Версия для слабовидящих
Обычная версия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
К 75 –летию со дня рождения Нины Токуреновой,  народной артистки России
23
января
К 75 –летию со дня рождения Нины Токуреновой, народной артистки России

Звания и регалии:

1976 год – «Заслуженная артистка Республики Бурятия»

1981 год – «Народная артистка Республики Бурятия»

1987 год - Нагрудный знак «Отличник культуры СССР

1994 год – «Заслуженная артистка Российской Федерации»

1995 год - Лауреат Государственной премии  Республики Бурятия

2002 год – «Заслуженный работник культуры Монголии»

2003 год – «Народная артистка Российской Федерации»

   Нина Гармаевна Токуренова, одна из ведущих актрис, имя которой широко известно в республике, зрителям России и Монголии. Родилась 24 января 1946 года. Уроженка далекой горной Оки,  в  19 лет окончила режиссерский факультет института культуры г. Улан-Удэ (ныне ВСГАКИ).  Дипломный спектакль «Соелма, Баташулуун» по пьесе Чойжинима Генинова, поставленный в Барагханском народном театре,  на всесоюзном конкурсе в  Красноярске и  на республиканском конкурсе  занял первое место.

   В  1967 году была принята в бурятский театр, сразу была введена на роли основного репертуара.  Почти  50 лет творческая судьба Нины Гармаевны была связана с театром, сыграно более 140 ролей.   Первой большой ролью была  роль Должод в спектакле  «Сэрэмпэл» по  Х. Намсараеву  в постановке Буянто Григорьевича Аюшина.  К особо значимым ролям относятся красавица Оливия в «Двенадцатой ночи» В.Шекспира, богиня Гера в «Не бросай огонь, Прометей!», Юленька в «Доходном месте» А.Островского и многие другие.

  Коронной стала всем известная ее Пяглай в «Будамшуу» Ц.Шагжина. За эту роль Нина Гармаевна удостоена звания Лауреата Государственной премии Бурятии. Первой исполнительницей этой роли в 50-60-е годы была знаменитая Найдан Гендунова, после такой великолепной исполнительницы трудно было найти новое прочтение роли. Токуреновой удалось удивить зрителя новизной и оригинальностью трактовки, актриса роль «повернула» на себя, на свой еще молодой возраст и сделала все возможное, чтобы быть кокетливой, поющей, танцующей и даже обольстительной. Нина Гармаевна была удостоена именной премии Найдан Гендуновой, учрежденной администрацией Джидинского района. Известный московский  критик Андрей Караулов отозвался что «это выдающееся исполнение роли актрисой».

   Другая работа Нины Гармаевны – роль роли царицы  Зэлмэ хатан  в спектакле «Бальжан хатан» Доржи Эрдынеева была особо отмечена другим  московским критиком Николаем Жегиным - «за глубокое проникновение в суть этого сложного образа, за создание богатой театральной ткани». В исполнении Токуреновой  интерпретация этого образа - с одной стороны родовитая аристократка, умная, сильная личность с утонченными манерами, возвышенными чувствами, с другой - жестокая, коварная, изломанная жизнью женщина, расставляющая сети врагам своим, и сама же попадающая в эти силки.

   Национальным колоритом и духом, особой пластикой наполнен образ свахи Сэндуухэй в спектакле «Болдой, сын Толдоя» в постановке Соднома Хажитова. При создании этого образа  проявились прекрасные вокальные возможности актрисы. К фольклорным образам, созданным  Ниной Токуреновой, относится и толстая, капризная Обоодой - жена богача Орбондоя (заслуженный артист России Олег Бабуев) в спектакле «Амиды зула» по пьесе Доржи Сультимова. В исполнении Нины Токуреновой роль доведена до гротеска, по жанру это роль – бурлеск.

 Особое значение имеет в творчестве Нины Токуреновой тема Матери.

