БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
01
июля
Актриса-живописец Ада Ошорова

Десятилетняя творческая деятельность актрисы увенчана указом главы Бурятии Алексея Цыденова о присвоении ей звания "Заслуженный артист Республики Бурятия"

Биография актрисы стала частью современной истории "Буряад театра", как пишет в своей книге Эржена Жамбалова, отрывок из которой мы представляем вашему вниманию:

Ада Ошорова

Ада Ошорова была принята в труппу "Буряад театра" в 2011 году после окончания Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Уже первые сыгранные роли показали: в театр пришла яркая, разносторонне одаренная, разноплановая актриса. Хрупкая, изящная, музыкальная, пластичная, с тонким вкусом и взглядом художника.

За период с 2011 по 2021 годы актриса сыграла в 37 постановках театра, и в десяти из них – главные роли. Острохарактерная, комедийная актриса – так, по-началу, можно было обозначить амплуа Ады Ошоровой.

В дипломных постановках – роли Хоахчин и Алтун в спектакле «Белое облако Чингисхана» по одноименной повести Чингиса Айтматова, Люциана в «Комедии ошибок» Уильяма Шекспира. В первый год службы в театре – комедийная роль Ягаахан в обновленной в 2011 году постановке «Будамшу». В 2012 году – роль Зелимы в спектакле режиссёра Олега Юмова «Турандот».

У каждого артиста бывает свой путь, свои сроки. Вот и у Ады Ошоровой с начала работы в театре шел постепенный набор некоего внутреннего накопления. Актриса словно примеривалась к сцене, кропотливо и сосредоточенно вбирая в себя творческую энергию, как будто боясь ее расплескать.

А накопление - это отличительная черта художников. Увлекающаяся рисованием, владеющая основами живописи актриса принимает участие в оформлении спектаклей и проектов театра. Так в спектакле «Сагаадай Мэргэн Ногоодой Мэргэн хоер» Хоца Намсараева актриса рисовала песком, и эти картины проецировались на огромный экран. Эпизоды из бурятского эпоса возникали на глазах у зрителей, песок в руках актрисы становился волшебным.

Ада Ошорова рисует иллюстрации к письмам фронтовиков в проекте «Гурбалжан бэшэгүүд»; ее рисунками сопровождается действие моно-спектакля «Полковник пишет», созданного по письмам и дневниковым записям  Героя Советского Союза Владимира Борсоева. В перфомансе «Алтан Сэсэг» по бурятской сказке Ада Ошорова вместе с артистом Зоригто Цыбендоржиевым создают на протяжении действия силуэтно-теневой театр.

Музыкальность, пластичность, хорошие вокальные данные делают актрису незаменимой в концертных программах театра. Она занята во всех детских спектаклях. И всегда Ада Ошорова ищет и находит яркие выразительные средства, будь то в концертной миниатюре, будь то в сказке.

2015 год - режиссер Сойжин Жамбалова и группа артистов создают на основе  актерских импровизаций и концертных миниатюр спектакль «Убгэд+Хүгшэд». Помимо четырех главных героев режиссер придумал двух бессловесных животных: корову Маньку и жеребца Халзана. Так появился симпатичный дуэт Ады Ошоровой и Баярто Ендонова.

Сложнее всего быть на сцене, не произнеся ни единого слова! И актриса органично существует на протяжении всего спектакля, абсолютно не нуждаясь в человеческой речи, при этом вызывая массу положительных эмоций у зрителей. Стоит заметить, что смешить на сцене самое сложное! Актриса обладает прекрасным чувством юмора и тонким чувством иронии, что несомненно помогает ей в создании образа коровы Маньки.

2016 год – роль Виктории в водевильной постановке «Ухаанда орошогүй ушар» по пьесе Александра Вампилова «История с метранпажем», режиссер Джемма Баторова. Веселая и энергичная горничная всегда в гуще событий, происходящих в маленькой периферийной гостинице «Тайга».

Роль Вечной невесты в спектакле «Бүлжамүүртын орон» по повестям Чингиса Айтматова «Первый учитель» и «Вечная невеста» решена постановщиком пластики Игорем Григурко в образе «мима», нереальной девушки-фантома. И актриса прекрасно существует в предлагаемых обстоятельствах пластического решения, воздействуя на зрителя незримыми волнами своей энергетики.

