Версия для слабовидящих
Обычная версия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 12:00 до 18:30, выходной воскресенье
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38
«В Кремле он танцевал лезгинку»
28
Мая
«В Кремле он танцевал лезгинку»

Антроп Степанович Ильин – один из основоположников профессионального театрального искусства Бурятии родился 31 декабря 1909 года в с. Шулуты Нукутского района Иркутской области. Вся его трудовая и творческая деятельность связана с бурятским драматическим театром им. Х.Намсараева, на сцене которого проработал около 40 лет.

Участник двух Декад бурятского искусства в Москве 1940 и 1959 годов. По итогам Первой декады в 1940 году награжден орденом «Знак Почета» и удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР», награжден почетным знаком «50 лет в рядах КПСС».

 

В 1924 году в Верхнеудинске открылся педагогический техникум, где воспитывались будущие кадры новой интеллигенции Бурят-Монголии. В этом же году при клубе техникума возник драматический кружок, активными участниками которого стали Апполон Шадаев, Мария Шамбуева, Цыренжап Сампилов, Гомбо Цыденжапов, Антроп Ильин. В 1926 году при педтехникуме организовались музыкальные курсы. Здесь обучались 13 наиболее одаренных в музыкальном отношении студенты техникума. Это были Мария Шамбуева, Николай Таров, Антроп Ильин, Гомбо Цыдынжапов. Каждый из них еще до поступления в техникум, имел за плечами небольшую по годам, но богатую событиями жизнь. Так. Николай Таров был в прошлом батраком, а затем участником гражданской войны, Антроп Ильин – бывший рабочий, разводчик по стеклу.

Студенты знакомились с основами нотной грамоты и обучались игре на национальных инструментах – хуре, лимбе и др. Кроме того, в программу занятий входили предметы общественно-гуманитарного цикла: теория и практика политико-просветительной работы, элементарная теория и практика художественной работы в области драматического, литературного, музыкального и изобразительного искусства, методика и практика массовой работы. Музыкальные курсы должны были готовить кадры инструкторов для организации художественной самодеятельности. Гомбо Цыдынжапович Цыдынжапов, Антроп Степанович Ильин, Николай Васильевич Таров, Анфиса Ильинична Степанова, Мария Бадмаевна Шамбуева много ездили по районам Бурятии в составе труппы-ансамбля Сальмонта.

В ансамбле рядом с самим Борисом Сальмонтом на первой домре играла Мария Шамбуева, а Гомбо Цыдынжапов на альтовой домре. Кроме того, Мария Бадмаевна была первой женщиной – буряткой, ставшей исполнять со сцены старинные и современные (по тем временам) народные песни бурят. Таким же певцом был Н.В.Таров, виртуозно исполнявший песню «Шоно Батор», народные и обрядовые песни. Они – Шамбуева и Таров исполняли дуэтом песню- состязание «Мунгааха». Кроме того они всей группой танцевали танец «Маха». И здесь в танцах рядом с виртуозом Антропом Степановичем Ильиным блистали хореографическим дарованием Мария Шамбуева и Анфиса Степанова.

Слушатели музыкальных курсов, объединенные в агитационную группу, в районах выступали с концертной программой, живой газетой, устраивали киносеансы, проводили вечера коллективного радиослушания. То пешком, то верхом, то на санях кочевали кружковцы. Радостно встречали гостей бурятские крестьяне и нередко целыми улусами выезжали проводить понравившихся им актеров. Багаж труппы состоял из четырехлампового радиопремника, 19 картин Цыренжапа Сампилова, скрипки, народных музыкальных инструментов и инструментов домбрового оркестра. Жили дружно. В пути записывали народные мелодии, сказки, песни, запоминали наблюдаемые ими в улусах старинные обычаи, обряды, игры.

Совместно сочиняли новые пьесы и инсценировки. Хотя они и были примитивными, но разыгрывались с подьемом и оказывали большое воздействие на зрителей. Агитационная группа, приезжая в улус, собирала людей на доклад о культурном строительстве. После доклада тут же на крыльце дома или же в степи устраивали спектакль. Вечер обычно заканчивался концертом, который состоял из национальных песен, танцев, а также из оркестровых произведений русских и западноевропейских композиторов. Исполнение этих произведений домбровым оркестром было далеко еще не совершенным, но самый факт обращения к классической музыке свидетельствовал о больших успехах студентов. Концерт оканчивался любимым бурятским ехором, в котором участвовали как актеры, так и зрители. Популярность студенческой гастрольной группы все возрастала. Управление Забайкальской железной дороги обратилось к студентам с предложением обслуживать спектаклями и концертами рабочих железнодорожной линии. В распоряжении кружковцев был предоставлен специальный вагон-теплушка, который был и их жильем, и сценой и кулисами. В 1929 году на станции Мысовой кружковцы услышали о провокации японцев на Китайско-Восточной железной дороге. Весть эта глубоко взволновало студийцев. Они послали телеграмму начальнику бурятского военного комиссариата с просьбой отправить их на фронт. Ответом было присоединение теплушки к воинскому эшелону. Выступали на передовых позициях 86-го разъезда – конца Маньчжурской ветки. По дороге спешно готовили специальную программу. От села Абгутай начали обслуживание всех находившихся на поле сражения частей. Выступали днем и ночью. В минуты отдыха бойцов веселили их песнями, постановками инсценировок и маленьких пьесок, вроде водевилей с песнями и танцами.

