Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
Ольга Ранжилова: «Это я считаю знаком судьбы…»
07
февраля
Ольга Ранжилова: «Это я считаю знаком судьбы…»
Режиссеры говорят, что ее голос идет из сердца. Любимая зрителями актриса Государственного Бурятского Академического театра драмы Ольга Ранжилова мгновенно перевоплощается на сцене, всегда сохраняя свой особый «серебряный» почерк.

О детстве или Мечта без права на реализацию

Она, действительно, очень красиво разговаривает, независимо от того, кого играет – уморительную старушку в комическом спектакле или нежную героиню трагедии. Но говоря на русском или литературном бурятском языке, думать Ольга Ранжилова продолжает на своем родном сартульском диалекте.

Будущая актриса выросла в небольшом селе Алцак Джидинского района, окруженного священными горами. Признается, что до сих пор черпает силы в родной земле, и ездит на родину при любой возможности.

- Как только появляется время, я еду на родину, где, кажется,  все меня оберегает, дает силы, – говорит актриса.

Ее мама одна воспитывала троих детей, работая ветеринаром. Помогали дедушка и бабушка.

- Это счастливое время я часто теперь вспоминаю. Маме постоянно приходилось выезжать в отдаленные гурты. Она сажала меня  за спиной, и мы вместе ехали верхом на лошади. Я была - мамин «хвостик». Каждый вечер доярки сдавали молоко, которое сливали в «бассейн», потом приезжал желтый молоковоз и забирал молоко, в котором мне всегда хотелось искупаться…

Ее детство пришлось на 90-е годы, потому она отлично помнит лишения тех лет.

- Помню, не было ничего, кроме муки, да и та была такого качества, что хлеб не пропекался, и мы ели только корочку. И не было ничего вкуснее шоколадного маргарина, который изредка привозили из города…

С детства она умеет все – и корову доить, и дрова рубить, и сено косить. Но всегда тихо мечтала о сцене. Так тихо, что даже в мыслях не могла в это поверить. Это была мечта без права на реализацию.

 

Случайности не случайны

Когда пришло время поступать, мама дочь не ограничивала.

- Мама сама когда-то мечтала стать музыкантом, но ее родители настояли на выборе профессии ветеринара. У меня ведь дедушка был ветеринар, – вспоминает актриса.

Дедушка с бабушкой видели во внучке врача или педагога, потому о своем намерении поступать в театральный институт внучка и ее мама старикам не сказали.

- Это чистое совпадение, что в 2006 году был набор в бурятскую студию Санкт-Петербургской Государственной академии театрального искусства на курс Арвида Михайловича Зеланда…

О наборе будущая актриса случайно узнала из газеты и вместе с мамой приехала в Улан-Удэ поступать.

 

Ливень судьбы

Улан-Удэ казался ей огромным городом, в котором можно легко заблудиться.

- Я выучила один маршрут: от «Саян» до театра и ожидала своей очереди в числе таких же абитуриентов.

Вспоминая себя, смеется:

- Я была очень закомплексованной и только на школьной сцене забывала о своих страхах. Боялась всего и в этом своем полуиспуге поехала поступать..

Во время первого тура, ожидая, пока до нее дойдет очередь, абитуриентка Ранжилова так волновалась, что к моменту, когда нужно было выходить читать стихотворение, не могла думать ни о чем, кроме как об остром желании пойти в туалет. Но отпроситься было страшно и пришлось выходить перед комиссией.

- Настроя читать стихи у меня не было никакого. И тут случилось то, что теперь я считаю знаком судьбы – пошел сильный ливень. Стало так шумно, что мастер предложил приостановить просмотр, объявив перерыв на 30 минут.

После перерыва Ольга прочла стихи, думая только о них.

- Если бы не этот ливень, то не знаю, может быть, все сложилось бы совсем по-другому, – задумчиво улыбается актриса.

 

Первое испытание

Узнав, что внучка поступила на артистку, да еще будет учиться в далеком большом Петербурге, дедушка с бабушкой испугались и отпускать не хотели. И, действительно, прекрасный и величественный город встретил Ольгу испытанием. В самом начале учебы, в сентябре по дороге в общежитие ее сбила машина… Многие тогда сомневались, в том, что она продолжит учебу. Но по истечении полугода студентка полностью восстановилась. Успешно окончив первый курс, к радости бабушки и дедушки вернулась в родной Алцак живой и здоровой. Летом косила сено, потому в Петербург вернулась «черной» от солнца. В армреслинге ей не было равных на всем курсе. Вспоминать об этом хрупкой актрисе смешно и сегодня.

