Версия для слабовидящих
Обычная версия
БУ СБДЭЗ «БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ Х. НАМСАРАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ АКАДЕМИЧЕСКЭ ДРАМЫН ТЕАТР»
Режим работы кассы
с 10:00 до 18:30,
перерыв с 14:30 до 15:00,
без выходных
8 (3012) 222-537
Республика Бурятия
г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 38

История театра

Здание театра гордо возвышается над исторической частью Улан-Удэ. Бурятский театр драмы и сам — часть этой истории и этого города. Истории подчас непростой, но богатой на события и наполненной творческими, талантливыми людьми.

Каждое утро ласковое бурятское солнце первым обнимает это колоритное здание. А по вечерам на его огни собираются зрители. Кто-то сегодня впервые распахнет эти двери и откроет для себя удивительный мир театра. А кто-то уже давно знает по именам всех актёров и в который раз приходит на любимую постановку. Но теперь — с внучатами.

Бурятский государственный академический театр драмы имени Хоца Намсараева — один из старейших театров республики и единственный в мире, чьи постановки идут на национальном бурятском языке. Художественный руководитель театра – заслуженный работник культуры РФ, народный артист Бурятии Саян Жамбалов.

В Буряад театр приходят все, кто любит новые истории и старые истории в новом прочтении. Репертуар театра  не замыкается только в рамках  национальной драматургии, у нас достаточно пьес и на русском языке, спектаклей для детей, подростков,взрослых. Спектакли помогают познакомиться с классикой, понять современность, посмеяться, погрустить, поразмышлять о чём-то важном.

Наступило время, когда накоплен необходимый опыт, есть неповторимый стиль, свой преданный зритель, который всегда с нетерпением ждет новых спектаклей. Бурятский академический театр драмы за один сезон выпускает 5-6 премьерных постановок. 

Труппа успевает всё — премьеры, гастроли, участие в театральных форумах, творческих лабораториях. Мастерство актёров подтверждают многочисленные награды международных и российских театральных фестивалей, а география гастролей, кроме России, включает в себя страны Европы, Азии и Америки.

Бурятский театр прошёл долгий путь - 87 лет.

За эти годы сменилось восемь поколений актёров. Первую труппу — фактически, талантливых самоучек, сменили не менее талантливые профессионалы. Выпускники -студийцы столичных театральных вузов пополняют состав театра. 

Основной кузницей кадров на протяжении нескольких поколений артистов являются ленинградская и дальневосточная театральные школы. А в 2016 году театр впервые отправил целевую группу в театральный институт имени Бориса Щукина. Первая московская бурятская актёрская студия пополнила труппу  летом  2020 года.

Театр 21 века — это не скучно. Вне зависимости от возраста, социального статуса и национальности, постановки отзываются в сердце каждого зрителя. Смелые эксперименты и новые творческие формы театра получают и профессиональное признание.

2010

2010 год —  спектакль-медитация «Путь к просветлению» включён в расширенную программу «Маска+» национального театрального фестиваля и премии «Золотая маска» в Москве. С 2014 года  спектакли театра ежегодно попадают в лонг-лист этого фестиваля и премии.

С 2011 года Бурятский театр драмы проводит на своей площадке международный фестиваль национальных театров «Алтан Сэргэ» («Золотая коновязь»). В программе фестиваля участвует спектакль «Стреноженный век».

2014 год – Два спектакля «Үнгэрһэн сагай һэбшээн. Ветер минувших времен» и «Наһанай намар. Августовские киты» включены в лонг–лист  национального театрального фестиваля «Золотая маска».

Бурятский театр драмы проводит II Международный фестиваль национальных театров «Алтан Сэргэ» («Золотая коновязь»).  Прошел он в формате творческой лаборатории, было создано три эскиза спектаклей.

Спектакль «Үнгэрһэн сагай һэбшээн. Ветер минувших времен» включен в лонг–лист  национального театрального фестиваля «Золотая маска». Спектакль «Пышка» участвует в межрегиональном театральном конкурс- фестивале «Ново-Сибирский транзит»

2015 год — спектакль «Ветер минувших времен» получает два приза за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль на международном театральном фестивале «Гэгээн муза» («Святая муза») в Монголии.

