
Родилась 23 апреля 1965 года в деревне Галтай Мухоршибирского района в семье Чойбалсан Дамбаевича и Екатерины Гомбоевны Цыдыповых. С детства была очень спокойной, рассудительной, любила читать книги, стихи. До поступления в Ленинградский институт театра кино и кинематографии работала художественным руководителем клуба в своей деревне. Когда там поставили отрывок из «Кнута тайши» Х.Намсараева, ей, совсем юной пришлось сыграть роль Долгор хатан. А эту роль из золотого фонда бурятской драматургии играла на сцене легендарная Найдан Гендунова! Спустя несколько лет эту роль Саяна будет играть на сцене уже родного театра.
Одногруппница по ЛГИТМИК, режиссер Баярма Жалцанова вспоминала: «Саяна отличалась от всех нас на курсе особым прилежанием, трепетным отношением к учебе, порученным ролям в студенческих работах. Была очень пластичной, умела выхватить и особо выделить основную суть своей роли. Немногословная, так просто не откроет свою душу никому. Очень ответственная ко всему. В день спектакля любила приходить пораньше, заранее делала грим, настраивалась на роль. А когда она выходит на сцену, она моментально преображалась: подтягивается как натянутая струна и она вся в роли. Она актриса, с которой легко работать партнерам. Любая ее роль правдива. Она умеет раскрыть глубину замыслов режиссера, драматурга».
Прекрасные внешние данные, хорошая актерская школа, обаяние, природная органика и одаренность – все это позволили Саяне Цыдыповой с первых же ролей приковывать к себе внимание и любовь зрителей, театральных критиков. За годы работы актрисой созданы емкие и значимые по своему художественному уровню и исполнению образы сильных, независимых героинь: Олень в сп. «Король-олень» К. Гоцци, невеста в «Кровавой свадьбе» Г. Лорка, Алма Мэргэн в «Гэсэре» Н. Дамдинова, Есуй в «Чингисхане» Б. Гаврилова, Смеральдина в сп. «Слуга двух господ» К. Гольдони. В спектакле Б. Эрдынеева «Дамдин лама» выступала в роли заглавной героини Джурмы. Спектакль принимал участие во Втором Всепольском театральном фестивале в г. Елена-Гуры (Польша). В премьерном спектакле «На стыке веков» по пьесе Г. Башкуева, посвященном празднованию 300-летнего юбилея похода хори-бурят к царю Петру I в Москву Саяна Чойбалсановна сыграла роль Эрэшкен удаган (шаманка) – реальное историческое лицо, которая отдала жизнь за будущее хори-бурят.
Большой успех выпал на ее героиню Цэвэлмаа в сп. «Встретимся в той жизни» С. Эрдэнэ, где образ простой девушки-бурятки был представлен не только с ее земными радостями и безутешными скорбями, но и крупно в трагическом плане, философски обобщенно.
Одной из этапных ролей является исполнение роли Долгор в сп. «Япон Долгор» по пьесе Б. Эрдынеева. Отголоски прошедшей войны, на которой без вести пропал муж, победа, которая не принесла успокоения любящему сердцу, вопреки голосу разума Долгор не может смириться с его гибелью, ведь японский военнопленный Асаки Тосио так похож на него. Драматическая роль о любви, верности поданная трепетно, с глубокой внутренней импульсивностью и темпераментом в исполнении С. Цыдыповой – она никого не оставляет равнодушным. Интересной получилась роль Дженни-Малины в сп. Б. Брехта «Трехгрошовая опера». Постановщик оставил ей минимум текста, но при этом был у актрисы максимум выразительности – шарм, сценическое обаяние, интеллект, все это проигрывается актрисой в пластике.
За роль Максармы-хатан, леди-Макбет в постановке - ремейк по пьесе В. Шекспира «Макбет», представленной театром на межрегиональный театральный фестиваль «Сибирский транзит-2008» в г. Барнаул, актриса удостоилась награды фестиваля в номинации «Лучшая женская роль». В этой же роли актриса принимала участие в фестивале «Золотая маска» (г. Москва).
В 2009 году на сцене бурятского театра с большим успехом состоялась премьера спектакля-медитации «Гэгээрэлэй зам» («Путь к просветлению») Ц. Бальжанова и А. Вязниковцева. Спектакль был отобран для участия в фестивале «Золотая маска – плюс» в Москве. Здесь С. Цыдыпова сыграла две роли: роль дакини-хандамы Ешин Хорло и роль Матери. Эти разноплановые роли были исполнены актрисой с присущей ей философской глубиной. Образ матери, созданный актрисой вобрал в себя не только образ матери героя спектакля Жамьяна, это образ всех матерей не на бытовом уровне, а в масштабе Вселенской любви, сострадания, доброты и заботы о прошлом, сегодняшнем и будущем не только своего ребенка, а всех окружающих ее живых существ в буддийском философском контексте. Очень сложная роль Дакини Ешин-Хорло по своей философской глубине. Именно она несет одну из главных тем раскрытия сюжета всего спектакля. Созданный артисткой С. Цыдыповой образ стал одним из центральных ролей, связующий и соединяющий в себе все персонажи в единое целое для восприятия всего спектакля.
Принимала участие в представлении «Достижения Российского искусства и кино» во Франции (Канны) в ноябре 2008 г, где театр показывал спектакль «Улейские девушки», С. Цыдыпова исполняла роль одной из улейских девушек. Работала с Русским театром в «Шаманских сновидениях», съездила с ними на гастроли в Америку; сыграла в новом спектакле Республиканского кукольного театра «Пространство духа» Акутагавы.
Образы, созданные Саяной Чойбалсановной в последующие годы, подтверждают ее возросшее мастерство, достижения творческой зрелости, основанные на широте диапазона и незаурядности актерской палитры. Об этом свидетельствуют создание роли Маши в «Чайке» А. Чехова, Харахан в «Бальжин хатан», Скирины в спектакле «Турандот» К. Гоцци, Матери в спектакле «Манкурт» Ч. Айтматова, Арюухан в «Булжамууртын орон» С. Жамбалова, Ключницы в «Дон Кихот» О. Юмова. Особое место по глубине занимает роль Веры в «Утиной охоте» А.Вампилова. В спектакле «Полет. Бильчирская история» актриса сыграла роль жительницы исчезнувшего под водой села Бильчир. Всю скорбь и печаль, всю ту тяжесть на душе из-за трагедии Малой Родины, актриса с убедительной точностью передает через свои горькие монологи, через отчаянные крики и через взрывные, полные экспрессией движения.
Валентина Бабуева
Поздравляя Саяну Чойбалсановну с юбилеем, желаем доброго здоровья, жизненного и творческого долголетия, новых ярких ролей!