Версия для слабовидящих
Обычная версия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
19
марта
Рабжун Елены Дамбаевой

Заслуженная артистка Бурятии

Лауреат Международного конкурса юмористов в Монголии

Награждена знаком Министерства культуры Российской Федерации

«За достижения в искусстве и культуре России»

Заслуженный работник культуры Монголии

 

Родилась на прекрасной хоринской земле 19 марта 1954 года в семье Галсана Дондоковича и Ринчин-Ханды Тамжитовны Дамбаевых,  окружена была  заботой и любовью родителей, братьев, сестер, близких родственников. Как во всякой семье, где родители почитали и соблюдали народные обычаи и традиции, для детей с малых лет они становились нормой жизни и поведения.  Выросшая в исконно бурятской среде, с детства вобрала красоту и мелодию бурятской речи в ее эталонном хоринском варианте.  Ее первая учительница Рыбдылова Зинаида Доржиевна заметив музыкальные способности Елены, стала заниматься с ней пением, пластикой, развивать умение читать стихи, постепенно открывая перед своей ученицей прекрасный мир искусства. Именно Хоринская средняя школа, давшая Бурятии немало «звездных» имен,  дала Лене  путевку на большую сцену. Училась в одном классе с заслуженной артисткой России, ныне оперной певицей Викторией Базаровой.  В 1971 году успешно преодолев конкурсные испытания, с одноклассником, будущим народным артистом, Лауреатом Государственной премии Бурятии Чимитом Ринчиновым попали в число талантливой молодежи и стали студентами первой актерской студии Дальневосточного института искусств. После завершения учебы в 1975 году все студийцы стали работать в Государственном Бурятском академическом театре драмы имени Хоца Намсараева.

         Актриса яркая, самобытная, с мягкой пластикой, Елена Дамбаева уже с первых ролей нежно и тонко передаёт суть своих героинь. В её Ларисе из «Возвращения гусей» Б. Эрдынеева за взбалмошным характером проглядывается и неустроенность в жизни, и ранимость. Очень бережное отношение к своим героиням, полная отдача в работе помогает Е. Дамбаевой создавать как лирические, так и яркие острохарактерные роли: находчивая, целеустремлённая Мэдэгма в спектакле по пьесе Б-М. Пурбуева «Почём воз дров?», сварливая Коктурсун, жена негодяя Базарбая, в «Плахе» Ч. Айтматова (эта роль была особо отмечена и зрителями и критикой), добрая, словоохотливая Умия в «Белой вороне» Т. Миннуллина, полная драматического напряжения роль Сэндэмы в «Бугын дуунай үе» Б. Эрдынеева, где затронута тема экологии и звучит неподдельная боль актрисы за погибающую природу.

Елена обладает сильным, красивым голосом и прекрасно двигается, что позволило ей исполнить, как синтетической актрисе, роль Дулмы в музыкальном спектакле-дилогии «Дорога любви» и «Сила любви» Ш-Н. Цыденжапова.

         За годы творческой деятельности Е. Дамбаевой сыграно более 80 разноплановых ролей в пьесах мировой, русской классики и национальной драматургии. Без её участия не обходится ни одно детское представление, театрализованное шоу, антреприза, посвященные празднику «Сагаалган». Замечательны сольные номера актрисы, наполненные искрометным народным юмором, проникнутые тонким лиризмом.

         В 1999 году вместе с коллегами принимала участие в Международном конкурсе юмора и смеха в Монголии (г. Улан-Батор) со скетчем «Многоженство» и стала дипломантом конкурса. Эта же группа в составе Олега Бабуева, Даримы Дамдиновой, Любови Цыдыповой и Елены Дамбаевой (Дулмаади) создали мини-спектакль «Пионеры военных лет» и многие годы играли ее на сцене не только бурятского театра, Москве, Питере и на других сценах во время гастролей по районам Бурятии,  

Среди ролей последних лет следует отметить роль Гымы  в спектакле «Новая жена» по пьесе Г.Башкуева.

         Елена Галсановна принимала активное участие в Международных фестивалях монголоязычных театров, проводимых в городах Улан-Удэ и Улан-Батор, неоднократно выезжала с театром на гастроли в Монголию.

Ныне Е.Г.Дамбаева занимает ответственную должность помощника режиссера. Работа на первый взгляд, малозаметна, на самом же деле весьма значима. В полумраке кулисы у пульта – место помощника режиссера.  Требующая тщательности во время спектакля, словно рулевой на капитанском мостике, избегая  «подводных камней», другими словами непредвиденных накладок, ведет свой спектакль зрителю.  Тут важно все,  что происходит на сцене во время спектакля: правильно ли установлены декорации, разложен ли по местам реквизит, готовность осветителей, звукооператоров, костюмеров, гримеров,  вовремя объявить о готовности или выходе актера. Специально этой должности нигде не учат, каждый приходит на эту должность своим путем. Так и Елена Галсановна, проработав около 40 лет на сцене, хорошо зная все нюансы создания спектакля, до мельчайших деталей роли актеров, профессионально управляется с этим делом…

Весь коллектив бурятского драматического театра поздравляя Елену Галсановну сднем рождения, говорим: спасибо, что не изменила своей профессии, своему театру, желаем, чтоб энергии и здоровья хватило на долгие годы. Года остановить не в нашей власти… Пусть будет так – чем больше лет, тем больше счастья!

 

Валентина Бабуева

заслуженный работник культуры Бурятии и России,

кандидат культурологии, заведующая музеем театра бурятской драмы

 

Эрхим хүндэтэ Елена Галсановна!

Энээхэн юртэмсэдэ мүндэлһэн ойнтной Баяраар хани халуунаар амаршалаад, баглаа сэсэгтэ үреэлнүүдээ зорюулхыемнай зүбшөөгыт!

Заяаша бурханайнгаа энхэрэл дорохоно,

Хуби заяанайнгаа  хайра соохоно,

Хии моринойнгоо туг дорохоно,

Буян хэшэгээр бэеэ тойруулжа,

Гэр бүлэдөө аза жаргалтай,

Бэетнэй – бэхи, хэшэгтнэй – ехэ,

Сэдьхэл дүүрэн, баяр дүүрэн

Ажаһуухыетнай хүсэнэбди!

Арюун булагтал ажалтнай

Арадай баялиг болуужан,

Эхилһэн һайхан хэрэгтнэй,

Энхэ сарюун бүтүүжэн!

Залгаа олон жэлнүүдтэ

Заяатайхан ябагты,

Үлгэн һайхан тоонтоһоо

Үргэмжэтэйхэн ябагты!

 

Танай Хоца Намсараевай нэрэмжэтэ Буряадай гүрэнэй

академическа драмын театр, 2019 оной мартын 19

comments powered by HyperComments