Спектакль «Шэнхинүүр шулуунууд. Поющие камни» включен в лонг –лист национального театрального фестиваля «Золотая маска»

2016 год — Моноспектакль «Старик и море» на этом же фестивале одерживает победу в номинации «Лучшая мужская роль». 

Бурятский театр драмы проводит III Международный фестиваль национальных театров «Алтан Сэргэ» («Золотая коновязь»).  Спектакль «Ромео и Джульетта» завоевывает победы в номинациях «Лучший спектакль», «Лучшая женская роль», «Лучшая работа художника».

Спектакль «Булжамууртын орон. Когда падают горы» включен в лонг–лист  национального театрального фестиваля «Золотая маска».

В рамках московских дней культуры Улан-Удэ Бурятский театр драмы на сцене столичного театра имени Вахтангова показал два спектакля «Ветер минувших времен» и «Ромео и Джульетту».

2017 год — Спектакль «Полёт. Бильчирская история» становится самой обсуждаемой постановкой на форум-фестивале молодой режиссуры «АртМиграция – 2017» в Москве.

Моноспектакль «Старик и море» получает Специальный приз жюри и положительные отзывы театральных критиков на фестивале-конкурсе «Камерата» в Челябинске.

На V Международном  театральном фестивале спектаклей малых форм «Северные встречи» в городе Нижневартовске моноспектакль «Старик и море» становится лауреатом в номинации «Синтез малых форм и общечеловеческой культуры».

Спектакль «Полет. Бильчирская история»  включен в лонг –лист 24-го национального театрального фестиваля «Золотая маска». 

2018 год – На V Межрегиональном фестиваль-конкурсе «Ново-Сибирский транзит» спектакль «Полет.Бильчирская история» завоевывает две награды фестиваля – Специальную премию "За актерский ансамбль» и премию молодежного жюри «За лучшее художественное воплощение документального материала».

Спектакль «Хүлэр түмэрэй амисхал. Дыхание бронзы» включен  в лонг –лист  25-го национального театрального фестиваля «Золотая маска». 

В рамках федеральной программы «Большие гастроли» Бурятский театр драмы имени Х. Намсараева побывал в Республике Калмыкия, на сцене Национального драматического театра Калмыкии им. Б. Басангова показал три спектакля: «Оройтоһон дуранай охин», «Ромео и Джульетта», «Полет. Бильчирская история».

2019 год  с постановкой «Верблюжонок» театр участвует в I Международном театральном фестивале «Байкальский талисман» в г. Иркутске, становится лауреатом.

В октябре 2019 года театр с успехом выступает на Международной театральной Олимпиаде в Санкт-Петербург со спектаклем «Полёт. Бильчирская история».

2000

Эпоха масштабных проектов и яркого творческого роста. В 2002 году в труппу театра приходят 14 выпускников I (первой) бурятской актерской студии Восточно Сибирской Государственной Академии Культуры Искусств. В 2001 году театр со спектаклем «Чингисхан» в постановке Цырендоржи Бальжанова участвует в третьем Международном фестивале монголоязычных народов в Улаан- Баторе, а через год участвует с ним в IV-м фестивале «Сибирский транзит» в Иркутске.

Спектакль «Эрьехэ наран» в 2002 году становится украшением Международного фольклорного фестиваля «Алтаргана» в Агинском Бурятском округе.

В 2004 году в Улан-Баторе проходит I Международный фестиваль «А.П.Чехов — XXI век». Спектакль «Чайка» Бурятского театра драмы признан лучшим спектаклем фестиваля. Первое место за лучшую режиссёрскую постановку получает Цырендоржи  Бальжанов. Народные артисты России Лариса Егорова и Михаил Елбонов становятся лучшими актёрами фестиваля, театр увозит и награду университета «Их засаг» — медаль ордена «Слава Чингисхана».

В 2005 году театр берёт на себя обязанности исполнительной дирекции I (первого) Международного кочевого фестиваля «Желанный берег. Лики Чингисхана». Участники фестиваля -  это 12 российских и зарубежных театров. Бурятский театр драмы представил спектакль «Чингисхан». В этом же году на Международном фестивале театров малой формы в Улан-Баторе принял участие спектакль «Письмо дедушке». 

