Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38

Должин Тангатова

Заслуженная артистка России

Заслуженная артистка Российской Федерации

Родилась 26 мая 1967 в с. Цокто-Хангил Агинского района Агинского Бурятского округа.

1988 год – выпускница Ленинградского Государственного института театра, музыки и кино, мастерская В.В. Петрова и И.А. Мушкатина, по специальности «артистка драматического театра и кино»

1988 год  – принята в труппу Бурятского академического театра драмы имени Х. Намсараева .

 

Награды и звания:

1988 год – диплом Союза театральных деятелей Бурятии в номинации «Лучшая женская роль» за роль Турандот в одноименном спектакле по пьесе К. Гоцци

1989 год – диплом Союза театральных деятелей Бурятии «Лучший дебют года» за роль Алтан в спектакле «Галаб эрьехын урда» по пьесе монгольского драматурга С. Жаргалсайхана

1991 год - диплом Союза театральных деятелей Бурятии в номинации «Лучшая женская роль» за роль Алтан в спектакле «Галаб эрьехын урда» по пьесе монгольского драматурга С. Жаргалсайхана

1994 год - диплом Союза театральных деятелей Бурятии в номинации «Лучшая женская роль» за роль Корделии в спектакле «Король Лир» по пьесе В. Шекспира

1995 год – звание «Заслуженная артистка Республики Бурятия»

2001 год – звание «Народная артистка Республики Бурятия»

2005 год – диплом Союза театральных деятелей Бурятии в номинации «Лучшая женская роль» за роль Зэлмэ Хатан в спектакле «Бальжин Хатан» по пьесе Д. Эрдынеева

2007 год – нагрудный знак «За высокие достижения» Министерства культуры Российской Федерации

2007 год - звание «Заслуженный работник культуры Агинского Бурятского автономного округа» 

2010 год - дипломант республиканского конкурса «Лучшие люди Бурятии» в номинации «Женщина года»

2010 год - диплом Союза театральных деятелей Бурятии в номинации «Лучшая женская роль» за роль Даримы в спектакле «Гэртээ байдаг болохомни» по пьесе Н. Шабаева 

2013 год – звание «Заслуженная артистка Российской Федерации»

2017 год – награждена медалью «За заслуги перед Республикой Бурятия»

 

Роли:

2020 год – Б. Самбилов, В. Жалсанов «Наян Наваа» - Дулма

2019 год – по мотивам бурятского эпоса «Yншэн саган ботогон. Верблюжонок» - Эжы

2017 год – «Эжыетнай эрьенгээ» - Таня

2017 год – Я. Пулинович «Оройтоһон дуранай охин» - Ольга

2016 год – Ч. Айтматов «Булжамууртын орон» - Арюхан в возрасте 

2015 год - по мотивам русской сказки «Репа» - хүгшөө

2014 год - Р.Киплинг «Маугли» - кобра

2014 год - Г.Мопассан «Пышка» -

2014 год - В.Шекспир «Гамлет» - Гертруда

2014 год - Басаа Валера, С. Жамбалов «Yнгэрhэн сагай hэбшээн» - Норбо

2014 год - «Улейские девушки» - мать невесты

2013 год – И. Друцэ «Птицы нашей молодости»-

2012 год - К.Гоцци «Турандот» - мудрецы Дивана

2012 год - Е.Шварц «Голый король « - гувернантка

2012 год - «Арбан нэгэн сэргэдэш айлшад хододоо буудаг лэ!» - Мать-лебедица

2011 год - Ц.Шагжин «Будамшуу» - Соелма

2011 год – Г. Башкуев «Стреноженное время» - Ямаахан

2010 год - Цао Юй «Гроза» − матушка Лу.

2010 год - Н. Шабаев «Гэртээ байдаг болохомни» − Дарима.

2010 год - Д. Сультимов «Эртын хабар» − Дарима, невеста Бутид

2009 год – А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» − Мама

2008 год - Р. Шарт «Се ля ви» − Марион

2008 год - Б. Дондоков «Танец орла» − Девушка

2007 г. Э. Жалцанов «По следу снежного барса» − Лиса

2007 г. Д. Мэндсайхан «Эхэ» − Эхэ.

