Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
05
апреля
Памяти Майдари Хайдаповича Жапхандаева... Воспоминание народной артистки России Ларисы Егоровой

8 апреля в 17:00 в Буряад театре состоится концерт памяти народного артиста России, лауреата государственной премии Бурятии.

…О Майдари писать и легко, и непросто…Легко потому, что он был талантлив и сыграл очень много ролей в пьесах разных авторов. А непросто потому, что по характеру он был неоднозначный, порой резкий, местами даже грубоватый. Но он всегда на все имел свою мнение, ни под кого не подстраивался и умел до конца отстаивать свою точку зрения.

Оглянувшись назад, я вспоминаю, как много раз мы были партнерами в спектаклях: Федор - Нила Снижко, Сиддхартха –Камала, Дай Хун тайжа – Бальжин хатан, Глумов - Мамаева, Маслин – Маслина, Толгонай и Суванкул... Ему больше удавались социальные роли. Басистый голос сочетался с прекрасными внешними данными. Его искристые хитровато-лукавые глаза выдавали в нем человека с большим юмором.

Так уж случилось ,что мы проживали с ним в одном доме и после спектаклей, возвращаясь домой, мы много разговаривали о жизни, о людях, о нашей профессии … Он много читал, писал стихи… Никто и не подумал бы, что Майдари, будучи таким суровым и немногословным на вид, в душе такой глубокий, порой даже романтичный…

Вспоминаю то время , когда в 1969 году, закончив театральный институт, молодые выпускники приехали из Ленинграда. Красивые , уверенные в себе, повидавшие в северной столице многое, они привезли дипломные спектакли и концертную программу, которые с большим восторгом принимались нашим зрителем. Как сейчас, стоит перед глазами венгерский танец, который исполняли Елбонов Миша, Майдари и Хэшэгто Мункуев. Майдари - подтянутый, стройный, сдержанный и очень музыкальный…Вечером , после представления, их всегда ожидали толпы поклонниц, жаждущих познакомиться с ними. Ну, а потом , гастроли по нашей Бурятии, где их ожидали гостеприимные сельчане. Мы с Мартой Зориктуевой, в то время проработавшие в театре 2 года, очень быстро и органично влились в их концертную программу и весело объездили всю нашу республику вдоль и поперек, буквально выходя из-за печки в красных уголках на сенокосных станах, на молочно - товарных фермах. То было прекрасное , беззаботное время…

Первая роль , заслужившая много похвал со стороны критиков в Ленинграде на фестивале национальной драматургии, в партнерстве с Людмилой Дугаровой в спектакле Чингиза Айтматова «Тополек мой в красной косынке» дала старт для других, более значимых его ролей.

Это - Прометей в спектакле Мустай Карима «Не бросай огонь, Прометей!», где ради земной девушки Агазии, роль которой играла я, он спускается на землю, принося людям огонь, рискует навлечь на себя гнев бога Зевса! В этой роли он раскрывается, как эпический актер . К такого плана ролям можно отнести и Сиддхартху из спектакля «Сиддхартха» Гессе, Маслин из спектакля Анатолия Софронова «Власть», который мы привезли в Москву на декаду бурятского искусства, где сам автор был в восторге от роли Маслина в исполнении Майдари . О его ролях много писала доктор-искусствовед Валентина Цыреновна Найдакова в своих монографиях. Очень интересным получился у него образ Федора в спектакле Афанасия Салынского «Барабанщица». С этим спектаклем мы объездили всю республику и далеко за ее пределами. Нам рукоплескали и в Москве, и в Калмыкии , и в Улан-Баторе…

Кроме актерского таланта , в нем прекрасно сочетались организаторские способности, умение убеждать, доказывать свою правоту. В годы председательства Союза Театральных Деятелей он добился строительства жилого дома для членов союза, мог входить в любые чиновничьи двери, так как был очень известен в высших кругах. До сих пор те актеры, которые получили в этом доме квартиры, вспоминают его добрым словом. И настало время , когда он возглавил наш театр. Это было тяжелое время перемен, перестройки, безденежья… Не каждый бы решился на такой шаг, но у него хватило мужества и решимости стать во главе такого большого коллектива, где каждый актер требовал к себе индивидуального подхода. Позднее при театре он создает с нуля цирковую школу. Пригласив монгольских педагогов, он набирает молодых ребят, не имевших специального образования, которые начинают овладевать цирковым искусством. Монгольский педагог Сэлэнгэ упорно и настойчиво готовит группу гуттаперчевых девочек, которые по сей день прославляют нашу Бурятию далеко за ее пределами.

Конечно, новое дело никогда не бывает без издержек. Многие судачили, по-разному интерпретировали его деятельность, даже и сейчас порой забывают, что цирк - это полнокровное детище нашего Майдари!

Он многое мог бы сделать еще для искусства Бурятии , если бы судьба не распорядилась иначе…

Но жива наша память, а значит - Он с нами!