a1d00405c4f84542cbfc6c8ee72fb0d9

 

«Спектакль, над которым я сейчас работаю на сцене бурятского театра - это история о жизни воспитанников детского дома, написанная молодым автором, нашим современником Айгизом Баймухаметовым. Его повесть автобиографична и в то же время его герой – это обобщенный символический образ детдомовца в России.

Когда мы с Альбертом Нестеровым, главным художником Башкирского театра, думали над тем, как сценически оформить спектакль, мы сразу решили отказаться от лобового решения характеров, обстановки детдома и в итоге на сцене появились кубики. Они условны, могут быть всем, чем угодно. По ходу спектакля они превращаются в игрушки из детства, в маму или в папу, и вообще в любого другого персонажа, который нужен по сюжету пьесы.

В спектакле играют одни мальчики. Это тоже символично. Любая казарменная структура, будь то армия, тюрьма, детский дом – это структура, которая всегда работает на подавление индивидуальности, человеческой инициативы. Отсюда и возникла эта идея с мальчиками, вернее мальчики здесь - это актеры, существа бесполые. То есть я хочу сказать, что актёр в нашем спектакле играет разные роли: и женские, и мужские, и роль старика, и роль ребенка. Таким образом, он примеряет на себя различные маски, но при этом, в общей массе, его персонаж остается лишенным индивидуальности.

Что для меня важно в этой постановке? Когда в Башкирском театре состоялся худсовет, многие его назвали гражданским, не в том пафосном понимании, которое присутствовало в нашей стране некоторое время назад, а в хорошем, истинном смысле этого слова. Я горжусь этим и считаю, что у каждого актера должна быть своя гражданская позиция, не персонажа, так как она уже прописана у автора, а у самого актера. Материал, с которым он работает, должен его либо греть, либо раздражать, то есть вызывать в нем какие-то действия, внутренние или внешние. Недавно я прочитал у Анатолия Васильева такую фразу «Меня интересует актер, который не является персонажем. Мне более не интересно, чтобы актер представлял из себя какой-то персонаж. Я хочу его видеть как персону, как поэта, как личность. Его самого и больше никого. Я не хочу, чтобы он был исполнителем воли режиссера, я не хочу, чтобы актер был рабом персонажа, я даже не хочу, чтобы актер был рабом пьесы. Я хочу войти в зал и увидеть исключительную личность, я ожидаю от этой личности открытий, театр я перестал понимать как средство для того, чтобы воспитывать публику. Мне кажется, что театр — это опыт, который делают сами актеры». Эти слова попадают в самую суть этого спектакля.

Справка:

КАЗАКБАЕВ ИЛЬСУР ЮЛАЕВИЧ

РЕЖИССЕР Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури Республики Башкортостан

Дата рождения: 13.02.1985 г.

Почетное звание, ученая степень, награды:

Победитель в номинации «Новое имя» сообщества журналистов, освещающих театральную жизнь столицы Башкортостана (2012 г., за режиссерскую работу над рассказом «Степка» в спектакле «Эх, люди, милые люди!» по произведению В.Шукшина).

Награжден Почётной грамотой БАТД им.М.Гафури, Благодарственным письмом Агентства печати и массовых коммуникаций республики, Почетной грамотой Министерства культуры Республики Башкортостан.

Спектакль «Навстречу мечте» (А.Баймухаметов, А.Ишбулдина) в Международном фестивале «Алтын сэргэ» в Бурятии стал победителем в номинации «Лучший актерский ансамбль», «За обращение к современной национальной прозе». За этот же спектакль И. Казакбаев был удостоен премии Совета Молодежи СТД РБ «За лучшую режиссерскую работу».

Постоянный участник режиссерских лабораторий:

- под руководством Л.Додина, который традиционно проходит в Санкт-Петербурге на базе МДТ – Театра Европы;

- режиссеров Северного Кавказа, Абхазии и Южной Осетии, которую возглавляет народный артист РФ, профессор, секретарь СТД РФ Р.Исрафилова; и творческой лаборатории современной драматургии и режиссуры, осуществленной при поддержке Союза театральных деятелей и Министерства культуры Республики Башкортостан.

Биографические данные: В 2007 году окончил Высшее театральное училище (института) им. М.Щепкина при Государственном академическом Малом театре России. Творческую деятельность начал в БАТД им.М.Гафури в качестве актера. За время работы актером в театре сыграл следующие роли: Альфред («Дети мои» А.Атнабаев), Азамат («Мастер и Подмастерье» З.Биишева), Роланд («Девушка-Гусар» Ф.Кони), Кавалер («Свадьба» А.Чехов), Студент («Ахметзаки Валиди Тоган» Н.Асанбаев, А.Абушахманов), Вали («Шауракэй» М.Бурангулова), Асфандияр («Мулла» Т.Миннуллин). Получил второе высшее образование в Российском университете театрального искусства (ГИТИС), на кафедре режиссуры драмы (курс Т.В. Ахрамковой, Ю.В. Иоффе, 2008-2013 гг.) За время учебы, в качестве ассистента режиссера, на сцене БАТД им. М.Гафури практикуется по спектаклю «Эх, люди, милые люди!..» (В.Шукшин), «Маугли» (Р.Киплинг). Выступал режиссером театрализованных представлений и концертов, новогодних представлений для детей и творческих вечеров. В 2013 году защитил режиссёрский диплом спектаклем «EXPERIMENT», который инсценирован по пьесе В.Красногорова «Жестокий урок» в жанре социальной драмы. Является руководителем детской студии при театре «Самрау».

Поставил спектакли:

На сцене БАТД им. М.Гафури: в качестве ассистента режиссера - «Эх, люди, милые люди!..» (по В.Шукшину), «Царь Эдип» (Софокл) и др. Защитил диплом РУТИ (ГИТИС), осуществив постановку спектакля «EXPERIMENT» по пьесе В.Красногорова «Жестокий урок». в качестве режиссера: «Маугли» (Р.Киплинг), «Женская сюита» по пьесе Т.Миннуллина, «Кот в сапогах» по Ш.Перро, «Навстречу мечте» (А.Баймухаметов, А.Ишбулдина), «Море.Остров.Клад» (Д.Салимьянов), «Любишь-не любишь» (Ф.Буляков), а также юбилейный вечер, посвященный 95-летию БАТД им. М. Гафури.

Параллельно работал и в других театрах Республики Башкортостан: на сцене Сибайского Башкирского драматического театра им. А.Мубарякова - спектакль по драме Т.Кильмухаметова «Счастье» и трагикомедию по пьесе Ф.Булякова «Ах, эта любовь!..». В частном театре – студии Катрины Душанбаевой (Уфа) – спектакль “Розовая дама” по произведению Э.Шмитт и спектакль “Эх, люди, милые люди!..» (по В.Шукшину).