2005 г. С. и Э. Жамбаловы «Улейские девушки» − улейская девушка

2005 г. Д. Эрдынеев «Бальжин хатан» − Зэлмэ хатан.

2005 г. Г. Башкуев «С. С. С. Р.» − Галина

2005 г. Г. Башкуев «Али баба, 40 разбойников и 1 ученый попугай» −Динара

2005 г. Б. Эрдынеев «Япон Долгор» − Эржэн Гомбоева

2004 г. Д. Эрдынеев «Адууhан төөлэй» − Долсон

2004 г. Д. Сультимов «Амиды зула» − Обоодэй

2004 г. Г. Башкуев «Танцующий призрак» − Дина

2004 г. Б. Брехт «Трехгрошовая опера» − госпожа Пиччем

2003 г. Л. Успенский «Белоснежка и семь гномов» − Королева

2003 г. Г. Башкуев «На стыке веков» − Эжы

2002 г. Ф. Зальтен «Бэмби» − мама

2002 г. Г. Башкуев «Собака моей любовницы» − Анна

2001 г. Б. Гаврилов «Чингисхан» − Хулан хатан

2000 г. Ш-Н. Цыденжапов «Шара набша» − Шалсамаа

2000 г. Т. Габбе «Волшебные кольца Альманзора» − Августа

2000 г. С. Эрдэнэ «Хойто наhандаа уулзахабди» − Бортолгой

1999 г. П. Маляревский «Чудесный клад» − Осина

1999 г. Б-М. Пурбуев «Толдойн хүбүүн Болдой» − Бyтyyхэн

1998 г. Х. Намсараев «Кнут тайши» − Хатан Долгор

1998 г. М. Тикомацио «Самоубийство 2-х влюбленных» − Кохару

1998 г. К. Гольдони «Слуга двух господ» − Беатриче

1998 г. Д-Р. Батожабай «Похищенное счастье» − Жалма

1997 г. Ю. О’ Нил «Любовь под вязами» − Эбби, девушка

1997 г. Жаргалсайхан «Хаан түүхэ» − Хатан

1997 г. Г. Лорка «Кровавая свадьба» − невеста, девушка

1995 г. Н. Дамдинов «Гэсэр хан» − Ногоон

1995 г. В. Шекспир «Сон в летнюю ночь» − Елена

1994 г. Р. Акутагава «Исповедь идиота» − Госпожа, жена самурая

1994 г. В. Шекспир «Король Лир» − Корделия.

1994 г. Б-М. Пурбуев «Наймаан найман хүлтэй» − Сэржушка

1992 г. М. Батоин «Шэдитэ хүүр» − Алан Гуа

1992 г. Д. Дылгиров «Гайхалтайхан ушар» − Гэрэлма

1992 г. Г. Маркес «Невероятная и грустная история про простодушную Эрендиру и ее жестокосердечную бабушку» − Авеструс шубуун

1992 г. Б. Эрдынеев, С. Лобозеров «Месяц печальный в окне» − Балма

1992 г. Б. Гаврилов «Этигээрэй, намда!» − Долгор

1992 г. А. Александров «Дурак Етаро» − кошка

1991 г. С. Жаргалсайхан «Галаб эрьехын урда» − Алтан (Признан как лучший дебют, как лучшая женская роль)

1991 г. К. Гоцци «Король олень» − Клариче

1991 г. Б-М. Пурбуев «Деревенские мои чудаки» − Жалма

1990 г. Б. Эрдынеев «Дамдин лама» − Чжурма, Сэндэма

1990 г. М. Батоин «Yнгэтэ юртэмсэ» − Девушка

1989 г. Н. Дугаржабон «Харалтуур хаан» − Эхэ

1989 г. Б-М. Пурбуев «Тохёолгон» − Девушка

1988 г. Э. Жалцанов «Сказка с грибной начинкой» − Незнакомка

1988 г. Ц. Шагжин «Будамшуу» − Гэрэл, Улаахан

1988 г. К. Гоцци «Принцесса Турандот» − Турандот.

