БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
15
октября
Чтобы зрителю по-прежнему было интересно с нами…

О театральном менеджменте и административных реалиях Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева мы поговорили с директором учреждения Очировой Цыпилмой Бадмацыреновной.

- Цыпилма Бадмацыреновна, открытие театрального сезона – событие, которое и зрители, и артисты ждут с неким трепетом. Им всегда интересно, каким будет новый театральный год, чем он будет отличаться от предыдущего и так далее. А с каким чувством вы, как директор, подходите к этому моменту?

- Всегда с большим волнением. Каждый год переживаю, все ли успели сделать к сезону, правильно ли распределили постановочные планы, не ошиблись где-то, хватит ли финансов на воплощение задуманного и многое другое. Подготовка к открытию юбилейного 90-го театрального сезона стала для нас в некотором смысле марафоном. А само открытие начинает другой, не менее беспокойный марафон - сам театральный сезон, в течение которого театр будет удивлять премьерами, выставками и другими культурными акциями. В театре для каждого сотрудника и артиста новый сезон - это новый, бесценный опыт. 

Нельзя не заметить, что с каждым сезоном театральная жизнь Бурятского театра драмы становится богаче на различные события - это и фестивали, и творческие лаборатории, и разные театральные проекты. В чем секрет такой насыщенной деятельности?

- Мир меняется, а вместе с ним и театр. Мы понимаем это и стараемся сделать все для того, чтобы, театр оставался настоящим искусством, и также,  отвечал требованиям современного зрителя. Не скажу, что это просто. Мы пробуем новые формы работы со зрителем.

- То есть идет движение по многим направлениям?

- В театре движение идет всегда.  Да, сегодня наш коллектив живет активной творческой жизнью, и мы все являемся свидетелями того, что Бурятский театр драмы выходит на российский уровень. Об этом свидетельствует участие в различных фестивалях. Практически ежегодно мы становимся участниками больших фестивалей-форумов, таких как,  АРТМИГРАЦИЯ, «Сибирский транзит», «Крымская театральная осень» и др. Причем участвуем мы потому, что экспертные комиссии названных фестивалей отбирают наши спектакли и включают в свою  программу.

И естественным образом, возникает потребность развивать и  внутритеатральное пространство. В этом русле проводим различные театральные лаборатории, организуем проекты, акции через творческие коллаборации. Так, к некоторым спектаклям проводим совместные выставки с Госархивом республики, или придумываем творческий проект с Союзом художников, например, к  спектаклю «Дыхание бронзы» зрители могли увидеть выставку скульптур бурятских художников. Некоторые примеры таких коллабораций создают совершенно новый формат, не похожий ни на один другой, и вызывают интерес у наших зрителей. 

Проект РЦНТ «Хроника изчезающих деревень» под кураторством Олега Юмова вызвал бурный интерес зрителя или, например, выставка эскизов и фото рабочих моментов спектакля «Yхэжэ ядашаһан король» получилась очень стильной и привлекла внимание молодежной аудитории. Оформлением последней выставки занималась наш главный художник Натали-Кейт Пангилинан.

Мы понимаем, что зритель сегодня совершенно другой, нежели десять лет назад: он хочет прийти в театр не только на спектакль. Наша задача превратить театр в место, где людям хотелось бы провести вечер.

- Еще один важный момент, не зависящий от масштаба нашего города: конкуренция возникает со стороны не только коллег-театров, но и кино, интернета. В этих условиях театру необходимо делать акцент на клиентоориентированность. 

- Да, совершенно верно, нам важно создавать атмосферу, чтобы зрителям в театре было комфортно. Это же элементы здоровой конкуренции. И нам, как театру, нужно планировать, как привлекать зрителя. Как сделать так, чтобы наш зритель хотел прийти не только на спектакль, а прийти в театр, как в модное приятное место, где он может провести время со своими друзьями или близкими. 

Мы анализируем, сопоставляем и ищем ответы, как расширить аудиторию или увеличить частоту посещения зрителя. Работаем в этом направлении, маленькими шажками идем вперед. Не говоря уж о ремонте материальной части, на протяжении нескольких лет обучаем наших сотрудников. Сейчас мы пошили новую форму для гардеробщиков, капельдинеров, администраторов, которые первыми встречают наших зрителей. Обучаем, инструктируем, чтобы при общении со зрителями проявляли максимум доброжелательности, вежливости, ведь зритель должен уйти довольным и счастливым, с чувством, что именно его мы любим и ждём. Важно помнить: зритель всегда прав.

- Расскажите об участии театра в лаборатории Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров.