Знала ли тогдашняя студентка, что скрывается за блеском профессии артиста?

- Об этом я серьезно задумалась на первом курсе… Но нам очень повезло с мастером и преподавателями.  Арвид Михайлович говорил нам: «Каждым своим выходом на сцену, вы должны доказывать, что вы достойны».

И это она помнит всегда.

О партнерстве и ролях

Сегодня она играет много главных ролей, но говорит, что любые роли ей в радость. И еще, говорит, это особый драйв – чувствовать, что группа действует на одном дыхании.

- Главные роли – это всегда волнение и большая ответственность. Но для меня очень важно быть в контакте с партнером и быть единым организмом со всей труппой, – говорит Ольга.

Пышка-Джульетта

У каждого артиста должны быть этапные роли, которые дают возможность поднять планку. Такими ролями, по мнению критиков, для актрисы стали Элизабет в «Пышке», затем – Джульетта. После этого ее стали называть ведущей актрисой театра. От этого титула она до сих пор отмахивается.

- Мне неудобно принимать комплименты, хотя мне не раз говорили: «Ты просто прими это и скажи спасибо!»

Ей нравятся острохарактерные роли. В спектакле «Убгэд+Хугшэд» она перевоплощается в старушку  практически без грима.

- Мой персонаж – бабушка Пылжид живет на сцене шестой год и уже стала мне родной, – смеясь, говорит Ольга Ранжилова.

Говорят, когда она впервые появилась на сцене в этой роли, ее не узнали не только зрители, но даже некоторые коллеги. Одна зрительница сочувственно спросила: «Как с такими кривыми ногами приняли актрису? Трудно, наверное, ей приходится» И очень жалела ее. Но дело в том, что у актрисы Ранжиловой ноги совершенно прямые.

Бабушка Пылжид заслужила любовь зрителей.

- На протяжении спектакля мы, актеры, чувствуем реакцию зала… Это трудно объяснить. Может быть, об этом говорит нам его дыхание… И, конечно, аплодисменты, – делится актриса.

Об обидах и школе жизни

- В детстве, если меня куда-то не брали, я плакала от обиды. Пожалуй, положение стало исправляться только во время учебы в Санкт-Петербурге, которая стала для меня школой жизни.

Поначалу на некоторые замечания преподавателей она реагировала болезненно.

- Я могла переживать об этом три дня. Со временем я научилась менять отношение к замечаниям, и тогда появился совсем другой настрой: появилась черта радоваться им. Теперь иногда ловлю себя на мысли, что жду замечаний, хочу их.

О счастье

Сегодня Ольга Ранжилова готовится к материнству.

- Мне кажется, это сильно отражается на нашем с вами разговоре, – смеется она. Я сейчас, наверное, и по характеру и внешне напоминаю вам плюшку!

Говорит, что поэтому сейчас так часто вспоминает свое счастливое детство.

- Горячая лепешка со сметаной, походы за ягодами – земляникой, голубикой – вот, что приходит мне в голову первым, когда у меня спрашивают про счастье!

Она до сих пор поражается силе своей мамы, которая воспитывая детей одна, всегда верила, что даст детям высшее образование, притом то, которое они выберут сами.

- Так получилось, что все мы втроем ушли в искусство: брат стал художником, сестра – хореографом, а я – актрисой.

Кто-то из родственников тогда махнул рукой, мол, пропали мечты стариков о серьезной профессии для внуков. Но сегодня каждый из них чувствует себя на своем месте, и это Ольга Ранжилова считает главным.

Актерство для нее – это даже не работа и не карьера, а любимое дело, интересный проект. По мнению Ольги, совместить материнство и любимое дело не только возможно, но даже наоборот материнство может открыть ей новые грани.

- Материнство – это сила, которую я хочу обрести. И это будет новый этап моей жизни, – говорит она как всегда мягко, но решительно. И в голосе  ее чувствуется…нет, не сталь – серебро.

Диляра Батудаева, «Номер Один»