Версия для слабовидящих
Обычная версия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы с 10:00 до 18:30, перерыв с 14:30 до 15:00, без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
23
Января
"Из грязи в князи". История одного хоринского тайши и мистика сегодняшних дней.

- Порой, историю других народов мы знаем лучше, чем собственную, а ведь она полна таинственных и драматических сюжетов, – говорит режиссер Бурятского Государственного театра драмы Саян Жамбалов. Сюжет для спектакля Буряад театра "Шэнхинүүр шулунууд" ("Поющие камни"), вошедшего в 2015 году в лонг-лист национальной театральной премии «Золотая Маска», нашли в событиях, происходивших на родной земле.

Бойся своих желаний

Это исторический факт, что до 1804 года Хоринской Степной Думой правил сильный тайша Дамба-Дугар Иринцеев. Он был богат и обласкан царской властью, но, согласно легенде, когда-то беднее его не было никого в Хоринской и Кижингинской долинах. И вдруг случилось  чудо: охотясь в лесу, он увидел, что молния бьет в одно и то же место. Туда, где нагая женщина дразнила небеса, успевая уклоняться от молний за большим камнем. Недолго думая, он пустил в нее стрелу, отвлек ее внимание, и молния настигла женщину, испепелив дотла. Напуганному юноше явились небесные всадники и в благодарность за помощь в победе над заклятым врагом предложили исполнить любое его желание. Не было у бедного юноши желания большего, чем стать богатым, потому на вопрос, не забыл ли он о чем, он ответил, что других желаний у него нет…  Лишь вернувшись домой, узнал юноша от опечаленной матери, что просить надо было продолжения рода.+

Без наследников

Дамба-Дугар Иринцеев после смерти первой жены женился на 16-летней девушке Шойжид. Везде упоминается, будто он был стар, но на момент смерти тайше было 36 лет. Поняв, что никогда не станет матерью, молодая жена-шаманка просила мужа отпустить ее на родину в Тугнуйскую долину, но тайша не отпустил. Говорят, любовь пришла к ним не сразу, но была крепкой, омраченной лишь отсутствием наследников. В итоге все сложилось горько: тайша умер, его бездетная вдова оказалась в водовороте борьбы за власть, удержать которую не смогла, и была забита камнями. Говорят, она бежала к озеру, когда гонители догнали ее. Никто не решался прикоснуться к шаманке, потому ее добили камнями, а могилу придавили каменными жерновами…

Мистика предсказаний

Удивительно, что, несмотря на религиозное противоборство, шаманка достроила Анинский дацан, строительство которого начал ее муж. В Анинском дацане, к слову, 25 лет учился будущий 12-ый Хамбо Лама Даши-Доржо Этигелов, Нетленное Тело которого хранится в Иволгинском дацане (Центре Традиционной Буддийской Сангхи России). И шаманка Шойжид-хатан и великий лама одинаково предвидели гибель Анинского дацана. "Вера будет попрана, а священные книги уничтожат!" – предсказывала шаманка. Этигелов же во время обряда увидел в окне дацаналошадиную голову. "Видимо, много здесь погибнет лошадей, " - сказал он и, действительно, с приходом Советской власти дацан превратили в... скотобойню.
Когда же в 90-е годы началось возрождение веры, в восстановленном дацане начали твориться странные дела. Ширетуи там, говорят, сменяли один другого.  Ламы рассказывали, что слышат шепот во время обрядов. Прямо в ухо женский голос говорил: "Уходи!". 
Никто и не сомневался, чей это голос. Дух мстил так, что пришлось обращаться за помощью к шаманам. Говорят, дух-онгон Шойжин-хатан явилась изможденной, в рваной одежде. Приняв покаяние людей, попросила только новый дэгэл и две игрушки-юлы. И, похоже, простила, обещав не беспокоить больше насельников дацана. Историю эту очевидцы рассказывают, приводя в трепет слушателей.

Поющие камни

Режиссерам Саяну Жамбалову идея создать спектакль на основе пьесы Базара Барадина «Шойжид» пришла в 2014 году.

