Меню
27 апр 2024
22 апреля исполнилось 90 лет Дамбе Пурбуевичу ПУРБУЕВУ, народному артисту России, лауреату Государственной премии Республики Бурятия

22 апреля исполнилось 90 лет Дамбе Пурбуевичу ПУРБУЕВУ, народному артисту России, лауреату Государственной премии Республики Бурятия, Из них почти 50 лет связаны с Бурятским драматическим театром.

СКУПЫЕ строки из личного дела актера свидетельствуют об основных вехах жизненного пути. Родился в селе Дабатуй Бичурского района. Отец, Цыбенов Пурбо из рода хуасай, был кузнецом. Одноулусники называли его Пурбэ-дархан, уважали его за трудолюбие, мастерство, за добрый, но твердый характер. В самом начале войны ушел на фронт, изредка приходили письма, в которых сообщал об участии в кровопролитных боях за Москву. Потом эти долгожданные письма прекратились, в семье не стало отца. Мать, Дулма Балдановна, осталась с четырьмя детьми. После семи классов Шибертуйской школы Цыдендамба стал учеником бурятской школы №18 (ныне Национальный лицей-интернат №1), которую закончил в 1953 году. И в том же году Ц. Пурбуев оказался в числе 20 счастливчиков, кто был отобран для учебы в Ленинграде в театральном институте им. А.Н. Островского (ныне СПАТИ). Годы учебы в столь знаменитом учебном заведении у профессораТ.Г.Сой-никовой и заслуженного деятеля искусств РСФСР С.С. Клитина для Ц. Пурбуева, Г. Бутуханова, Д-Д. Жалсараева, 3. Цыдыпова, В. Амхановой, Е. Санжимитыповой, Н. Шагдароврй, С.Будажапова, Ж. Цыреннимаева дали им право сказать о себе известными словами: «...а наутро я проснулся знаменитым!» - ибо известность и популярность ждали их сразу за порогом института.

Завершение учебы и возвращение совпало с таким этапным событием в жизни республики и театра, как проведение в 1959 году II Декады литературу ■ и искусства в Москве, в большом радостью' их встречали корифеи бурятского театра

С этой группой была связана смена поколений. Ч. Генинов, Н.Гендунова, М.Степанова, Ж.Иванов, В. Халматов, Г.Лосев, П.Николаев, Д.Дондуков, С.Рабсалов, Ю.Шангина, Д.Чимитова, С.Гончикова - эти звезды национального театра стали их учителями, их коллегами. В эти годы на сцене театра шли «Будам-шуу», «Первый год» Ц. Шагжина, «Барометр показывает бурю» Д.Батожабая, «Горе от ума» А.Грибоедоева, «Кремлевские куранты» Н.Погодина. Органично вписались в репертуар три дипломных спектакля студийцев «Собака на сене» Лопе де Вега, «Дядя Ваня» А. Чехова, « В поисках радости» В. Розова. Д. Пурбуев играл во всех из них. Его герои тех лет были молодыми, красивыми, целеустремленными, как и он сам в ту счастливую пору.

За почти полвека работы Пурбуев доказал свою преданность сцене, родному театру. Им сыграно

около 100 больших и малых ролей в спектаклях национальных, советских, зарубежных драматургов. Только одно перечисление этих ролей заняло бы несколько страниц. Вот наиболее этапные из них: Люченцио в «Укрощении строптивой» Лопе де Вега, Сэнгэ в «Далан худалч» Ч. Ойдоба, Молчалин в «Горе от ума» А.Грибоедова, Сэрэмпэл в «Сэрэмпэл» X. Намсараева, Баташулуун в «Соелмаа, Баташулуун» Ч. Генинова, Карабай в «Козы Корпеш и Баян Слу», Абдулла в спектакле «Выходили бабки замуж» Ф.Булякова, Иван Коломийцев в «Последних» М. Горького, Кэбот в «Любови под вязами» Юджина 0'Нила, Автор в «Похищенном счастье» Д-Р. Батожабая.

В журнале «Театр» (1969, №11) в рецензии А.Заславской читаем: « В роли Сэнгэ снова Пурбуев -артист оригинальной бурятской красоты. Артист меняет маски. То он богач во дворце нойона, то ловкий Меркурий ростовщика Далая в доме старой Пагмы, то герой, изнывающий от жажды и осужденный на мучительную смерть в раскаленных солнцем горах. Это всего лишь маски его жизненных ситуаций, настоящее же лицо всегда одно и то же: открытое, радостно-озорное...».

Особой популярностью пользовалась постановка «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова. Ц. Пурбуев создал образ Байтемира,- человека благородного, сильного, умеющего ценить жизнь, себя и других. В его герое ощущалась цельность натуры, честность, сдержанность много пережившего человека. В 1973 году в Ленинграде в заключительном туре II Всероссийского Фестиваля национальной драматургии Ц. Пурбуеву в числе лучших исполнителей и режиссеру-постановщику С.Будажапову был вручен диплом I степени, эта постановка принесла Людмиле Дугаровой;' Майдари Жапхандаеву и Дамбе Пурбуеву звания лауреатов Го­сударственной премии Бурятии.

Была еще одна страница, вписанная Ц.Пурбуевым в историю бурятского театра. В 1987 году Ц.А. Балбаров, будучи нездоровым, сам назначил Ц.Пурбуева своим преемником, доверил ему руководство любимым детищем. В течение почти 8 лет Ц. Пурбуев достойно возглавлял театр. Как руководитель творческого коллектива провел большую организационную работу по проведению двух фестивалей театров монголоязычных народов. В этот юбилейный год Дамба Пурбуевич Пурбуев, Георгий Борисович Бутуханов, Михаил Елбонов и Дарима Батомункуева блеснули своим талантом и подтвердили свои высокие звания в новой постановке театра «Эртэ урдын заншалай еhоор».

 Что может быть лучше для актера, вернувшись после окончания спектакля в свою гримерную, продолжать оставаться переполненным радостью от потрясений, которые только что испытал сам и которые пережил вместе с актером переполненный зрительный зал?

Можно с уверенностью сказать, что Дамба Пурбуевич любил играть в возвышенно-приподнятом стиле, стараясь не приземлять своих героев. Даже природа щедро одарила актера: высокая, статная фигура, которая сохранилась до конца жизни, глубокий, мягкий по тембру баритональный голос, и во всем облике - благородство, спокойное и ровное достоинство. За долгие годы работы он снимался в нескольких художественных фильмах, создав даже в эпизоических ролях достаточно запоминающиеся образы.

В его личном деле хранятся выписки о многочисленных наградах, среди них две медали Монголии.

Труд актера! Как много вмещают в себя эти слова. Сколько долгих и мучительных раздумий кроется за ними, сколько бессонных ночей! Какая огромная, нео-стывающая любовь к театру, раз и навсегда избранной дороге!

Валентина БАБУЕВА