- Фестиваль ориентирован, прежде всего, на менеджеров в области профессионального театра и театральных проектов. Это директора, замдиректора, руководители отдела маркетинга, пиара, пресс-службы, администраторы. Отбор участников осуществлялся на конкурсной основе. Мы попали в лабораторию «Повышение доходов театра от коммерческой деятельности. Инструменты, анализ, результат». Нашим куратором стал  Егор Мухин, являвшийся на тот момент коммерческим директором, а ныне он - исполнительный директор Пермского академического Театра-Театра.

Целями и задачами лаборатории стали устранение барьеров для дальнейшего роста выручки, создание стратегии развития коммерческой деятельности для роста текущих доходов, перераспределение расходов.

По итогам этой учебы мы запустили на постоянной основе экскурсии, открыли небольшую кофейню, организовали фотозону, запустили продажи постеров с автографами артистов и небольшой линейки сувенирной продукции. Такие новшества нравятся нашим зрителям.

- Расскажите про линию сувенирной продукции.

- Теперь у наших зрителей появилась возможность приобрести сувенир на память: кружки, магниты с логотипом театра, блокноты с фрагментами  картины "Земля Гэсэра" Аллы Цыбиковой, деревянные игрушки ручной работы в национальном стиле от @demawood. Блокноты идут со вкладышем. Наводим камерой на QR-код и можно узнать историю о каком-нибудь районе Бурятии. Это из проекта художницы Раджаны Доржиевой. И точно также, мы работаем над созданием небольших постеров и блокнотов, где можно будет через QR-код посмотреть короткий ролик о наших спектаклях.

Бурятский театр драмы сейчас сотрудничает и поддерживает творчество молодых художников, которые работают с темой национальной идентичности. Сейчас у нас представлено два автора – Раджана Доржиева и Юмжана Сюй. На базе их авторских проектов мы начали создавать свой фирменный мерч. Пока готова небольшая серия футболок, украшенных принтами молодых художниц. Линейка будет расширяться. Планируется сотрудничество и с другими авторами. Также представлена серия керамики известного художника Амгалана Ринчинэ.

На память о посещении наших спектаклей каждый гость театра может купить постеры с автографами любимых артистов.

Тут отмечу, что у театра нет задачи получения огромных финансовых барышей, все гораздо проще и сложнее, одновременно. Мы хотим, чтобы после посещения спектакля у наших посетителей остались не только приятные воспоминания и хорошее настроение, но и памятный сувенир - осязаемая частичка нашего театра! И как уже показывает опыт, зрители очень заинтересованы.

- Поддержка локальных брендов, работающих в национальной теме и запуск коллабораций с молодыми художниками  – это замечательная идея.

- Да, и нам очень повезло с нашим главным художником. Натали-Кейт Пангилинан очень органично влилась в наш театральный коллектив. Меня радует, что мы с ней на «одной волне», это когда слышишь и понимаешь  друг друга с полуслова. Она тонко чувствует наши чаяния и запросы, как в театре, так и во внешней  среде. 

Ведь есть имиджевая сторона дела. И тут деньги не стоят на первом месте, я считаю, что театр может и должен объединять всех, в том числе и молодых деятелей искусства и нашего зрителя. Мы планируем систематически организовывать презентации работ молодых художников перед спектаклями. Поверьте, в Бурятии происходят очень интересные дела в этой сфере тоже и появляются новые имена, талантливые художники, с которыми хочется познакомить и своего зрителя тоже.

- А как стимулировать зрительский интерес у молодежи?

- Молодежи становится больше среди зрителей. Помогают интернет-ресурсы, соцсети. Театр активен в ВКонтакте, в фейсбуке, инстаграм. Проводим  конкурсы среди зрителей, пробуждаем их интерес к театру, дарим билеты победителям. То есть жизнь идёт вперёд, появляются новые технологии и мы, конечно, стараемся ими пользоваться, привлечь молодого зрителя.

- Театр начал показывать свои спектакли в режиме онлайн…

- С прошлого года мы поняли, что нужно выкладывать записи спектаклей. Модернизировали свой сайт и канал ютуб, теперь у зрителей есть возможность просматривать спектакли в записи. Не скажу, что заработали уйму денег на этих трансляциях, но с удивлением увидели, что зритель заходил со всего земного шара- Англии, Америки, Чехии, Монголии, Канады и др стран.

- Что бы Вы добавили, обращаясь к сегодняшнему зрителю?

- В нашем театре, конечно же, есть вещи, которые должны и остаются неизменными. Например, особая атмосфера национального театра. Здесь уютно, здесь хорошо. Здесь можно окунуться в мир бурятского искусства. Самое главное, чтобы зрителю по-прежнему было интересно с нами, чтобы мы продолжали знакомить его с чем-то вечным и одновременно вдохновляюще новым, с чем-то, что делает его жизнь богаче и интереснее.

Автор: Намжилма Цыденова, литературный сотрудник ГБАТД им. Х. Намсараева.


Фотоотчет

comments powered by HyperComments