  Неизбежны слезы сострадания к матери  из моноспектакля  «Эхын дуудалга», написанном Балданом Ябжановым специально для Нины Токуреновой. Редкий случай, когда на конкретное исполнение пишется пьеса, ставится спектакль. Это говорит о признании творческого потенциала, силы актера, о вере в нее как мастера. Все дальше уходит от нас война. Материнская тоска и печаль по погибшим сыновьям постоянно живет в сердце 97-летней Долгор хүгшэн.  И настолько сильна и глубока душевная рана, что Долгор уходит из дому на «последнюю» встречу с ними на свое родовое тоонто. Благодаря усилию души матери «приходят» сыновья в родной дом, чтобы повести неторопливый разговор о своих судьбах на войне.

  Актриса с честью оправдала доверие драматурга, сумела передать зрителям свое восхищение этой простой и мудрой женщиной, которая, несмотря на трагические обстоятельства своей жизни, сохранила душевную теплоту, веру в конечную и обязательную справедливость жизни. Это был спектакль-размышление о единстве прошлого и настоящего – помнить о тех, кто отдал свою жизнь за всех нас.

   Еще одна драматическая роль, в которой как считает актриса, она играла судьбу своей матери – образ Долгор, редкостный персонаж во всей бурятской драматургии в спектакле «Тохеолгон» Бато-Мунко Пурбуева. Создавая эту роль, Токуренова сумела раскрыть силу и характер героини, ставший классикой монолог Долгор актриса произносила с такой накопившейся горечью и протестом, что зал каждый раз взрывался аплодисментами.

  Среди множества своих ролей Нина Гармаевна особо выделяет эпическую роль матери Творца Вселенной Чингисхана Оэлун хатан. Спектакль, удостоенный Государственной премии Бурятии, в разные годы включали в гастрольные и фестивальные программы театра, проходившие в Монголии, Якутске, Хакасии, Иркутске, Чите.

  К 60 –летию победы в 2005 году состоялась премьера спектакля «Япон Долгор» Баира Эрдынеева. Роль переводчицы Эржэны в молодости сыграла народная артистка Бурятии Должин Тангатова, Нина Токуренова – Эржэну в пожилом возрасте. Сотрудник НКВД, интеллигентка, рискуя своей жизнью и карьерой, совершает немыслимый для нее поступок, чтобы дать страдающему человеку счастье.

   Большое место в творческом багаже Нины Гармаевны занимали сольные концертные бенефисные программы  «Вас приглашает Нина Токуренова» и «Ее величество – актриса», сценическая композиция по повести С.Алексиевич «У войны не женское лицо», «Женские судьбы», инсценировка «Мой маленький верблюжонок» по Ч.Айтматову.

   Ни один юбилей, ни один большой театрализованный праздник в театре не проходил без участия Нины Гармаевны – она автор и режиссер более 20 сценариев театрализованных шоу «Сагаалган», юбилейных мероприятий и новогодних представлений. Автор сценария,  режиссер – постановщик и участник действ поэтического вечера, посвященного 80- летию Шагдара Дашиевича Байминова, «Великий Шарлай горной Оки», «Сказание о шэнэхэнских бурятах». Ее перу принадлежат многочисленные публикации творческих портретов мастеров бурятской сцены в местных и центральных изданиях.

   На своей малой родине – в  Орликском народном театре осуществила постановки музыкального спектакля «Болдой, сын Толдоя» по пьесе Бато-Мунко Пурбуева, «Дуранай хүсэн» по пьесе Цырегмы Сампиловой.  Окинцы выезжали  с этими спектаклями на Всероссийский фестиваль  любительских театров  в Омск, Челябинск, удостоены  лауреатских дипломов и других наград.

  Все сыгранные роли, написанные и поставленные сценарии, свидетельствуют о  необыкновенно широком творческом диапазоне, вобравшем в себя и трагические,  драматические и комические начала.  Нине Токуреновой, одной из немногих актрис Бурятского театра, удавалось сохранить в своем творчестве национальный дух и колорит. Свидетельством тому слова истинных театралов и благодарных зрителей: «Нина Токуренова - наша национальная, истинно народная актриса» и они шли  на спектакли с ее участием как на спектакли подлинного мастера Бурятской сцены.

Валентина Бабуева, заведующая музеем Бурятского академического  театра драмы имени Хоца Намсараева, заслуженный работник культуры РФ, кандидат культурологии.


Фотоотчет

comments powered by HyperComments