Версия для слабовидящих
Обычная версия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы с 10:00 до 18:30, перерыв с 14:30 до 15:00, без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38

Саяна Цыдыпова

Народная артистка Республики Бурятия

Народная артистка Республики Бурятия

 

До поступления в театральную студию в Ленинградском институте театра кино и кинематографии Саяна работала худруком у себя в деревне в Мухоршибирском районе. Там поставили отрывок из «Кнута тайши» Х.Намсараева и ей, совсем юной пришлось сыграть роль Долгор хатан. Через несколько лет эту роль она будет играть на сцене бурятского театра.

Прекрасные внешние данные, удивительная пластика, обаяние, природная органика и одаренность – все это позволяет Саяне Цыдыповой приковывать к себе внимание и любовь зрителей, театральных критиков. Актриса, обладая хорошей актерской школой, емко и убедительно строит характеры своих героев.

Саяна часто вспоминает свои первые выходы на сцену, первые роли. Ей тогда дали роль шестидесятилетней бабушки Фурумати в спектакле «Хорьки» по пьесе японского автора Мафунэ Ямомото. С тех пор актрисой созданы емкие и значимые по своему художественному уровню и исполнению образы сильных, независимых героинь: Олень в сп. «Король- олень» К.Гоцци, невеста в «Кровавой свадьбе» Г. Лорка, Алма Мэргэн в «Гэсэре» Н.Дамдинова, Есуй в «Чингисхане» Б.Гаврилова, Смеральдина в сп. «Слуга двух господ» К. Гольдони.

В спектакле Б. Эрдынеева «Дамдин лама» С.Цыдыпова выступала в роли заглавной героини Джурмы. Спектакль принимал участие во Втором Всепольском театральном фестивале в г. Елена-Гуры (Польша).

В премьерном спектакле «На стыке веков» по пьесе Г.Башкуева, посвященном празднованию 300-летнего юбилея похода хори -бурят к царю Петру 1 в Москву Саяна сыграла роль Эрэшкен удаган (шаманка) -– реальное историческое лицо, которая отдала жизнь за будущее хори – бурят. За то время какое провели посланцы в пути, эта молодая девушка проживает целую жизнь, отдает все, чтобы эти люди, преодолев неимоверные трудности, доставили на родину царский указ о праве хоринцев на их породные земли. Когда Абжа удаган на обратном пути умирает, ее душа уходит в небо, превращаясь в лебедя. Таким образом, пластическое решение танца «Хун шубуун»- «лебедица» становится образной доминантой всего спектакля.

Большой успех выпал на главную героиню Цэвэлмаа в исполнении С.Цыдыповой в спектакле Лауреата Государственной премии Республики Монголия С. Эрдэнэ «Встретимся в той жизни». Образ простой девушки – бурятки был представлен не только с ее земными радостями и безутешными скорбями, но и крупно в трагическом плане, философски обобщенно.

Одной из этапных ролей последних лет является исполнение роли Долгор в сп. «Япон Долгор» по пьесе Б.Эрдынеева. Отголоски прошедшей войны, на которой без вести пропал муж, победа, которая не принесла успокоения любящему сердцу, вопреки голосу разума Долгор не может смириться с его гибелью, ведь японский военнопленный Асаки Тосио так похож на него. Драматическая роль о любви, верности поданная трепетно, с глубокой внутренней импульсивностью и темпераментом в исполнении С.Цыдыповой она никого не оставляет равнодушным.

Интересной получилась роль Дженни-Малины в сп. Брехта «Трехгрошовая опера» Б.Брехта. Постановщик оставил ей минимум текста, но при этом был у актрисы максимум выразительности – шарм, сценическое обаяние, интеллект, все это проигрывается актрисой в пластике.

За роль Максармы - хатан, леди-Макбет в постановке - римейк по пьесе В. Шекспира «Макбет», представленной театром на межрегиональный театральный фестиваль «Сибирский транзит - 2008 г.» в г. Барнаул, актриса удостоилась награды фестиваля в номинации «Лучшая женская роль». В этой же роли актриса принимала участие в фестивале «Золотая маска» (г. Москва).