1988 г. И. Калашников «Жестокий век» − Уржэнэ

1988 г. Г. Башкуев «Гашуун шаанги» − Тонирма

 

Роли в кино:

2015 год - художественный фильм «Белый Ягель». Мосфильм.

2010 год - художественный фильм «Чайник» - Мама.

2007 год. художественный фильм «Улан-Удэнская история» - Мама.

1992 год - 2-х серийный телефильм «Нет чужой земли» − роль жены Н. Бестужева − Жигмид Анаева.

 

 Фестивали и проекты:

1990 год – XX Всепольский театральный фестиваль, спектакль «Дамдин лама», г. Еле́ня-Гу́ра, Польша

2001 год – IV Международный фестиваль монголоязычных народов, спектакль «Чингисхан», г. Улан-Батор

2002 год – межрегиональный театральный фестиваль «Сибирский транзит», спектакль «Чингисхан», г. Иркутск.

2005 год – межрегиональный театральный фестиваль «Сибирский транзит», спектакль «Трехгрошовая опера», г. Красноярск.

2005 год – Международный кочевой театральный фестиваль «Желанный берег мой. Лики Чингисхана», спектакль «Чингисхан», г. Улан-Удэ.

2006 год - межрегиональный театральный фестиваль «Сибирский транзит», спектакль «Бальжин хатан», г. Улан-Удэ

2007 год – участница международного театрального фестиваля «Белая Вежа», спектакль «Улейские девушки», г. Брест, Белоруссия

2007 год -  участница фестиваля российского искусства во Франции, спектакль «Улейские девушки», г. Ницца

2011 год – международный фестиваль национальных театров «Алтан Сэргэ», спектакль «Стреноженный век», г. Улан-Удэ.

2014 год - участница творческой лаборатории в рамках театрального фестиваля национальных театров «Алтан Сэргэ», г. Улан-Удэ.

2014 год – участница II Международного театрального фестиваля национальных театров «Алтан Сэргэ», г. Улан-Удэ.

2014 год – участница III Межрегионального театрального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит», г. Новосибирск, спектакль «Пышка».

2015 год – участница Международного театрального фестиваля «Гэгээн Муза», спектакль «Yнгэрhэн сагай hэбшээн», г. Улан-Батор.

2016 год - участница творческой лаборатории под руководством Анны Банасюкевич, г. Улан-Удэ.

2016 год – участница гастролей в рамках «Дней Улан-Удэ в Москве», спектакли «Ромео и Джульетта» и «Yнгэрһэн сагай һэбшээн»   

2018 год -  участница творческой лаборатории «Эдир драматург», Улан- Удэ.

2018 год - участница творческой лаборатории «Абьяас», г. Улан-Удэ.

2019 год – участница творческой лаборатории «Современная бурятская драматургия. Шэнэ буряад зүжэг», г. Улан-Удэ.

2019 год – участница I Международного театрального фестиваля «Байкальский талисман», спектакль «Үншэн сагаан ботогон. Верблюжонок», г. Иркутск.

 

Неуловимая легкость вдохновения…

Сцена театра – удивительное явление, огромный и живой мир на крохотном островке условности. Живет этот мир многообразием неповторимых образов, что сливаются воедино в действе картины. Картина условна, даже выдумана. Но образы всегда настоящие, потому как иначе в театре нельзя.

Любая ситуация не сцене неслучайна и многомерна. Причем сюжет здесь не главное. Главное на сцене, опыт, мастерство и неповторимый талант актера. И каждый актер талантлив по своему, тем и уникален.

Должин Тангатова безусловно уникальная актриса. Уникальна она своей простотой и легкостью, истинно женским чутьем и внутренней утонченностью, что отражается в образах ее героев на сцене.

Родилась Должин Жаргаловна 25 мая 1967 года, в Агинском Бурятском автономном округе. В 1988 году стала выпускницей Бурятской студии Ленинградского Государственного института театра, музыки и кино, мастерская В.В. Петрова и И.А. Мушкатина. Уже первая серьезная роль стала для нее звездной: образ принцессы Турандот в одноименном спектакле по пьесе Карло Гоцци был признан в Бурятии лучшей женской ролью 1988 года. Заметим, спектакль «Турандот» был дипломной работой Бурятской студии ЛГИТМиК, в которой училась Должин Тангатова.

