22 апреля исполнилось 90 лет Дамбе Пурбуевичу ПУРБУЕВУ, народному артисту России, лауреату Государственной премии Республики Бурятия, Из них почти 50 лет связаны с Бурятским драматическим театром.
СКУПЫЕ строки из личного дела актера свидетельствуют об основных вехах жизненного пути. Родился в селе Дабатуй Бичурского района. Отец, Цыбенов Пурбо из рода хуасай, был кузнецом. Одноулусники называли его Пурбэ-дархан, уважали его за трудолюбие, мастерство, за добрый, но твердый характер. В самом начале войны ушел на фронт, изредка приходили письма, в которых сообщал об участии в кровопролитных боях за Москву. Потом эти долгожданные письма прекратились, в семье не стало отца. Мать, Дулма Балдановна, осталась с четырьмя детьми. После семи классов Шибертуйской школы Цыдендамба стал учеником бурятской школы №18 (ныне Национальный лицей-интернат №1), которую закончил в 1953 году. И в том же году Ц. Пурбуев оказался в числе 20 счастливчиков, кто был отобран для учебы в Ленинграде в театральном институте им. А.Н. Островского (ныне СПАТИ). Годы учебы в столь знаменитом учебном заведении у профессораТ.Г.Сой-никовой и заслуженного деятеля искусств РСФСР С.С. Клитина для Ц. Пурбуева, Г. Бутуханова, Д-Д. Жалсараева, 3. Цыдыпова, В. Амхановой, Е. Санжимитыповой, Н. Шагдароврй, С.Будажапова, Ж. Цыреннимаева дали им право сказать о себе известными словами: «...а наутро я проснулся знаменитым!» - ибо известность и популярность ждали их сразу за порогом института.
Завершение учебы и возвращение совпало с таким этапным событием в жизни республики и театра, как проведение в 1959 году II Декады литературу ■ и искусства в Москве, в большом радостью' их встречали корифеи бурятского театра
С этой группой была связана смена поколений. Ч. Генинов, Н.Гендунова, М.Степанова, Ж.Иванов, В. Халматов, Г.Лосев, П.Николаев, Д.Дондуков, С.Рабсалов, Ю.Шангина, Д.Чимитова, С.Гончикова - эти звезды национального театра стали их учителями, их коллегами. В эти годы на сцене театра шли «Будам-шуу», «Первый год» Ц. Шагжина, «Барометр показывает бурю» Д.Батожабая, «Горе от ума» А.Грибоедоева, «Кремлевские куранты» Н.Погодина. Органично вписались в репертуар три дипломных спектакля студийцев «Собака на сене» Лопе де Вега, «Дядя Ваня» А. Чехова, « В поисках радости» В. Розова. Д. Пурбуев играл во всех из них. Его герои тех лет были молодыми, красивыми, целеустремленными, как и он сам в ту счастливую пору.
За почти полвека работы Пурбуев доказал свою преданность сцене, родному театру. Им сыграно
около 100 больших и малых ролей в спектаклях национальных, советских, зарубежных драматургов. Только одно перечисление этих ролей заняло бы несколько страниц. Вот наиболее этапные из них: Люченцио в «Укрощении строптивой» Лопе де Вега, Сэнгэ в «Далан худалч» Ч. Ойдоба, Молчалин в «Горе от ума» А.Грибоедова, Сэрэмпэл в «Сэрэмпэл» X. Намсараева, Баташулуун в «Соелмаа, Баташулуун» Ч. Генинова, Карабай в «Козы Корпеш и Баян Слу», Абдулла в спектакле «Выходили бабки замуж» Ф.Булякова, Иван Коломийцев в «Последних» М. Горького, Кэбот в «Любови под вязами» Юджина 0'Нила, Автор в «Похищенном счастье» Д-Р. Батожабая.
В журнале «Театр» (1969, №11) в рецензии А.Заславской читаем: « В роли Сэнгэ снова Пурбуев -артист оригинальной бурятской красоты. Артист меняет маски. То он богач во дворце нойона, то ловкий Меркурий ростовщика Далая в доме старой Пагмы, то герой, изнывающий от жажды и осужденный на мучительную смерть в раскаленных солнцем горах. Это всего лишь маски его жизненных ситуаций, настоящее же лицо всегда одно и то же: открытое, радостно-озорное...».
Особой популярностью пользовалась постановка «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова. Ц. Пурбуев создал образ Байтемира,- человека благородного, сильного, умеющего ценить жизнь, себя и других. В его герое ощущалась цельность натуры, честность, сдержанность много пережившего человека. В 1973 году в Ленинграде в заключительном туре II Всероссийского Фестиваля национальной драматургии Ц. Пурбуеву в числе лучших исполнителей и режиссеру-постановщику С.Будажапову был вручен диплом I степени, эта постановка принесла Людмиле Дугаровой;' Майдари Жапхандаеву и Дамбе Пурбуеву звания лауреатов Государственной премии Бурятии.
Была еще одна страница, вписанная Ц.Пурбуевым в историю бурятского театра. В 1987 году Ц.А. Балбаров, будучи нездоровым, сам назначил Ц.Пурбуева своим преемником, доверил ему руководство любимым детищем. В течение почти 8 лет Ц. Пурбуев достойно возглавлял театр. Как руководитель творческого коллектива провел большую организационную работу по проведению двух фестивалей театров монголоязычных народов. В этот юбилейный год Дамба Пурбуевич Пурбуев, Георгий Борисович Бутуханов, Михаил Елбонов и Дарима Батомункуева блеснули своим талантом и подтвердили свои высокие звания в новой постановке театра «Эртэ урдын заншалай еhоор».
Что может быть лучше для актера, вернувшись после окончания спектакля в свою гримерную, продолжать оставаться переполненным радостью от потрясений, которые только что испытал сам и которые пережил вместе с актером переполненный зрительный зал?
Можно с уверенностью сказать, что Дамба Пурбуевич любил играть в возвышенно-приподнятом стиле, стараясь не приземлять своих героев. Даже природа щедро одарила актера: высокая, статная фигура, которая сохранилась до конца жизни, глубокий, мягкий по тембру баритональный голос, и во всем облике - благородство, спокойное и ровное достоинство. За долгие годы работы он снимался в нескольких художественных фильмах, создав даже в эпизоических ролях достаточно запоминающиеся образы.
В его личном деле хранятся выписки о многочисленных наградах, среди них две медали Монголии.
Труд актера! Как много вмещают в себя эти слова. Сколько долгих и мучительных раздумий кроется за ними, сколько бессонных ночей! Какая огромная, нео-стывающая любовь к театру, раз и навсегда избранной дороге!
Валентина БАБУЕВА