Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
Баярма Жалцанова: «Приходите  на нас посмотреть…»
18
октября
Баярма Жалцанова: «Приходите на нас посмотреть…»

Бурятский театр драмы готовится к очередной премьере. На этот раз актеры Буряад театра порадуют своего зрителя постановкой одной из самых парадоксальных театральных историй России, пьесы Надежды Птушкиной «Пока она умирала…». Премьера состоится 21 и 22 октября, и будет приурочена к юбилею Заслуженной артистки России Должин Тангатовой. О парадоксальности грядущей премьеры нам поведала режиссер спектакля Баярма Жалцанова.

- Баярма Владимировна, есть мнение что пьеса «Пока она умирала» - одно из самых парадоксальных явлений в современной российской драматургии. А как вы думаете, в чем именно заключается ее парадоксальность?

- Наверное, в том, что эта пьеса не совсем «сценическая», если можно так сказать, на первый взгляд кажется не очень выразительной.  Но при этом, имеет очень богатую постановочную историю. Написана пьеса в 1995 году, и почти всегда ее первично предлагали сами актеры.

Дальше больше, читаем воспоминания Надежды Михайловны Птушкиной, и видим, что критики, режиссеры и руководство театров эту пьесу нещадно браковали, актеры напротив, страстно ее желали, а в итоге спектакли по этой пьесе собирали порою невиданные аншлаги, причем в течение многих лет?!

- Разве такое может быть?

- С чего начинается пьеса? Таня, одинокая женщина, читает больной маме Диккенса. Боже! Причем здесь Диккенс? И я тоже поначалу попалась на эту «удочку»! Когда Должин предложила ее мне для постановки, я так ей и сказала. Зачем тебе эта старая история?!

Но затем мы решили, что возможно  сейчас, именно такая постановка нужна нашему зрителю. Очень жизненная, простая история о любви к матери, о сострадании, доброте. И при всей простоте, в ней много секретов, сюрпризов, много вопросов, на которые невозможно получить однозначные ответы.

- Как случилось так, что эта пьеса готовится к постановке на сцене Бурятского театра драмы?

- Пьесу выбрала для своего бенефиса Должин Тангатова, Заслуженная артистка России. Кстати, любопытно и то, что эту пьесу как правило, ставили в рамках бенефисов. Я думаю, такая постановка на сцене Бурятского театра драмы будет очень кстати. «Пока она умирала» это и водевиль, и мелодрама, и драма с элементами комедии, в общем, очень простая история с неожиданными поворотами.

 

- Насколько мне известно, Надежда Михайловна весьма принципиально относится к вопросам о смене названия пьесы и подбора ролей? Пришлось учесть ее пожелания?

- Мы знали, что Надежда Михайловна очень внимательно отслеживает истории постановок по своим пьесам. И это накладывало некоторые опасения, ведь к пьесе «Пока она умирала» у нее особенно трепетное отношение. Мы читали о скандальной истории, когда драматург запретил выходить на зрителя, хотя спектакль был готов и даже афиши уже висели.

А у нас первым к этой пьесе обратился режиссер Владимир Ильич Кондратьев, он сам сделал перевод, готовил постановку в Монголии под названием «Ухэхын хоорондо».

Мы списались с Надеждой Михайловной, и она сама предложила нам несколько вариантов названий. В итоге мы остановились на варианте “Эжыетнай эрьенгээ...”

В целом можно сказать, что драматург нас благославила, пожелала успехов и выставила на своем сайте бурятский перевод пьесы.

 

-  Как вы думаете, о чем эта история? Либо же, о чем вы, как режиссер, намереваетесь через эту историю поведать?

- Я думаю, любой человек, что придет на премьеру, увидит в ней что-то свое. Представьте себе, четыре главных героя, четыре абсолютно разных человека, и каждый из них по-своему одинок?! А жизнь конечна – это априори.  Каждая встреча, так или иначе, заканчивается расставанием. Но прелесть этой истории в том, что имея множество вопросов, она дает ответ на один ключевой вопрос «что нам мешает быть счастливыми?»  Счастье в наших руках и умах. И опять же, видимо, поэтому в спектакле должны играть мастера сцены. Тут мало таланта и хорошей академической базы. Тут нужен жизненный опыт. Возраст исполнителей имеет большое значение.

Был нюанс, который меня поначалу настораживал. Роли Татьяны и Игоря исполняет семейная пара, Должин Тангатова и Зоригто Ринчинов. Я всегда сопротивляюсь тому, чтобы «в любовь играли» супруги, но в театре не так много актеров данноговозраста и я пошла на компромисс.  Опыта, как актерского, так и жизненного им не занимать, и в профессиональном плане этот спектакль станет для них очередной планкой, которую нужно достойно преодолеть.

К слову о команде. Замечательно вписывается в роль Софьи Ивановны яркая, заразительная Дарима Сангажапова, Заслуженная артистка России. В роли Дины будет «фонтанировать» Дарима Гылыкова. В постановочной команде работает и предлагает очень интересные решения молодой московский театральный художник Анна Бубнова . В общем, работа кипит, приходите на нас посмотреть 21 и 22 октября, на сцене Бурятского театра драмы.

 

Беседовал Болот Ширибазаров