- Я хотел, чтобы люди увидели, что наша история не менее интересна, полна драматизма и является прекрасной пищей для размышлений, – говорит режиссёр. Для того, чтобы проникнуться духом этой истории, летом 2014 года большая часть труппы выехала в экспедицию на место событий.

- Мы оказались в местности «Хохир шулуун», где по приказу тайши было насыпано 11 каменных насыпей – пирамид  по числу 11 хоринских родов.  Вдруг откуда-то появились лошади, одна из которых не подпускала нас к насыпям, потому что где-то поблизости умирал ее жеребенок, – вспоминает режиссер.

В советское время приезжие строители разбирали насыпи, считая их просто залежами камней, и их осталось всего семь. Есть две версии, согласно которым тайша решил построить каменные пирамиды. По одной из них, обиженный на весь женский род тайша заставил женщин таскать камни, что живо описано в поэме Цырен-Дулмы Дондоковой «Камни поют». Поэтесса была молода и с чувством, в духе времени обличала чету эксплуататоров. Интересно, что в конце жизни поэтесса посвятила Шойжид-хатан и Дамба-Дугару Иринцееву поэму «Хориин хатад», в которой описала трепетную любовь. По другой версии, таким образом, тайша заставил работать бездельников.

- Мне кажется, в том, что пирамиды строили женщины, был глубинный смысл. Женщина – это, прежде всего мать, дающая начало жизни. Все пирамиды выстроены в стрелу и направлены на юг, в сторону Монголии, – размышляет Саян Жамбалов.

Сыграть и оправдать

Шойжид-хатан была первой бурятской женщиной, упомянутой в деловых документах. К ней прислушивался сам иркутский губернатор. Сильная была женщина и властная. А играть такую личность, тем более шаманку не каждому по силам. Некоторые этого просто опасаются. Актрису на главную роль выбирали, наблюдая. Актеры сами сочиняли этюды, предлагали свое видение, так определились две исполнительницы роли Шойжид-хатан – Ольга Ранжилова и Лосолма Протасова. Каждая из них воспринимала роль по-своему. 
- Мне для того, чтобы сыграть ее, требовалось культивировать в себе качества, которых во мне от природы нет, - говорит Ольга Ранжилова, ведущая актриса Буряад театра. Готовясь к премьере, она необьяснимо худела и ходила с непонятно откуда взявшейся температурой.
А Лосолме Протасовой вживаться в образ было легко.
- К этому времени я уже была матерью двоих детей и чувствовала себя сильной, мне помогал мой жизненный опыт. Когда играешь, то всегда оправдываешь того, кого играешь, причем, чем сложнее образ и неоднозначней его поступки, тем больше ты стараешься его оправдать, – рассказывает Лосолма. 

По словам актрис, то, что они были на местах событий, очень помогает им в работе. «Перед глазами, – говорят они, – встают степные просторы и дацан, и гора», на которой все они просили разрешения прикоснуться к этой мистической истории.

Жизнь после смерти

Этот стильный спектакль вошел в лонг-лист "Золотой Маски" в 2015 году. Он полон красивой музыки и песен, которые заставляют сердце замирать. Со-режиссер Сойжин Жамбалова приложила к этому немало усилий. В месте, где Шойжид-хатан омывает себя и поет, кажется, что вместе с пением льется поток уставшего сознания женщины, мечтающей о материнстве. Ее тихий голос сменяется хором голосов, и холодный снег обрушивается на героиню, кружащуюся в своем одиноком отчаянии…

Говорят, духи Шойжид-хатан и Дамба-Дугара Иринцеева приходят на спектакль. Они радуются от того, что о них рассказывают как о людях красивых, способных любить, радоваться жизни. Об этом режиссеру Саяну Жамбалову сказали шаманы, и режиссер этому верит.

- Вместе с нами главные герои заново проживают свою короткую историю любви. Ведь мы, рассказывая о них, воспеваем их, – говорит режиссер.

 

Диляра Батудаева, http://asiarussia.ru

 

comments powered by HyperComments