Затем был «Лучший дебют 1989 года» за роль Алтан в спектакле «Галаб эрьехын урда» по пьесе монгольского драматурга С. Жаргалсайхана. Спустя еще несколько лет роль Зэлмэ хатан в спектакле «Бальжин хатан» Д. Эрдынеева Союзом театральных деятелей Бурятии была признана лучшей женской ролью года.

Так что же отмечали и эксперты, и зрители в образах Должин Тангатовой? В первую очередь искренность и неуловимую легкость, качества, присущее людям богатого внутреннего мира и красоты, что невозможно выразить на сцене путем театральных приемов. Это либо есть, либо нет.

Однако амплуа вечной принцессы изначально не входило в планы молодой актрисы. Очередным открытием становится богатая внешняя пластика, благодаря которой Должин Тангатова проявляет себя в водевильно-комической стихии, например, в образе бойкой, острой на язык Жалмы в спектакле «Деревенские мои чудаки» Д. Дылгырова, а затем и в роли шалунишки Сержуни в «Наймаан найман хултэй» Б-М. Пурбуева.

Способность к углубленному драматизму характера Должин Жаргаловна проявила в роли жены маршала Чойбалсана в спетакле «Встретимся в той жизни» С. Эрдэнэ.

Одной из определяющих ролей для Должин Жаргаловны стал образ матери в спектакле «Эхэ» Д. Мэндсайхана. Эту роль актриса исполняет посей день, в тандеме с Народной артисткой России Ларисой Егоровой.

С большой любовью и полной самоотдачей Должин Жаргаловна играет в спектаклях детского репертуара. Динара в сказке «Али-Баба, 40 разбойников и один ученый попугай» Г.Башкуева, Лиса в спектакле «По следу снежного барса» Э.Жалцанова, Королева в «Белоснежке и семь гномов», Мама в «Малыше и Карлсоне», Обоодэй в «Живой свече» Д.Сультимова…

Пожалуй, особенно ярко талант Должин Тангатовой проявился в кино. Ее кинодебютом в 1990 году стала роль Жигмит Анаевой, возлюбленной декабриста Николая Бестужева в двухсерийном фильме «Нет чужой земли» производства Свердловской киностудии «Зов». В 2014 году Должин Жаргаловна исполнила одну из главных ролей в фильме «Белый ягель» студии «Мосфильм».

Что определяет мастерство актера? В первую очередь любовь к своей профессии. Многие искушенные зрители отмечают в образах Должин Тангатовой особую энергетику, что с годами ничуть не слабеет, но обретает новые оттенки. Артист, для которого театр – источник вдохновения, обречен на успех и любовь зрителей. В свою очередь благодаря таким артистам театр продолжает жить.

 

Колдовство Должин Тангатовой
 
На новой сцене Бурдрама артистка продемонстрировала свой дар визуализации
 
Много красивых слов сказано о новой сцене "Тайзан59" как о новом художественном пространстве театра. А как на деле это выглядит показала Должин Тангатова, не зря заслуженная артистка России, хотя это звание, по-моему, она давно переросла. 
 
В моно-спектакле "Я - Толгонай" она продемонстрировала свои таланты по визуализации пространства, которое на большой сцене показать трудно. В более замкнутом пространстве получилось куда ярче. 
 
В одной из мизансцен в мчащемся по степи поезде героиня высматривает сына, и услышав его-свой крик: "Эжы!" - без сил падает на землю. 
 
Не поверите, но в темном зале как-будто в 3D-проекции мелькают огни поезда и ты невольно чувствуешь себя одним из солдат, едущим на войну и наблюдающим в окно теплушки одинокую женщину на полустанке. И вдруг ты оказываешься в теле валяющейся в пыли матери. Колдовство или наваждения? Нет, дар лицедейства, которым обладает артистка Тангатова.
 
 Сильнейшая эмпатия, которую пробуждает у зрителя своей игрой именитая актриса, создаёт транцедентный (потусторонний) эффект реализма происходящего. 
 
