Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
05
декабря
Московская художница о Бурятии: « Люди здесь – правильные»

Анна Бубнова переехала из Москвы в Улан-Удэ, чтобы работать в театре

В 2017 году девушка впервые оказалась в республике. Тогда ее пригласили в качестве художника-постановщика на премьеру «Эжыетнай эрьенгээ» по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Анна еще не знала, что руководство театра уже загорелось идеей заполучить молодой талант к себе в штат. Спустя почти два года художница решилась на окончательный переезд в Бурятию. Уже три недели, как Анна Бубнова официально работает в Буряад театре. Своими впечатлениями, планами и творческими идеями она поделилась с корреспондентом газеты "Традиция". 

 

В эйфории от Бурятии

Мягкая, улыбчивая и очень скромная – такой мне показалась московская художница. Под стать ей и имя: нежное, домашнее. Все, кто знает Анну больше чем несколько часов, очень скоро начинают звать ее Асей. Так повелось с детства. Сначала родители, а затем и все друзья стали обращаться к ней: «Асенька». Родилась девушка в творческой семье, оба родителя – художники. Так что судьба и профессия юной Анечки Бубновой была предрешена еще с младых ногтей. Впрочем, она и не сопротивлялась. Искусство, театр – вот ради чего стоило жить. И в возрасте 15 лет Ася поступила в академическое художественное училище.
« Был день открытых дверей, и как раз шла защита дипломов. Я увидела макеты ребят, услышала, как они делаются и в голове что-то щелкнула: «Это мое!». В тот же день подала документы».
Потом был ГИТИС, факультет сценографии и, наконец – то вольная жизнь. Москва благосклонно открывала все двери для своей коренной жительницы. Крупнейшие театры заключали договора с выпускницей главной кузницы творческих кадров страны. Но вот в штат брать молодой талант особо не спешили. И когда друзья Анны, Геннадий и Надежда Скомороховы, работавшие в театре бурятской драмы предложили ей попробовать силы в готовящейся премьере, она радостно согласилась.
«Это было первое знакомство с Бурятией, - вспоминает Ася, - Я была в такой эйфории, что мне нравилось абсолютно все: воздух, природа, люди и, конечно, коллектив с которым предстояло работать». 
С режиссером-постановщиком «Эжыетнай эрьенгээ» Баярмой Жалцановой гостья из столицы быстро нашла общий язык. Вместе они преодолевали муки рождения спектакля. К удивлению режиссера приезжая художница выдвигала совершенно необыкновенные, но очень точные идеи, которые могли бы преподнести постановку, с одной стороны абсолютно под новым углом, с другой – не меняя главный смысл пьесы.
Я прошу Асю рассказать о том, что придумала конкретно она сама, но девушка упорно скромничает: «Очень не люблю об этом говорить. Знаете, это забавно звучит: «А вот эти ботинки я придумал!» В конечном счете, какая разница кто, что предложил? 
Спектакль – это работа командная».
Однако вспоминая пост-премьерное интервью Баярмы Жалцановой вспомним, что режиссер тогда говорила об одной вроде бы незначительной, но в то же время решающей детали: ««Наши герои немного оторваны от реальности, поэтому мы с художником решили поместить их на крышу, показать, что город там, внизу, и жизнь там, проходит мимо…» 
Сама художница, приняв решение поехать в Бурятию, тоже не хотела, чтобы жизнь прошла мимо: « Мне хотелось приключений, посмотреть, как живется за пределами Москвы и покинуть тепличные условия родного дома». Молодая женщина не ожидала, что настолько заразится энергетикой бурятской земли и: « Люди здесь правильные, общая атмосфера – другая. Я хочу здесь остаться, как говорится: пока навсегда, а там посмотрим».
В шутку, а может и в правду Ася говорит, что ей нужно выйти замуж за бурята, тогда любимый регион станет окончательно родным. А если быть серьезным, то до конца текущего сезона, то есть до июля девушка намеренно отработать точно: « Время покажет, что я могу дать театру, насколько это был удачный шаг – взять меня. Кто знает, может, как разойдусь!» 
Родные Анны восприняли новость об отъезде вполне положительно, хотя и очень скучают по ней: «Мама купила вместо меня щеночка, - улыбается девушка, - Родители рады за меня: как люди творческой профессии, они понимают, насколько для художника важно найти свое дело»

 

Хорошего – в меру

В работу современного театрального художника, как и в большинство профессий, плотно и безвозвратно проникли компьютерные технологии. Им больше не нужно днями напролет, вручную изготавливать макеты декораций. Достаточно создать 3 D модель на компьютере и передать в работу цехам. Но, оказывается, далеко не всем творцам нравится менять ручной труд на машинный.
«Компьютерные модели – они не живые что - ли, - размышляет моя собеседница, - создание макета – это совсем иной процесс и это необходимо художникам, поэтому мы в свободное время изготавливаем макеты для выставки, которая ежегодно проходит в Москве и называется «Итоги сезона». 
Однако, несмотря на компьютеризацию, достаточно часто приходится работать руками. Например, Анна перед премьерой обходит все цеха и, как она выразилась, «поддувает» декорации: «Там подкрасишь, подрисуешь. Где-то «оживишь» костюмы, чтобы они казались настоящими, а не только сошедшими со станка».
Одним из самых сложных моментов девушка считает переход от задумки к реальности, потому что, считает художница, то, как представляется в голове, никогда не может быть осуществлено на самом деле: «А еще терпеть не могу выбирать ткани. Всегда кажутся не такими, как нужно. Это ужас». 
Еще больше тревожится художник, когда мастера зовут на первую, так сказать, примерку. Анна признается, что каждый раз берет мандраж: вдруг все будет совершенно не так? 
- Цеха в театре работают как часы, - делает комплимент коллегам Ася, - Не было такого, чтобы я разочаровалась или меня не поняли. Здесь трудятся большие знатоки своего дела. Работать – одно удовольствие и в Бурятии процесс от мысли и эскиза до воплощения на сцене проходит легко.
По словам художницы, театр бурятской драмы нашел деликатный способ, этакую золотую середину в работе: не делает чрезмерных подражаний столичным и западным коллегам, при этом умудряясь ставить свои особенные постановки, и совершенно не отставая от мировых тенденций: « Передо мной теперь стоит много новых интересных задач: деликатное встраивание в бурятский театр, привнести что-то свое, при этом, не растворившись внутри, не потеряв себя». 

 

Вторая голова режиссера


Вдохновение Ася черпает из книг, которые приносит ей режиссер Саян Жамбалов. С помощью художественной и документальной литературы девушка погружается в историю и культуру народа республики. В скором времени в театре ожидаются постановки, связанные с бурятским эпосом, не за горами и Сагаалган, поэтому книги Ася читает буквально днями напролет. 
Художник в театре — это не просто мастер, создающий декорации, а специалист, объединяющий в себе сразу несколько профессий: он и сценограф, и декоратор, и дизайнер сцены, и правая рука, а может и вторая голова режиссера. Только идя рука об руку они могут реализовать задумку на сцене. Хороший художник становится практически соавтором, ведь он может значительно обогатить спектакль. 
«Каким должен быть театральный художник? – Ася на пару минут задумывается, - Наверное, в первую очередь обладать нестандартной фантазией, пространственным мышлением, находчивостью». 
Все эти качества у нашей героини, безусловно, есть. Нам же остается поздравить театр с новой коллегой и затаить дыхание в ожидании новых ярких премьер с участием Аси Бубновой.

Автор: Зоя Степанова, газета "Традиция"