Версия для слабовидящих
Обычная версия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38

Дарима Сангажапова

Заслуженная артистка России

 

Звания и награды

 

  • Заслуженная артистка России (1991)
  • Народная артистка Республики Бурятия (1981)
  • Заслуженная артистка Республики Бурятия (1976)
  • Награждена медалью СССР «За трудовое отличие» (1986)
  • Лауреат Республиканского конкурса «Лучшие люди Бурятии» в номинации «Гуа сэсэн хатан-1998» («Женщина года-1998»)
  • Член комиссии по культуре под руководством ректора ВСГАКиИ Никифорова С.И.
  • Депутат городского Совета г. Улан-Удэ (1976-1979; 1979 по 1982)

Биография и творческий путь

О любви к театру сложено немало легенд. Рассуждения об этой любви в театральной среде никогда не перестанут быть признаком хорошего тона. Но, что же именно есть любовь к театру? Вопрос, на который есть множество ответов, и все они будут казаться размытыми. Пожалуй, любовь эту можно только выразить, либо на сцене, либо на примерах из жизни. Творческий путь Даримы Сангажаповой, и вся ее биография, не убоимся этого слова – истинное воплощение любви к своей работе, любви к театру.

Дарима Базаржаповна родилась в 1946 году, в селе Булум Хоринского района Бурятской АССР. В 1965 году, окончив Хоринскую среднюю школу №1, поступила в Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кино. По окончании ЛГИТМиК, в 1969 году стала артисткой ГБАТД имени Хоца Намсараева.

Отметим, позже эти годы признают началом новой эпохи Буряад театра, того этапа, когда репертуар и политика отходят на второй план, а во главе театра встает его величество актер! Одним из символов этой эпохи станет и Дарима Сангажапова.

На сцене Бурятского театра драмы Дарима Базаржаповна исполнила более 100 ролей. Отчасти это роли второго плана, еще чаще – главные. И ни один образ актрисы не будет проходным. Очень скоро заметят это и в кино.

В 1976 году Студия «Ленфильм» приглашает молодую бурятскую актрису исполнить роль Долины Андреевны, красивой, успешной и одинокой женщины в фильме «След россомахи» по повести чукотского классика Юрия Рытхэу. По мнению многих критиков, эта роль второго плана в итоге получилась самой заметной в картине, и открыла перед актрисой перспективы в кино. Однако Дарима Сангажапова предпочла родной театр.

Сложно сказать, какая именно роль стала для нее определяющей, таковых много. Но бурятский зритель впервые и всерьез оценил ее благодаря роли Должид в телеспектакле «Сэрэмпэл» на Бурятском Государственном телевидении, по одноименному рассказу Хоца Намсараева. Эта была уже третья сценическая работа актрисы, и именно она раскрыла одну из характерных черт Даримы Базаржаповной – тонкий, скрытый драматизм неоднозначного образа. Позже были и другие интерпретации этой истории, но ни одна из них не была столь удачной и цепкой.

Апогеем же творческой карьеры Даримы Базаржаповны стала целая серия ролей, таких как волчица Акбара в спектакле «Плаха» по роману Чингиза Айтматова, Гекуба в «Троянках» Эврипида, женщина в красном в «Невероятной и грустной истории про простодушную Эрендиру и ее жестокосердную бабушку» в постановке колумбийского режиссера Алехандро Гонсалеса Пучче. Апогеем эти роли стали потому, что в 1993 году актриса принимает решение уйти из театра. На то было много уважительных причин. Однако, покинув родной театр, уже признанная актриса, на тот момент Заслуженная артистка России решает посвятить себя педагогической деятельности, открывает экспериментальную театральную студию для детей. Результатом столь смелого шага стало методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов «Мир, театр, дети» (год издания 1995 г.).

В 1994 году Дариме Базаржаповне предложили возглавить отдел профессионального искусства Министерства культуры РБ. С 2005 года Дарима Сангажапова - педагог Бурятского Республиканского училища культуры и искусства, где кроме основной работы преподавателя по дисциплине «Сценическая речь» профессиональная актриса создаёт студенческий театр поэзии «Зориг».

Весь свой опыт Дарима Базаржаповна сумела обобщить в издании учебно-методического пособия для руководителей поэтических театров РБ «Зримые образы в поэтической композиции», и в серии аудиодисков для детей младших, средних и старших классов на бурятском языке.

И, наконец, в 2013 году Дарима Базаржаповна принимает решение вернуться в театр, и выходит на сцену в роли Сары Аубер в спектакле «Августовские киты» по пьесе Дэвида Бэрри. Зал аплодировал ей стоя, а критики позже отметили, что вынужденный перерыв в два десятка лет не повлиял на профессионализм актрисы. Она не утеряла своего мастерства, но еще больше полюбила свою профессию.

