Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
Бурятский театр драмы 6 апреля приглашает  на эскизы по эпосу «Аламжи Мэргэн»
05
апреля
Бурятский театр драмы 6 апреля приглашает на эскизы по эпосу «Аламжи Мэргэн»

1 апреля в Бурятском театре драмы начала работу творческая лаборатория «Шэнэ буряад зүжэг. Эскизы спектаклей» под руководством Олега Лоевского. Целями данного эксперимента являются придание очередного импульса развитию театра, поиск новых форм для театрального воплощения национального эпического материала и создание эскизов по мотивам бурятского героического эпоса «Аламжи Мэргэн».

Приглашены три абсолютно разных режиссёра – Николай Русский, ученик Вениамина Фильштинского, окончивший СПбГАТИ, кандидат филологических наук, Артем Устинов, ученик Сергея Женовача, выпускник РАТИ-ГИТИС и Елена Невежина, ученица Петра Фоменко, преподаватель РАТИ-ГИТИС, известный российский режиссёр.  Перед ними стоит задача - за пять дней представить свое видение бурятского эпоса, три эскиза, в которых сыграют тридцать  один артистов театра. Нужно отметить, что театром выбран уникальный эхирит-булагатский вариант эпоса «Аламжи Мэргэн» Цыбена Жамцарано, записанная ученым от Елбона Шалбыкова в 1903 году.

В первый день после краткого знакомства с труппой и театром, постановщики приступили к работе на трех площадках. Текст эпоса был разделён на три части, а актёры на три группы. Над началом эпоса работает команда режиссера Артёма Устинова, над серединой – команда режиссера Николая Русского и завершающая финальная часть досталась Елене Невежиной, как отметил Олег Лоевский, самому опытному режиссёру из всей команды.

По тому, какие формы, методы работы и помещения для репетиций выбрали режиссеры, эскизы обещают быть очень интересными. Команда Артема Устинова все эти дни работает в художественном цехе Буряад театра. В ходе репетиций артисты используют подручные материалы от опилок до самодельных кукол и рабочие инструменты. Таким образом режиссёр знакомится с труппой и прощупывает литературный материал. Хотя, как отмечает Артём Устинов, всё может перевернуться «с ног на голову» и в результате выглядеть совсем по-другому.

Над серединой эпоса «Аламжи Мэргэн» работает Николай Русский, который предпочёл репетировать в привычной атмосфере – в зале. Как кандидат филологических наук, режиссёр пытается проследить языковую связь между бурятским и русским текстами. Причём язык он воспринимает, как музыку.

Завершающая финальная часть досталась Елене Невежиной. Знакомство с актёрами Елена начала с весёлого тренинга. Атмосфера сложилась непринуждённая – артисты смеялись, режиссёр наблюдала. Место для репетиций Елена Невежина тоже выбрала нетривиальное – юрту на территории Буряад театра, где обычно встречают гостей.

Впечатления артистов Буряад театра от участия в творческой лаборатории «Шэнэ буряад зүжэг. Эскизы спектаклей» самые разные. 

Заслуженная артистка России Дарима Сангажапова знакома с Олегом Лоевским ещё с первой лаборатории, которую он проводил в Буряад театре в 2013 году. Она принимала участие в подготовке спектакля «Августовские киты», премьера которого состоялась в 2014году. Причём Дарима Сангажапова таким красивым способом вернулась на сцену. Артистка покинула Буряад театр в 1993 году и вновь начала служить театру спустя 20 лет.

Сегодня, принимая участие в новой лаборатории Лоевского, актриса отмечает, у режиссёра Артёма Устинова очень интересный подход к бурятскому эпосу: - «Как можно в мастерских (художественном цехе) воплотить этот улигер? Он же такой волшебный, там очень много коллизий. Но режиссер справляется. Думаю, будет интересно. Лаборатория предполагает, как говорится, «снять стружку» - вдруг в предлагаемые обстоятельства нас кинули. Стараемся преодолеть себя в первую очередь. Проверяется, наверное, актёр на зрелость, проверяется его мастерство, профессионализм. Такие лаборатории нужны».

«То, что они из Москвы, то, что они не знают нашу культуру, то, что они не знают материал, задают вопросы сами себе и нам, которые неожиданно начинаешь осмысливать, конечно, это интересно. Просто заново начинаешь открывать свой улигер», - с этих слов народный артист Бурятии Баста Цыденов начал делиться впечатлением о творческой лаборатории «Шэнэ буряад зүжэг. Эскизы спектаклей».

Причём актёр отметил, что интересно работать на иркутском диалекте, ведь за основу была взята эхирит-булагатская версия эпоса «Аламжи Мэргэн».

Особого стресса или волнения из-за сжатых сроков Баста Цыденов не чувствует. Он работает в группе с режиссёром Еленой Невежиной – человеком опытным и со своим подходом.

«Елена очень ненавязчиво, тонко, беседуя с нами вместе, ищет собеседников, соучастников, сорежиссёров. Это мне нравится. Она нас подталкивает тонко, изящно, можно сказать, хитро. И мне интересно ,какой будет окончательное решение режиссёра», - отмечает Баста Цыденов.

У улигершина Виктора Жалсанова работа с бурятским эпосом вызывает особый интерес. Актёр, музыкант, композитор, режиссёр изучает древние обряды, обычаи, традиции, песни, сказания, причём не только в Бурятии, но и в других регионах и странах.  «Раз люди приезжие извне, конечно, интересно посмотреть, как они видят. Я сам занимаюсь улигерами, стараюсь не мешать своим видением и услышать его, что он видит. Где-то мы, конечно, подсказываем, что-то говорим, предлагаем», - делится впечатлениями Виктор Жалсанов.

Артист работает в команде режиссёра Николая Русского. Эта группа самая немногочисленная – 4 актёра будут воплощать середину эпоса «Аламжи Мэргэн». По репетициям понятно, что эскиз, как минимум, будет очень музыкальным.

Надежду Мунконову мы застали в рабочем фартуке и за столярным станком по дереву. Как поделилась заслуженная артистка Бурятии,   примерно то же самое увидит  и зритель 6 апреля на показе эскиза по первой части эпоса «Аламжи Мэргэн»:

«Это у нас зачин – самый первый кусок. По задумке режиссёра, мы творцы, которые сочиняют эту историю. Мы создаем здесь наших героев, мы их выкапываем в буквальном смысле  из стружек и дальше уже повествуем.  Мы и в роли хора, и в роли родителей, душ блуждающих, - в принципе процесс очень интересный. Артём очень ответственный, въедливый, дотошный.  Все группы расходятся по домам,  а мы еще работаем.  Этот процесс интересен нам, хотелось бы, чтобы конечный вариант был бы интересен  и зрителю»

Как отмечает художественный руководитель Буряад театра Саян Жамбалов: «Лабораторный путь по изучению бурятского эпоса выбран неслучайно. Насколько удачен эксперимент, сможет оценить и зритель. 

Работа при подготовке эскиза в условиях театральной лаборатории – это огромный стресс для всех участников процесса, невероятный выброс самых разных энергий, репетиции помногу часов в сутки, массив текста, который обычно с трудом учится за три месяца, а тут выучивается за четыре дня. Это отлично отлаженная, прекрасно работающая система. Да, видимая цель лабораторий — без риска для всех участников пополнить репертуар театра   хорошими спектаклями».

Приглашаем всех желающих посмотреть эскизы спектаклей по мотивам бурятского героического эпоса «Аламжи Мэргэн» можно будет 6 апреля в 12.00, 14.00 и 16.00.  ВХОД СВОБОДНЫЙ!

 


Фотоотчет