В 2009 году на сцене бурятского театра с большим успехом состоялась премьера спектакля-медитации «Гэгээрэлэй зам» («Путь к просветлению») Ц.Бальжанова и А.Вязниковцева. Спектакль был отобран для участия в фестивале «Золотая маска – плюс» в Москве. Здесь С.Цыдыпова сыграла 2 роли: роль дакини-хандамы Ешин Хорло и роль Матери. Эти две разноплановые роли были исполнены актрисой с присущей ей философской глубиной. Образ матери, созданный актрисой, вобрал в себя не только образ матери героя спектакля Жамьяна, это образ всех матерей не на бытовом уровне, а в масштабе Вселенской любви, сострадания, доброты и заботы о прошлом, сегодняшнем и будущем не только своего ребенка, а всех окружающих ее живых существ в буддийском философском контексте. Очень сложная роль Дакини Ешин-Хорло по своей философской глубине. Именно она несет одну из главных тем раскрытия сюжета всего спектакля. Созданный артисткой С. Цыдыповой образ стал одним из центральных ролей, связующий и соединяющий в себе все персонажи в единое целое для восприятия всего спектакля.

Саяна Цыдыпова принимала участие в представлении «Достижения Российского искусства и кино» во Франции (Канны) в ноябре 2008 г, где театр показывал спектакль «Улейские девушки», С.Цыдыпова исполняла роль одной из улейских девушек. Работала с русским театром в «Шаманских сновидениях», съездила с ними на гастроли в Америку; сыграла в новом спектакле Республиканского кукольного театра «Пространство духа» Акутагавы.

Образы, созданные Саяной Чойбалсановной в последние годы, подтверждают ее возросшее мастерство, широту диапазона и незаурядность актерской палитры.

Наиболее значимыми ролями актрисы становятся образы сильных, независимых женщин. Актриса, обладая хорошей актерской школой, емко и убедительно строит характеры своих героев. От роли к роли шлифуется и оттачивается ее мастерство, ныне она достигла поры творческой зрелости. Об этом свидетельствуют создание роли Маши в «Чайке» А.П.Чехова, Харахан в «Бальжин хатан», Вера в «Утиной охоте» А.Вампилова.

Роли

  • 1989 г. Ю.Мафунэ «Хорьки» бабушка Фурумати
  • 1990 г. Б.Эрдынеев, Р.Бадмаев «Дамдин лама» Джурма
  • 1991 г. к. Гоцци «Король-олень» Олень
  • 1995 г. Н.Дамдинов «Арадай батар Гэсэр хан» Алма – мэргэн
  • 1996 г. Г.Лорка «Кровавая свадьба» невеста
  • 1998 г. К. Гольдони «Слуга двух господ» Смеральдина
  • 2000 г. Х.Намсараев «Кнут тайши» Долгор хатан
  • 2000 г. С.Эрдэнэ «Хойто напандаа уулзахабди» Цэвэлма
  • 2000 г. С.и Э.Жамбаловы «Улейские девушки» улейская девушка
  • 2001 г. Б.Гаврилов «Чингисхан» Есуй, шаманка
  • 2001 г. Г.башкуев «Танцующий призрак» Люба
  • 2002 г. А.Чехов «Чайка» Маша
  • 2003 г. Г.Башкуев «На стыке веков» шаманка Эреэшкэн
  • 2005 г. Б.Брехт «Трехгрошовая опера» Дженни малина
  • 2005 г. Г.Башкуев «С С.С.Р» вдова
  • 2005 г. Б.Эрдынеев «Япон Долгор» Долгор
  • 2005 г. Д.Эрдынеев «Бальжин хатан» шаманка Харахан
  • 2006 г. А.Вампилов «Утиная охота» Вера
  • 2007 г. В.Шекспир «Максар. Шупата тала» Максарма хатан
  • 2008 г. Б.Дондоков мюзикл «Танец орла» Девушка
  • 2009 г. А.Вязниковцев, Ц.Бальжанов «Путь к просветлению» Мать и Дакини-Янжима
  • 2012 г. К. Гоцци «Турандот» Скирина
  • 2014 г. Ч.Айтматов «Манкурт» мать
  • 2015 г. У.Шекспир «Ромео и Джульетта» кормилица
  • 2016 г. Ч.Айтматов «Булжамууртын орон» (Когда падают горы) Арюухан (Айгуль)
  • 2017 г. В.Распутин «Полёт.Бильчирская история» переселенка
Саяна Цыдыпова