Министерство культуры Республики Бурятия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
Айгиз Баймухаметов о спектакле
10
мая
Айгиз Баймухаметов о спектакле "Аба эжын ургынууд"

14 апреля, в Буряад театре с успехом состоялась премьера спектакля «Аба эжын ургынууд» по повести башкирского писателя Айгиза Баймухаметова «Не оставляй, мама». Повесть переведена на восемь языков и теперь она звучит на бурятском языке. Великолепный художественный перевод на бурятский язык осуществила заслуженная артистка Республики Бурятия Дабацу Юндунова. Специально на премьеру спектакля из Башкортостана приехал сам автор Айгиз Баймухаметов.

 

- Айгиз, мы очень рады снова видеть вас в нашем театре! В первый раз вы были здесь в сентябре прошлого года на Международном фестивале национальных театров «Алтан Сэргэ», и вот вы снова здесь, расскажите о своих впечатлениях от фестиваля, от нашего города и зрителей, что вы ожидаете от премьеры?

- Фестиваль «Алтан Сэргэ» прошел на очень высоком уровне, он собрал не только российские театры, но и зарубежные, это такое значимое мероприятие, которое объединяет, сближает и налаживает дружеские связи между людьми и коллективами, дает направление, куда двигаться дальше.
Мне нравится приезжать к вам, нравится ваше простодушие, искренность и гостеприимность. У нас с бурятами очень много общего, не только по антропологическим параметрам, но и по менталитету. Мне здесь очень комфортно. В первый приезд в Бурятию нас повезли на Байкал, тогда я бросил в озеро монетку с пожеланием вернуться сюда еще раз. И вот прошло несколько месяцев и так случилось, что я снова оказался здесь, чему очень рад.

- Вы когда-нибудь раньше что-то слышали о бурятах, о бурятской культуре, искусстве?

- Конечно, живя в одной стране, ты кое-что знаешь о других народах, которые ее населяют, но не очень много. Единственный раз, когда я впервые услышал о бурятах, вернее они стали как то ближе и понятнее для меня, когда мой зять, муж старшей сестры вернулся из Улан-Удэ, где он проходил воинскую службу. Вот тогда он нам показал, как приготовить национальные бурятские блюда.
В советское время народы больше могли общаться, проводили Дни культуры республик, где коллективы могли обменяться опытом, почерпнуть для себя что-то новое. Сейчас, к сожалению, все это угасло, поэтому я был очень рад, что Буряад театр пригласил нашего режиссера поставить у себя спектакль, ведь это хороший повод для укрепления культурных связей между двумя братскими республиками. Еще в прошлый раз я заметил у вас много талантливых режиссеров, поэтому было бы очень хорошо, если бы ваш бурятский режиссер приехал в Башкортостан и поставил у нас произведение замечательного бурятского драматурга, тогда наши связи стали бы еще крепче, мы бы стали больше знать друг о друге.

- Айгиз, что для вас национальный театр, как вы думаете, какой у него должен быть репертуар?

- Мне кажется, что национальный театр должен ставить спектакли по произведениям своих драматургов, но, тем не менее, он не должен этим ограничиваться. В его репертуаре должны быть три составляющие: национальная, российская и мировая драматургия. А вообще я думаю, что народ, у которого есть свой театр, тем более академический театр - это счастливый народ. Национальный театр несет много функций, например, сохранение языка и культуры, да и вообще люди должны гордиться тем, что у них есть свой театр. Вот, например, приезжает ко мне гость, который живет за пределами республики и России в целом, я считаю за честь сводить его в Башкирский драматический театр, и даже если он не понимает языка, то хоть через синхронный перевод человек может вникнуть в культурную среду, почувствовать ее дыхание, атмосферу. Я считаю, что пока жив национальный театр, жив и народ.

- Давайте поговорим о спектакле. Его сюжет основан на вашей автобиографической истории и затрагивает очень важную и актуальную тему сиротства. В конце 80-х годах на экраны вышел документальный фильм «Край без сирот», в котором говорилось о том, что у бурят никогда не было такого понятия как сиротство, что детей, оставшихся без родителей, всегда усыновляли родственники и соплеменники. Я думаю, что и у башкир, которые также как и буряты вели кочевой образ жизни, существовала традиция усыновления. Как вы думаете, почему сейчас возникла такая проблема? И как ее можно решить? Что должно сделать государство, чтобы искоренить эту проблему? Вы, как человек, который прошел детдом, какие вы видите пути для того, чтобы решить этот вопрос?

