02
октября
29-30 сентября с аншлагом прошла премьера актерской импровизации Үбгэд+Хүгшэд
Шесть персонажей спектакля: два старика, две старушки и конь с коровой в течение двух с половиной часов заставили «рыдать» от смеха зрительный зал. Как уже писали, этот спектакль вырос из двух шуточных миниатюр: «Стариков» в исполнении Биликто Дамбаева и Болота Динганорбоева и феерично-трогательных «Старушек» Ольги Ранжиловой и Лосолмы Протасовой
Живая речь
Забавные персонажи миниатюр были желанными гостями на праздничных и концертных программах театра в течение двух сезонов. Они стали столь популярны, что все курьезные проделки и шутки «Стариков» моментально стали уходить в народ. Передаваясь из уст в уста, чуть было не превратились в современный фольклорный жанр. Но, как утверждают сами актеры, они ничего нового не придумывали, а лишь вспоминали и говорили то, что сами слышали от знакомых, от соседей от бабушек и дедушек, то есть передавали сочную живую народную речь во всей ее красе.
Символы
Антураж спекталя – спартанский, то есть деревенско-минималистический. Нет ни домиков, ни уютных ковриков, лавочек, дыма из печных труб и прочих архитипичных символов деревенского быта. Доски и бревна разных калибров, в зависимости от ситуации выполняющие функции стола, стула, моста через речку, телеги, заготовки для гроба. Тем острее и пронзительнее встает параллель между действом спектакля и сегодняшним существованием многих деревенских жителей и не только деревенских. Все состояние героев – это конь-друг да корова-кормилица, а вероятная потеря их сродни смерти, цунами и всем природным катаклизмам вместе взятым.
Оптимизм
Кто-то сказал бы, что в спектакле зашкаливает черный юмор. Старик, старательно готовящийся к смерти и его друг, заботливо подающий ему прожженную сзади рубашку. «Ничего, лежа спину не видать и не поддует». На генеральной репетиции проводов в другой мир своего друга старики вдруг забывают о горестной причине сбора и начинают радостно чокаться за встречу и напевать песни молодости, чем вызывают неподдельный гнев «умираюшего». Сцены и диалоги, доведены до гротеска и абсурда, почему то не вызывают у отторжения а наоборот, знаково близки и знакомы, что невольно призадумываешься: да, черт побери, так и есть! А силу старикам для жизни дают бесконечные воспоминания детства и юности: Как тогда был прекрасен этот мир! А какие яркие звезды светили с неба! Какая волшебная трава расстилалась под ними!
Одиночество и шок
У героев, кроме старика по кличке Кишкиндок, есть преуспевающие дети. Вниманием не обделяют, одаривают подарками. Герои умилительно хвастаются, какие им подарки отправляют дети на священный для бурят праздник Белый месяц. Но! В финальной сцене выясняется, что они на маленькую пенсию сами себе покупают подарки, а одного вообще выгнали дети из городской квартиры и сдали в дом престарелых , откуда он вернулся в деревенский отчий дом доживать свой век. Эта финальная сцена у многих вызвала недоумение и шок. «После такого жизнеутверждающего юмора и смеха концовка очень страшная и безысходная, словно ушат воды за шиворот налили!» - говорили некоторые зрители.
Ребята, берегите наших стариков!
Но именно в этом проявилось мастерство молодого режиссера Сойжин Жамбаловой и артистов. Совмещая нереально комичные ситуации с грустными и даже трагичными явлениями жизни, они мастерски вскрыли реальные противоречия действительности. На первый взгляд, мир стариков представлен как лишенное логического действия скопление судеб, поступков, диалогов. Разговоры, перебранки, воспоминания, эксцентричные действия героев – всё было подчинено одной цели: созданию сказочно веселого настроения у зрителей. Но за фантастическ комичным действом проступает глубоко-трагичное – личная драма, потребность в тепле и любви. Бесконечное одиночество героев, завуалированное грубоватым иногда действием – как в случае с пожеланием скорого и легкого отхода друга в иной мир. И все это подается через искрометный юмор.
Средствами театрального языка создатели спектакля обращаются к своему зрителю: « Ребята, смех смехом, но обратите внимание на своих родителей, пожалейте их! Ребята, посмотрите, как беспомощны и слабы наши старики! Несмотря на то бахвальство, ворчание и даже умение феерично ругаться, они очень сильно нуждаются в нашей помощи и добром слове. Пожалейте их, любите их!»
Артисты
Роли безгласных скотинок достались одним из самих ярких артистов Буряад театра Баярто Ендонову и Дариме Цыденовой, Аде Ошоровой. Конь Ендонова веселился вволю, так много ржал, кусался, мотал гривой, с таким азартным топотом и грохотом скакал по сцене, что временами казалось: актервпал в детство, и его невероятно забавляет это состояние. А задорные Дарима Цыденова и Ада Ошорова отлично справились с немой ролью – ролью коровы с важной, скучающей мимикой. Биликто Дамбаева и Болота Динганорбоева можно уже называть мастодонтами бурятской сцены. Они – мастера с большой буквы. В этом спектакле они сумели передать всю палитру чувств и переживаний героев – когда сквозь безудержный юмор и смех проступает ранимая душа усталого, одинокого, много проработавшего в своей жизни, человека. Ольга Ранжилова, вчерашняя Джульетта, блистательно перевоплотилась в трогательно смешную старушку. В роли «звездной» Янжимы Спиридоновны актриса Лосолма Протасова была неподражаема. Ее «старушка» отнюдь не казалось слабой. За шелестением маленькой худенькой фигуры старушки чувствовалась невероятная жажда жизни и оптимизм, что, несомненно, говорит о том, что актриса уверенно вошла в фазу высокого профессионального мастерства.
Кира Найман
Последние новости
-
Художественный руководитель Буряад театра Олег Юмов и актриса театра Номин Цыренжапова побывали в 33 гимназии и встретились с учениками 8 класса.
18 Апреля -
Впервые в Бурятии прошли спектакли с тифлокомментированием
15 Апреля -
Репертуар Буряад театра на май 2024
11 Апреля -
О спектакле «Дон Жуан»
11 Апреля -
Бурятский академический театр драмы имени Хоца Намсараева учредил специальную премию от театра
11 Апреля -
Бурятский академический театр драмы имени Хоца Намсараева учредил специальную премию от театра
11 Апреля