Версия для слабовидящих
Обычная версия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы с 10:00 до 18:30, перерыв с 14:30 до 15:00, без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
12
ноября
О чем шепчут камни

На минувшей неделе Бурятский театр драмы им. Хоца Намсараева представил на суд зрителей очередную премьеру - спектакль «Шэнхинүүр шулуунууд» (Поющие камни), созданный на основе пьесы «Шойжид» известного исследователя истории и культуры монгольских народов Базара Барадина.

Этот масштабный театральный эксперимент – попытка на фоне глобализации, охватившей весь мир, осознать: кем мы были и кто мы есть теперь. Сегодня нам очень важны ценностные ориентиры, вера, мораль - это ключи к познанию самих себя, нашего национального менталитета, мышления и поведения.

Современная интерпретация исторических событий 200-летней давности в спектакле преподнесена в совершенно новой форме, здесь нет определенного сюжета, следования тексту. Актеры рассказывают о своей экспедиции в Хоринский район, в места связанные с именами тайши Дамба-Дугара Иринцеева (1768–1804) и Шойжид-хатан – в живописную долину, где располагается улус Алан и течет речка Анаа. Не всякий зритель знает, какими свершениями вписал себя в анналы истории хоринский тайша, но, думается, захочет больше узнать о подлинных фактах биографии этой исторической личности. Мы лишь сообщим, что его тридцатилетнее правление было настолько плодотворно, что весть о бурятах достигала европейских стран. За свои заслуги тайшаа Иринцеев был удостоен высокого ранга надворного советника.

В своей летней экспедиции, предпринятой чтобы глубже погрузиться в тему, бурдрамовцы посетили Анинский дацан, побывали на месте, где тайша собрал по камню с одиннадцати хоринских обоо. Повествование актеров будоражит воображение, рассказанное об увиденном представляется как потрясающее представление в театре под открытым небом в конкретной исторической местности, где бродят духи предков. Какие знаки способны давать мистические явления природы, свидетелями которых стали участники экспедиции, о чем шептали им травы, птицы, камни? Наверняка отголоски пережитого, прочувствованного там нашли отражение в этом большом театральном полотне.

День сегодняшний переплетается с далеким прошлым, актеры, которые только что делились собственными переживаниями, уже в следующий миг оказываются персонажами давно ушедших времен. В спектакле все очень метафорично, в нем много поэтического, песенного, на размышление зрителю то и дело вкрапляются пословицы и поговорки, вековая мудрость которых проверена не одним поколением. Отголоски преданий и легенд, древних обычаев и обрядов украшают действо. Несмотря на то, что в спектакле нет сюжетной линии, в нем много движения и пластики в постановке известного талантливого балетмейстера-постановщика из Санкт-Петербурга Петра Базарона. В оформлении спектакля немало интересных находок, использовано выразительных средств.

Этот спектакль преподносят как историю непростой любви великого хоринского тайши Дамба - Дугара Иринцеева и молодой шестнадцатилетней шаманки Шойжид-хатан. Шойжид родом из Тугнуя, ставшая второй женой тайши в 16 лет, была племянницей его первой супруги Бумбэри Хатан. В документах канцелярии Иркутской губернии называют ее надворной советницей Шойжет Годохиевой. Не по своей вине не имевшая возможности родить ребенка, она усыновила родного племянника мужа Жигжита, который впоследствии стал главным тайшой Хоринской степной думы.

Монгольские народы характеризует замечательное символическое мышление. «Шэнхинүүр шулуунууд» как раз и пробуждает в зрителе это качество наших предков, которое мы не должны дать утратить нашей молодежи. Оно было при обращении друг к другу, при определенных действиях человека, событиях жизни, как бы определяя правила и запреты. Создателям спектакля, кажется, удалось ввести зрителя в определенную задумчивость, заставить вести свой внутренний разговор, размышления, настроить на философский лад. Во всяком случае ощущалось некое магическое и мистическое влияние. Даже финал спектакля не сразу вернул зрителей в действительность.

На премьеру в Буряад театр приехало много зрителей из Хоринского района. Интерес к спектаклю «Шэнхинүүр шулуунууд» (Поющие камни) проявили разные люди, ученые, творческая интеллигенция. Перед спектаклем в театр пришли потомки хоринского тайши Иринцеева и принесли показать принадлежавшую ему старинную печать, тем самым благословив предстоящее действо. Среди зрителей присутствовал руководитель религиозной организации шаманов «Тэнгэри» зариин-боо Баир Цырендоржиев.

Актеров и постановщиков спектакля после спектакля приветствовали глава Хоринского района Юрий Ширабдоржиев, ширээтэ Анинского дацана Легцок лама (В бурятских исторических летописях сообщается, что Анинский дацан возник как небольшой семейный молитвенный дом хоринского тайши Дамба-Дугара Иринцеева, который построил его на собственные средства). Они были удовлетворены увиденным на сцене и подарили двух барашков-буубэй театру.

Спектакль, в котором были затронуты темы возрождения исконных воззрений, возвращения забытых имен известных бурятских деятелей прошлых веков, дает новую мотивацию к разного рода свершениям. Так, возможно, в долине речки Алан появятся недостающие камни и будут свидетельствовать о единении народа, потянутся к своим истокам люди, чтобы зарядиться энергией, обрести новые знания и силы.

Автор: Серафима Очирова

comments powered by HyperComments