- Да, действительно, у нас также не было сирот, также существовала традиция усыновления. Но сейчас другое время и эта проблема существует не только у нас или у вас, она повсеместна. Не знаю, то ли равнодушие охватывает людей, то ли взгляды меняются. Сиротство становится масштабным и не от того, что умирает много людей и дети становятся сиротами, появилась большая проблема социального сиротства при живых родителях. И с этим бороться нелегко. Когда писал книгу, я специально не указывал национальность героев, потому что это проблема не национальная, а общечеловеческая. Я просто писал о том, что знаю, мне хотелось рассказать об этом, я не имел права держать это в себе. И я очень рад, что книга получила большой резонанс. Об этом много говорили и писали, я получал много писем, увеличилось количество усыновлений детей из детских домов и мне, как писателю, было очень приятно, что я своим произведением смог хоть что-то сделать. Очень надеюсь, что та постановка, которую ставит Ильсур Казакбаев на сцене Буряад театра, заденет какие-то струны в душах людей, оставит их неравнодушными и это главная цель произведения и театральной постановки. Я знаю, что в Башдрамтеатре этот спектакль идет с большим успехом, билеты на премьеру были раскуплены за месяц вперед, поэтому я думаю, что и здесь он также найдет своего зрителя.
Что касается вопроса о том, какие я вижу пути решения проблемы, то тут хотелось бы сказать, что самое главное это то, что в стране должно быть благополучие, чем лучше люди будут жить, тем меньше будет таких проблем. Почему люди спиваются? Потому что нет работы, а спившись, они могут совершить преступления и оказаться в тюрьме, а их дети, которым некуда идти и негде жить идут теми же стопами, что и их родители. Но есть и другая сторона, есть люди, которые стремятся к чему-то большему, которые понимают, что так жить нельзя и они меняют свою жизнь в правильное русло. Поэтому я считаю, что выход из этой ситуации один – создание благополучного образа жизни со стороны государства и желание стремиться к лучшему со стороны самого человека.

- Вы решили изменить свою жизнь к лучшему и для этого поступили в университет?

- Будучи воспитанником детского дома, я мечтал о том, что пойду учиться в университет. После выпуска из детдома меня привезли в центр города и оставили там с мешком из под сахара, в котором лежали мои вещи, документы, два килограмма крупы и сахара, в руках я держал вешалку с костюмом, а в кармане у меня было 500 рублей. Вот так я и пошел поступать в университет. Конкурс был очень большой, однако я все-таки поступил на факультет филологии и журналистики.

- У вас должно быть были определенные льготы при поступлении?

- Если я сирота, это еще не значит, что я должен беспрепятственно поступить в главный университет республики. Были такие же льготники, как и я и если бы я сдал все предметы хуже этого льготника, то я бы конечно не поступил. У меня было очень сильное стремление поступить, были свои цели.

- Не секрет, что большая часть бывших воспитанников детских домов как то не могут правильно обустроить свою жизнь, идут по наклонной, а как вам удалось этого избежать?

- Все зависит от той среды, в которой оказался человек. Мне повезло, я попал в университетскую среду, где работают известные ученые, много общался с ними. Вообще университет очень хорошо воспитывает, человек уже не может разговаривать со сверстниками нехорошими словами, он одевается уже по-другому, ведет себя иначе. И такое воспитание входит в привычку. Те же, кто не поступил в университет, начинают «кучковаться» вместе, как то детдомовцы всегда тянутся друг к другу, наверно, потому что говорят на одном языке, понимают и чувствуют друг друга и им комфортно. Бывает, что случаются несчастные случаи, драки, преступления, которые ломают их жизнь. Существует официальная статистика, примерно 30 процентов спиваются, 10 процентов совершают суицид, какое то количество процентов попадают в тюрьму, а вот, люди, которые стали хорошо жить составляют всего 10-20 процентов из общего числа.

- Над чем вы сейчас работаете? Какие у вас творческие планы?

- В прошлом году у меня вышла вторая часть книги «Не оставляй мама». Я думал, что успею привезти эту книгу на русском языке, но не успел, в конце апреля книга должна быть уже готова и я думаю, что я отправлю ее вашему театру, актерам в дар.
Сейчас работаю свободным творчеством, писательской деятельностью, пишу повесть о беспризорниках. Не знаю, много в российской литературе есть подобных произведений, но у нас в Башкортостане об этом еще не писалось. Я хотел написать о детях, которые живут на улице, о попрошайках, они ведь тоже не от хорошей жизни появляются, в основном по вине взрослых и вот к этой проблеме и я хотел обратить внимание.

- Спасибо за беседу!