Постараемся проанализировать неанализируемое. В любой мистерии требуется подготовительный этап. Для этого Тангатова в спектакле умело перевоплощается из одного образа в другой: то она влюбленная девушка, то счастливая мать, вот она требовательный бригадир, а вот застенчивая невестка. Смеется, плачет, вспоминает, грустит и размышляет. Постепенно, по нарастающей, актриса вовлекает в свою игру зрителя, снимая его психологическую отчужденность. 
 
Драматические моменты из жизни героини постепенно запускают у публики механизм катарсиса или, другими словами, сопереживания. И в самый кульминационный момент спектакля на зрителя обрушивается какафония звуков и образов. Расшатанное сознание делает своё дело - зритель вдруг становится соучастником действия. 
 
Фантазия впечатлительного человека   дорисовывает предлагаемый режиссером сюжет и зарисовки артиста, дополняя сценарий. Пространство в воображении зрителя визиализируется.
Вот вам и новое, пожалуйста, художественное пространство! В религиозной практике шаманов это называется "сдвинуть эфир" (хии худэлгэхэ).
 
Должин Тангатова, безусловно, этим даром обладает в силу ли профессиональных навыков или же генетических данных, возможно, и того и другого. В одном из интервью она объясняла происхождение своей необычной фамилии Тангатова: тангат - по-бурятски, тибетец. В её роду был лама, тибетец-миссионер, проповедовавший в агинских степях буддизм. 
 
Проходя мимо гримерки Тангатовой перед спектаклем я учуял сильный запах благовоний. Это же один из классических ритуалов ввода человека в транс! Видимо, актриса тщательно подготавливается к таинству перевоплощения на сцене. 
 
Во время игры глаза Тангатовой устремлены вдаль, словно она видит что-то невидимое другим. А когда в минуты горького отчаяния от потери сына героиня приближается к зрителям, мурашки пробегают по коже. И страшно поднять на неё глаза. В минуты ритуального экстаза и иступления (онгондо орходон) смотреть в глаза шаману запрещено. Может забрать душу. 
 
Секреты ввода людей в коллективный транс известны, но у каждого специалиста своя методика. В отличие от гадалок или астрологов в театре задача стоит перед артистом посложнее: гипнотизировать не одного человека, а целый зал. 
 
Истошный крик, слезы, вибрации голосом, изменение его тембра - все работает на то, чтобы раскрепостить психику зрителя. Усиливают эффект воздействия театральный реквизит из спектакля: детские игрушки, элементы одежды, кнут, песок, плюс свет, музыка и танцы. Ведь не зря театр зародился из языческого камлания. Тангатова тонко жонглирует всем этим архетипическим инструментарием. 
 
Моноспектакль, как театральная форма, где актёр играет один, одновременно и прост и сложен. С одной стороны, он свободен для импровизации, с другой - нет права на ошибку, нет рядом суфлера или партнера, который тебя подстрахует. 
 
Почти полтора часа Должин Тангатова держит зал в напряжении, не отпуская ни на минуту его внимание, то повышая, то понижая его градус. Это высшее мастерство, когда актёр один на один с залом. Это предельная концентрация воли, памяти и навыков артиста. 
 
Напоказ выставлены не только все его профессиональные достоинства, но и сфокусировано внимание на допущенные недостатки. Здесь не удастся спрятаться за спиной у труппы. 
 
Спектакль "Я - Толгонай" - больше, чем просто спектакль, это настоящий мастер-класс от великого артиста! Такое по силам только виртуозам театрального искусства, одна из которых, безусловно, Должин Тангатова!
 
 
На новой сцене Бурдрама артистка продемонстрировала свой дар визуализации
 
Много красивых слов сказано о новой сцене "Тайзан59" как о новом художественном пространстве театра. А как на деле это выглядит показала Должин Тангатова, не зря заслуженная артистка России, хотя это звание, по-моему, она давно переросла. 
 
В моно-спектакле "Я - Толгонай" она продемонстрировала свои таланты по визуализации пространства, которое на большой сцене показать трудно. В более замкнутом пространстве получилось куда ярче. 
 
В одной из мизансцен в мчащемся по степи поезде героиня высматривает сына, и услышав его-свой крик: "Эжы!" - без сил падает на землю. 
 
