Версия для слабовидящих
Обычная версия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы с 10:00 до 18:30, перерыв с 14:30 до 15:00, без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
02
октября
29-30 сентября с аншлагом прошла премьера актерской импровизации Үбгэд+Хүгшэд


Шесть персонажей спектакля: два старика, две старушки и конь с коровой в течение двух с половиной часов заставили «рыдать» от смеха зрительный зал. Как уже писали, этот спектакль вырос из двух шуточных миниатюр: «Стариков» в исполнении Биликто Дамбаева и Болота Динганорбоева и феерично-трогательных «Старушек» Ольги Ранжиловой и Лосолмы Протасовой

Живая речь

Забавные персонажи миниатюр были желанными гостями на праздничных и концертных программах театра в течение двух сезонов. Они стали столь популярны, что все курьезные проделки и шутки «Стариков» моментально стали уходить в народ. Передаваясь из уст в уста, чуть было не превратились в современный фольклорный жанр. Но, как утверждают сами актеры, они ничего нового не придумывали, а лишь вспоминали и говорили то, что сами слышали от знакомых, от соседей от бабушек и дедушек, то есть передавали сочную живую народную речь во всей ее красе.

Символы

Антураж спекталя – спартанский, то есть деревенско-минималистический. Нет ни домиков, ни уютных ковриков, лавочек, дыма из печных труб и прочих архитипичных символов деревенского быта. Доски и бревна разных калибров, в зависимости от ситуации выполняющие функции стола, стула, моста через речку, телеги, заготовки для гроба. Тем острее и пронзительнее встает параллель между действом спектакля и сегодняшним существованием многих деревенских жителей и не только деревенских. Все состояние героев – это конь-друг да корова-кормилица, а вероятная потеря их сродни смерти, цунами и всем природным катаклизмам вместе взятым.

Оптимизм

Кто-то сказал бы, что в спектакле зашкаливает черный юмор. Старик, старательно готовящийся к смерти и его друг, заботливо подающий ему прожженную сзади рубашку. «Ничего, лежа спину не видать и не поддует». На генеральной репетиции проводов в другой мир своего друга старики вдруг забывают о горестной причине сбора и начинают радостно чокаться за встречу и напевать песни молодости, чем вызывают неподдельный гнев «умираюшего». Сцены и диалоги, доведены до гротеска и абсурда, почему то не вызывают у отторжения а наоборот, знаково близки и знакомы, что невольно призадумываешься: да, черт побери, так и есть! А силу старикам для жизни дают бесконечные воспоминания детства и юности: Как тогда был прекрасен этот мир! А какие яркие звезды светили с неба! Какая волшебная трава расстилалась под ними!

Одиночество и шок

У героев, кроме старика по кличке Кишкиндок, есть преуспевающие дети. Вниманием не обделяют, одаривают подарками. Герои умилительно хвастаются, какие им подарки отправляют дети на священный для бурят праздник Белый месяц. Но! В финальной сцене выясняется, что они на маленькую пенсию сами себе покупают подарки, а одного вообще выгнали дети из городской квартиры и сдали в дом престарелых , откуда он вернулся в деревенский отчий дом доживать свой век. Эта финальная сцена у многих вызвала недоумение и шок. «После такого жизнеутверждающего юмора и смеха концовка очень страшная и безысходная, словно ушат воды за шиворот налили!» - говорили некоторые зрители.

Ребята, берегите наших стариков!

Но именно в этом проявилось мастерство молодого режиссера Сойжин Жамбаловой и артистов. Совмещая нереально комичные ситуации с грустными и даже трагичными явлениями жизни, они мастерски вскрыли реальные противоречия действительности. На первый взгляд, мир стариков представлен как лишенное логического действия скопление судеб, поступков, диалогов. Разговоры, перебранки, воспоминания, эксцентричные действия героев – всё было подчинено одной цели: созданию сказочно веселого настроения у зрителей. Но за фантастическ комичным действом проступает глубоко-трагичное – личная драма, потребность в тепле и любви. Бесконечное одиночество героев, завуалированное грубоватым иногда действием – как в случае с пожеланием скорого и легкого отхода друга в иной мир. И все это подается через искрометный юмор.
Средствами театрального языка создатели спектакля обращаются к своему зрителю: « Ребята, смех смехом, но обратите внимание на своих родителей, пожалейте их! Ребята, посмотрите, как беспомощны и слабы наши старики! Несмотря на то бахвальство, ворчание и даже умение феерично ругаться, они очень сильно нуждаются в нашей помощи и добром слове. Пожалейте их, любите их!»

Артисты

Роли безгласных скотинок достались одним из самих ярких артистов Буряад  театра Баярто Ендонову и Дариме Цыденовой, Аде Ошоровой. Конь Ендонова веселился вволю, так много ржал, кусался, мотал гривой, с таким азартным топотом  и грохотом скакал по сцене, что временами казалось: актервпал в детство, и его невероятно забавляет   это состояние. А задорные Дарима Цыденова и Ада Ошорова отлично справились с немой ролью – ролью коровы с важной, скучающей мимикой. Биликто Дамбаева и Болота Динганорбоева можно уже называть мастодонтами бурятской сцены.  Они – мастера с большой буквы. В этом спектакле   они сумели передать всю палитру чувств и переживаний героев – когда сквозь безудержный юмор и смех проступает  ранимая душа усталого,  одинокого, много проработавшего в своей жизни,  человека. Ольга Ранжилова, вчерашняя Джульетта, блистательно перевоплотилась  в трогательно смешную  старушку. В роли «звездной»  Янжимы Спиридоновны актриса Лосолма Протасова была неподражаема. Ее «старушка» отнюдь не казалось слабой. За шелестением маленькой худенькой фигуры старушки чувствовалась невероятная жажда жизни  и оптимизм,  что, несомненно, говорит о том, что актриса уверенно вошла  в фазу высокого профессионального мастерства.

Кира Найман
comments powered by HyperComments