цветовых режимах. А также  внедрить на сайт голосовой помощник для основных элементов навигационного меню. Другими словами, теперь контент можно не только прочитать, но и увидеть, и услышать. И, не выходя из дома, приобрести билеты на выбранный спектакль.

 Комплексная перестройка осуществлена в архитектурном облике театра. Знакомые всем панорамные виды пережили существенное изменение: появилось много железных поручней на знаменитом лестничном пролете, приведены к необходимым стандартным размерам по высоте боковые бордюрные камни со стороны автостоянки с установкой необходимого выступа над плиткой для слабовидящих, переложено плиточное покрытие с плиточной  черезполосицей на специальном тактильном языке. Все это поможет инвалидам самостоятельно и беспрепятственно найти дорогу к театру.

Само помещение театра сегодня тоже изменилось, и снабжено не только двуязычными указателями и вывесками, на русском и бурятском языках, но и на языке Брайля и условными обозначениями, понятном для посвященных лиц. Сухими словами,  учреждение теперь снабжено сигнальными и тактильными информационными средствами о наличии услуг для людей с ограниченными возможностями, перечень которых тоже расширился. По человечески, все это позволяет инвалидам, чувствовать себя в театре как у себя дома, свободно ориентируясь и перемещаясь по пространству театра

Как отмечает Цыпилма Очирова, сегодня само общество надо учить как правильно коммуницировать с гражданами с ограничениями здоровья - как с равными гражданами. В современном обществе, в котором принцип равенства прав является фундаментальным, инвалидность не должна относится к числу механизмов, которые предопределяют неравенство и могут стать источником неравенства или маргинализации людей с ограниченными возможностями.

Не секрет, что само общество подвергает людей с ограниченными возможностями некой стигматизации, наклеивает  ярлыки, негласно предписывает инвалиду определенное, ограниченное социальное функционирование.

И можно сделать вывод, что социальные ограничения и барьеры для лиц с ограниченными возможностями отчасти формируются не только физическими барьерами, но также субъективными социальными ограничениями и самоограничениями. Так, стигматизация инвалидов в общественном сознании предписывает им роль несчастных, достойных жалости, нуждающихся в постоянном покровительстве, хотя многие самодостаточные инвалиды подчеркивают свою равносубъектность всем другим людям и готовы посещать театры и другие учреждения.

В рамках федеральной государственной программы «Доступная среда» формируется комплексная программа реабилитации инвалидов, в том числе детей. Осуществляется специальное обучение. В частности, такой ликбез  прошли 16 сотрудников театра по образовательной программе «Социальная адаптация лиц с ОВЗ в условиях социально-культурной деятельности».  Работники по обслуживанию зрителей учились выстраивать коммуникацию с инвалидами, если необходимо, ненавязчиво помогать им, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя комфортно и ничто не мешало им приобщаться к искусству. А это само по себе дорогого стоит, можно сказать, само по себе это уже искусство! Для непредвиденных ситуаций театр, как и три других театра в городе, приобрел кресло-коляску. На случай, если понадобится транспортировка инвалида.

"Буряад театр", планомерно проводит работу, чтобы приблизиться к стандартам качества в обслуживании зрителей, в том числе людей с ограниченными возможностями. Никто в его стенах не должен чувствовать себя ущемленным! "Буряад театр" сегодня органичная часть безбарьерной среды в республике.


Фотоотчет

comments powered by HyperComments