2016 год – «Полет.Бильчирская история», режиссер Сойжин Жамбалова. Благодаря своим тункинским корням Ада Ошорова прекрасно владеет западно-бурятским диалектом. Какими-то неуловимыми штрихами ментальности наполняются эпизоды с ее участием: смешная девушка с аккардионом и с бешенным упорством протестующая против переезда из затопляемого Бильчира. Документальные монологи сегодняшних жителей Осинского района Иркутской области звучат  в исполнении актрисы с достоверной точностью интонации. Проникновенный монолог дочери известного бурятского ученого Хангалова. Ада Ошорова - «очень настоящая» в этом спектакле!

2017 год - мечтательная, романтичная Дуня в спектакле «Смотритель» по повести Александра Сергеевича Пушкина, режиссер Сойжин Жамбалова.

2017 год – роль Арюны в спектакле Саяна Жамбалова «Алдар. 9секунд». Из девчонки-непоседы, норовящей что-то да натворить Арюна взрослеет на наших глазах. Невидимая нить, связывающая ее с братом-двойняшкой, натягивается уже в сцене прощания, когда Алдар уходит служить на Тихоокеанский флот. Как будто предвещая неминуемую трагедию, звучит голос актрисы в песне «Возьми меня с собой!». В сцене письма актриса работает мягкой интонацией, хотя слышны ноты тревоги, а иногда и внутренний страх перед чем-то неизбежным.

Актриса точно работает в эпизоде документальных воспоминаний об Алдаре Цыденжапове, и зритель ни на секунду не сомневается в том, что речь идет действительно о родном человеке. Весь ужас потери брата зрители переживают вместе с ее героиней в финальной сцене.

Настоящая сестра героя Арюна, двойняшка героя России Алдара Цыденжапова живет сейчас в Улан-Удэ. Она присутствовала вместе с мамой на премьере спектакля. Аде Ошоровой удалось быть на сцене убедительной, правдиво и тактично создать сценический образ, и убедить своей игрой сидящих в зале этих двух женщин.

2018 год – роль Мориторнес в спектакле «Дон Кихот» по пьесе Михаила Булгакова, режиссер Олег Юмов. Жгучая красавица, сексуальная и соблазнительная плутовка.

2019 год – эпический образ Агуу Гоохон в спектакле «Аламжи» режиссера Артема Устинова. Спектакль был номинирован на главную театральную премию страны «Золотая Маска».

2020 год – роль Лидии Шараповны в спектакле «Амиды бусаһанайш түлөө» по роману Цырен-Дондок Хамаева «Хэнзэ ногоон», режиссер Саян Жамбалов. Перед нами интеллигентная, умная, образованная молодая женщина-врач, приехавшая по распределению в послевоенные годы в бурятское село. В нее-то и влюбляется главный герой. Ада Ошорова может стать на сцене красивой, а это особый дар, признак таланта актера, его внутренняя человеческая гармония, способность «светиться изнутри».

2021 год – «Корея_03» - яркий спектакль театра, поставленный режиссером Сойжин Жамбаловой по пьесе современного автора Улзы Улзытын. Сюжет: разные судьбы наших современников, вынужденных уехать из Бурятии на заработки в Южную Корею.

Ада Ошорова играет роль Ирины, простой сельской молодой женщины, провожающей мужа заграницу. И опять поражает выверенная, правдивая  интонация актрисы в сцене прощания: в ней и боль, и любовь, и бессилие. Создается полное ощущение, что эта семейная пара (муж Аркаша – артист Солбон Ендонов) нам знакома: то ли наши соседи, то ли наши родственники.

Точно подмечать характеры живущих вокруг людей, уметь внимательно наблюдать и видеть внутренний мир незнакомого тебе человека – одно из многих правил в обучении актерскому мастерству в театральной школе. Ада Ошорова хорошо усвоила эти уроки, к тому же ее взгляд – это глаз внимательного художника, проникающего в самую суть вещей.

Десять лет службы в театре прошли. Впереди новые образы, мучительный творческий поиск, счастливые моменты открытий. И взгляд на мир актрисы-художника Ады Ошоровой по-прежнему внимателен и точен.


Фотоотчет