Будучи студентом 2 курса театрального отделения техникума искусств в 1932 году вместе с М.Степановой, Ж.Ивановым, А.Бухичевой и весь состав были зачислены в труппу нового театра. В 1934 году состоялся 2 –ой выпуск в составе 8 человек. Они сочетали работу в театре с учебой. Этот курс учился 4 года, пройдя все этапы обучения актерскому искусству под руководством квалифицированного педагога, режиссера русского театра А.В.Миронского.

7 июля 1932 года состоялось торжественное открытие государственного бурят-монгольского театра. В труппу вошел первый выпуск актеров, окончивших трехгодичный срок обучения в Техникуме искусств: Намжил Балдано, Георгий Батубаев, Ульяна Болдонова, Норма Гармаева, Роман Гаврилов, Найдан Гендунова, Чойжинима Генинов, Антроп Ильин, Мария Данилова, Санжидма Намсараева, Бальжинима Ринчино, Жугдур Пагбаин, Владимир Халматов, Софья Халтагарова, Юлия Шангина.

Музыкальный от рождения играл на всех инструментах лимбе, аккордеоне, танцевал. Балерина Клара Тимофеевна Семянникова, которая наряду с Ларисой Сахьяновой танцевала ведущие партии впоследствии вспоминала, что «до сих пор в Бахчисарайском фонтане никто не танцует полонез и мазурку лучше чем Антроп Степанович - танцевал по –европейски. На приеме в Кремле во время 1-ой декады культуры и искусства Бурятии в Москве перед Сталиным станцевал лезгинку. На бурятских спектаклях в Москве присутствовали руководители партии и правительства. По итогам Декады большая группа работников культуры и искусства Бурятии была отмечена высокими правительственными наградами. Звание народного артиста СССР было присвоено художественному руководителю театра Г.Ц.цыденжапову, заслуженного деятеля искусств РСФСР – драматургу и режиссеру Н.Балдано, заслуженных артистов РСФСР Н.Гармаевой, Н.Гендуновой, Ч.Генинову, А.Ильину, Н.Тарову.

Во время войны был начальником военно-массового отдела 17 армии. За 40 лет работы в театре, Антроп Степанович создал около сотни больших и малых ролей: 1957 г-«Горе от ума» – князь и княгиня Тугоуховские – А.Ильин и Ю.Шангина. «Любовь Яровая» - генерал, «Хабарай дуун» Ц.Шагжина - Цыжэб, «Укрощение строптивой» В.Шекспира – старый слуга, Паахар «Соелма, Баташулуун» Ч.Генинова, гулва галзутский в «Кнут тайши» Х.Намсараева (1945), Ваня Кудряш «Гроза» А.Островского (1945), «Сон в летнюю ночь» В.Шекспира – Оберон. В 1947 году сыграл в спектакле «Кремлевские куранты» Н.Погодина роль Феликса Дзержинского.

В 1933 году в Ленинграде впервые снимался в фильме «Девушка западной юрты» у режиссера Слободняка. Там он общался со знаменитым Всеволодом Пудовкиным. В 1934-35 годах труппа была приглашена в Крым на съемку кинокартины «Наместник Будды». Дважды проезжая через Москву, бурятские актеры просмотрели в лучших столичных театрах около 40 спектаклей, побывали в музеях. Также Антроп Степанович сыграл роли в фильмах «Пржевальский» (1949), «Золотой дом», «Захар Беркут»

Кроме творческой деятельности Антроп Степанович принимал самое активное участие в общественной жизни республики, много лет возглавлял областную организацию работников искусства. Избирался членом Обкома профсоюза работников культуры Бурятской АССР.

 

Валентина Бабуева – зав. музеем  Буряад театра, заслуженный работник культуры Бурятии и России, кандидат культурологии

comments powered by HyperComments