Не поверите, но в темном зале как-будто в 3D-проекции мелькают огни поезда и ты невольно чувствуешь себя одним из солдат, едущим на войну и наблюдающим в окно теплушки одинокую женщину на полустанке. И вдруг ты оказываешься в теле валяющейся в пыли матери. Колдовство или наваждения? Нет, дар лицедейства, которым обладает артистка Тангатова.
 
 Сильнейшая эмпатия, которую пробуждает у зрителя своей игрой именитая актриса, создаёт транцедентный (потусторонний) эффект реализма происходящего. 
 
Постараемся проанализировать неанализируемое. В любой мистерии требуется подготовительный этап. Для этого Тангатова в спектакле умело перевоплощается из одного образа в другой: то она влюбленная девушка, то счастливая мать, вот она требовательный бригадир, а вот застенчивая невестка. Смеется, плачет, вспоминает, грустит и размышляет. Постепенно, по нарастающей, актриса вовлекает в свою игру зрителя, снимая его психологическую отчужденность. 
 
Драматические моменты из жизни героини постепенно запускают у публики механизм катарсиса или, другими словами, сопереживания. И в самый кульминационный момент спектакля на зрителя обрушивается какафония звуков и образов. Расшатанное сознание делает своё дело - зритель вдруг становится соучастником действия. 
 
Фантазия впечатлительного человека   дорисовывает предлагаемый режиссером сюжет и зарисовки артиста, дополняя сценарий. Пространство в воображении зрителя визиализируется.
Вот вам и новое, пожалуйста, художественное пространство! В религиозной практике шаманов это называется "сдвинуть эфир" (хии худэлгэхэ).
 
Должин Тангатова, безусловно, этим даром обладает в силу ли профессиональных навыков или же генетических данных, возможно, и того и другого. В одном из интервью она объясняла происхождение своей необычной фамилии Тангатова: тангат - по-бурятски, тибетец. В её роду был лама, тибетец-миссионер, проповедовавший в агинских степях буддизм. 
 
Проходя мимо гримерки Тангатовой перед спектаклем я учуял сильный запах благовоний. Это же один из классических ритуалов ввода человека в транс! Видимо, актриса тщательно подготавливается к таинству перевоплощения на сцене. 
 
Во время игры глаза Тангатовой устремлены вдаль, словно она видит что-то невидимое другим. А когда в минуты горького отчаяния от потери сына героиня приближается к зрителям, мурашки пробегают по коже. И страшно поднять на неё глаза. В минуты ритуального экстаза и иступления (онгондо орходон) смотреть в глаза шаману запрещено. Может забрать душу. 
 
Секреты ввода людей в коллективный транс известны, но у каждого специалиста своя методика. В отличие от гадалок или астрологов в театре задача стоит перед артистом посложнее: гипнотизировать не одного человека, а целый зал. 
 
Истошный крик, слезы, вибрации голосом, изменение его тембра - все работает на то, чтобы раскрепостить психику зрителя. Усиливают эффект воздействия театральный реквизит из спектакля: детские игрушки, элементы одежды, кнут, песок, плюс свет, музыка и танцы. Ведь не зря театр зародился из языческого камлания. Тангатова тонко жонглирует всем этим архетипическим инструментарием. 
 
Моноспектакль, как театральная форма, где актёр играет один, одновременно и прост и сложен. С одной стороны, он свободен для импровизации, с другой - нет права на ошибку, нет рядом суфлера или партнера, который тебя подстрахует. 
 
Почти полтора часа Должин Тангатова держит зал в напряжении, не отпуская ни на минуту его внимание, то повышая, то понижая его градус. Это высшее мастерство, когда актёр один на один с залом. Это предельная концентрация воли, памяти и навыков артиста. 
 
Напоказ выставлены не только все его профессиональные достоинства, но и сфокусировано внимание на допущенные недостатки. Здесь не удастся спрятаться за спиной у труппы. 
 
Спектакль "Я - Толгонай" - больше, чем просто спектакль, это настоящий мастер-класс от великого артиста! Такое по силам только виртуозам театрального искусства, одна из которых, безусловно, Должин Тангатова!
 
Батодалай Багдаев
 
 
Должин Тангатова