Символично и то, что в 2016 году, в рамках фестиваля «Алтаргана» Дарима Сангажапова предстала на сцене в спектакле «Сэрэмпэл», точнее, во фрагменте постановки, и на сей раз уже в образе матери главного героя.

Говорят, каждый новый этап начинается с повторения пройденного, так успехи прошлого вдохновляют нас на победы в будущем.

Роли

  • 2017 г. Я. Пулинович «Оройтоhон дуранай охин...» Зинаида Михайловна
  • 2016 г. Участие в программе «Сагаалган-2016» Чтецкий номер по повести Х.Намсараева «Сэрэмпэл»
  • 2015 г. Инсценировка по пьесе Б.Ябжанова «Зов матери» к 9 мая 2015 года к 70-летию Победы в ВОВ Мать
  • 2014 г. Х.Намсараев «Сагаадай Мэргэн, Ногоодой Сэсэн» Хажар Эхэ
  • 2014 г. В.Басаа «Унгэрһэн сагай һэбшээн» ( «Ветер минувших времен») Мэдэг
  • 2013 г. Д.Бэрри «Августовские киты» Сара Уэбер
  • 1991 г. А.Гонсалес Пуче «Невероятная и грустная история про простодушную Эрендиру и ее жестокосердную бабушку» Женщина в красном
  • 1989 г. Ю.Мафунэ «Хорьки»
  • 1989 г. Эврипид «Троянки» Гекуба
  • 1988 г. Ч.Айтматов «Плаха» Волчица Акбара
  • 1987 г. Т.Миннулин «Колыбельная» Врач
  • 1987 г. К.Балков «Мост» Клавдия
  • 1986 г. Ч.Айтматов «Буранный полустанок» Укубала
  • 1985 г. Г.Башкуев «Климат резко континентальный» Анна
  • 1985 г. Дударев «Рядовые» Вера Дугина
  • 1983 г. А.Арбузов «Иркутская история» Лариса
  • 1983 г. А. Островский «На всякого мудреца довольно простоты»
  • 1982 г. Ч.Айтматов «Материнское поле» Толгонай
  • 1982 г. «Хазаар хара һахалта» Зэбзэма / Земфира Зундуевна
  • 1982 г. Гельман «Наедине со всеми» Наташа Голубева
  • 1980 г. Д.Батожабай «Катастрофа» Цзян Цинь
  • 1980 г. Ю.Бондарев «Берег» Эмма Герберт
  • 1979 г. А.Ангархаев «Аршаанда болоһон найр» Золтоева
  • 1978 г. Г.Дашабылов «Подснежники той весны» Валентина
  • 1978 г. М.Горький «Последние» Надежда Монахова
  • 1977 г. «Не бросай огонь, Прометей!» Фемида
  • 1977 г. В.Шукшин «Беседы при ясной луне» Анисья
  • 1976 г. А.Софронов «Власть» Маслина
  • 1975 г. А.Вампилов «Старший сын» Макарская
  • 1975 г. А.Салынский «Барабанщица» Тузикова / Зоя Парамонова
  • 1975 г. Григорьев «Дочь русского актера» Катерина
  • 1974 г. Д.Дылгиров «Одон минии хаанабши?» Туяна
  • 1974 г. Г.Мухтаров «Красивая»
  • 1973 г. А.Вампилов «Прошлым летом в Чулимске» Валентина
  • 1973 г. В.Шекспир «Двенадцатая ночь» Мария
  • 1972 г. Х.Намсараев «Кнут тайши» Хатан Долгор
  • 1971г. А.Макаенок «Затюканный апостол» Дочь
  • 1971 г. Д.Дылгыров «Хулгоотэ удэрнууд»
  • 1970 г. Д.Батожабай «Урбаанай уршалта ябадалнууд» Дулма
  • 1970 г. Ц.Шагжин «Клятва» Оюун
  • 1970 г. Н.Дамдинов «Доржи Банзаров» Эржэн-Дари
  • 1969 г. Х.Намсараев «Сэрэмпэл» (телеспектакль БГТРК) Должид
  • 1969 г. М.Карим «Ночь лунного затмения» Шафак
  • 1969 г. Лопе де Вега «Чудеса пренебрежения» Леонора, служанка

Роли в кино

  • «Однажды майским вечером»
  • «Цыремпил»
  • «Охотники за голубыми гусями»
  • 1976 г. «След росомахи» (Ленфильм) Долина Андреевна

Фотоотчет

Дарима Сангажапова