Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
02
февраля
Интернет-журнал "Республика" о моно-спектакле "Старик и море": «Нет, я должен думать, ведь это все, что мне осталось»
29 января на сцене Буряад театра прошел моноспектакль «Старик и море». Постановка родилась из одноимённого «большого» спектакля, но в отличие от премьеры прошлого сезона, где играло 12 актеров, в новой версии зрителям была представлена не менее интересная моно-постановка в исполнении одного из самых колоритных актеров бурятского театра, заслуженного артиста Бурятии Басты Цыденова.

Нас приучили к тому, что на зрителя нужно обрушивать всю мощь тяжелой артиллерии театра в виде грандиозной машинерии, спецэффектов, видеопроекций и прочих режиссерских «находок», иначе, по разумению многих театральных мастеров, народ не заманишь. Сразу нужно сказать, что всего этого в спектакле Олега Юмова нет. Никто не матерится, не купается в крови, не ходит на ходулях и не вытряхивает на сцену бак с помоями - словом, нет всего того, что, по представлениям иных модных режиссеров, является обязательной составляющей успешного действа. Никаких декораций и сложных костюмов, этих подпорок и костылей, к которым, в силу необходимости, прибегают в традиционных постановках.

А что же было? Были Баста Цыденов и зритель. Но сетовать на лаконичность и аскетичность постановки не пришлось. Что должно было произойти, чтобы держать в напряжении зал на протяжении часа? Без грима и переодеваний, только посредством голоса и языка жестов Цыденову удалось воссоздать атмосферу времени и образ героя: простого, наивного и при этом умудренного жизненным опытом честного рыбака, в жизни которого, несмотря ни на что есть мечта, а в глазах горит огонь. Игра Басты Цыденова это не игра вообще - это материализовавшийся персонаж. Сложно поверить, что такого человека в реальности никогда не было.

С первых секунд спектакль заявляет о своей необычности: занавес открыт, сцена абсолютно пуста. Единственным, за что цепляется глаз, является причудливый геометрический узор на заднике, в котором безошибочно угадываются очертания буддисткой мандалы. Спектакль начинается просто и сразу – Старик выходит на сцену, принося с собой все нехитрые «декорации» (деревянный кораблик и заплечный мешок) и начинает говорить. Тут приходится невольно вздрогнуть, ибо голос Басты Цыденова до ужаса похож именно на тот, который звучит в голове во время чтения хемингуэевской повести: глубокий, с легкой хрипотцой и неповторимой дикцией советского кино 60-х.

Удивительный момент: во время спектакля главный герой, а он, на секундочку, рыбак, занят очень интересным и несвойственным ему делом. Ни много ни мало – строит мандалу. Да, да – тот причудливый геометрический узор на заднике оказывается видеопроекцией с камеры, снимающей сцену сверху. «...Пусть грехами занимаются те, кому за это платят...», - говорит Старик, старательно заполняя цветным песком очередную секцию. Однако скоро помимо песка в узоре мандалы начинают появляться фрукты, пожелтевшие листья, кости, игрушки, карандаши, ракушки, книги, жемчуг, оружие... Жизнь? Старика? Мир? Вселенная? Эти вопросы периодически всплывают в сознании, когда оно перестает завороженно наблюдать за происходящим на сцене и пытается понять, что же хотел сказать режиссер. Ответ все никак не приходит, и Старик подсказывает его со сцены: «Нет, я должен думать, ведь это все, что мне осталось».

Думать. Вот что заставляет делать спектакль. Здесь нельзя откинуться на спинку кресла, нельзя расслабиться – за отсутствием в спектакле сущего приходится пускаться вплавь по волнам вечного. Но то удовольствие, с которым вы выйдете из театра, не сравниться ни с какими «Крепкими орешками» и «Сумерками».

Моноспектакль «Старик и море» Олега Юмова – замечательный пример, доказывающий, что настоящий театр это все-таки не массовая культура. Он напоминает нам, как важно, чтобы человек выходил из театра в состоянии неуюта, неуспокоенным, чтобы к нему постоянно возвращались поднятые на сцене вопросы. Зритель не должен выходить из театра с ощущением того, что он все понял и все правильно. Он должен уйти с ощущением внутренней разобранности, внутреннего дискомфорта.

Если вам кажется, что вы уже вдоль и поперек знаете прославленную повесть Хемингуэя и для вас там не осталось темных углов и вопросов без ответа – добро пожаловать в Буряад театр. Вопросов станет больше чем было, но ведь за этим мы и приходим в театр?

Артем Котов
 
Источник интернет-журнал "Республика" : http://www.respnews.info/#!blank/cj6xi