В 2006 году постановочная группа спектакля «С.С.С.Р.» удостаивается Государственной премии Республики Бурятия за создание этой постановки.

В этом же году V Международный театральный фестиваль монголоязычных народов – спектакль «По древнему обычаю», г. Улан-Батор, Монголия.

В 2008 году «Улейские девушки» уезжают на Международный фестиваль «Белая Вежа» в белорусский Брест. А «Максар. Степь в крови» покоряет жюри фестиваля «Сибирский транзит» в Барнауле.

2008 год – спектакль «Эрьехэ наран» в 3-х частях удостоился Государственной премии Бурятии.

В 2009-м этот спектакль выдвигается по пяти номинациям театральной премии «Золотая маска». 

Помимо участия в фестивалях и спектаклей на родной сцене, театр успевает много гастролировать.

В 2003 году впервые в своей истории театр дарит своё творчество жителям Саха (Якутии), труппа выступает на сцене академического театра драмы им. П.А. Ойунского и в городе Нерюнгри. Якутский зритель увидел спектакли «Чингисхан», «Чайка», «Амиды Зула», а на закрытии гастролей — большой концерт мастеров искусства бурятского театра.

Аналогичные гастроли проходят и в Хакасии, они состоялись благодаря федеральной программе «Культура России-2004». Местные ценители высокого искусства увидели спектакли «Чингисхан», «Воздушный поцелуй», «Собака моей любовницы», «Танцующий призрак», «Живая свеча», «Чудеса на змеином болоте», «Белоснежка и семь гномов».

В 2007 году после длительного перерыва труппа театра вновь едет на гастроли в Москву. На сцене столичного Театра Наций Бурятский театр показывает «Трёхгрошовую оперу», «Улейских девушек» и даёт большой гала-концерт. А чуть позже представляет бурятское  искусство на фестивале в Ницце.

Не забывают в театре и о постоянном пополнении коллектива — в 2006 году проходит набор целевой IV актерской театральной студии в Санкт-Петербургскую Государственную Академию Театрального Искусства.

1990

Страна, в которой театр жил и развивался шесть десятилетий, канула в лету. Коллектив продолжает служить искусству в непростое время.

В 1991 году со спектаклем «Дамдин лама» театр участвует в XX Всепольском театральном фестивале, а в сентябре 1993 года со спектаклем «Сиддхартха» выезжает на II Международный фестиваль монголоязычных народов в Улан-Батор.

В 1994 году народный артист РСФСР Михаил Елбонов открывает театр одного актёра «Будамшуу». Его примеру следует и народная артистка РСФСР Лариса Егорова, так появляется её театр одного актёра «Я пою» («Дангина»).

В 1995 году преданные театру зрители видят новую постановку — премьеру спектакля «Арадай Баатар Гэсэр хан». Её приурочили к празднованию 1000-летия героического эпоса «Гэсэр».

В 1996 году театр получает Статус Особо Ценного Объекта Культурного Наследия.  

1980

Эпоха обновления. В 1981 году труппа театра пополняется выпускниками второй Владивостокской актерской студии. В 1988 году к ним присоединятся воспитанники III (третьей) Ленинградской студии. К концу десятилетия труппа театра — это уникальный творческий коллектив из молодых, ярких и перспективных выпускников трёх студий Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, Дальневосточного института искусств, Восточно-Сибирского государственного института культуры (позже Восточно-Сибирская государственная академия культуры).

3 ноября 1982 года  Бурятский театр драмы отмечает полувековой юбилей на сцене долгожданного собственного здания.  В связи с этим событием  за заслуги в развитии советского искусства театр  награжден почётной  наградой —  орденом  Трудового Красного Знамени.

1970

Время собирать заслуженные награды. Одной из популярных постановок театра 70-х годов становится спектакль «Тополёк мой в красной косынке» Ч. Айтматова.                                        

В 1973 году в Ленинграде на II Всесоюзном фестивале национальной драматургии и театрального искусства народов СССР постановку признают одной из лучших в стране.

В 1971-м в Улан-Удэ в честь празднования 50-летия Монгольской народной революции проходит фестиваль монгольской драматургии. На сцене театра показывают три спектакля по пьесам монгольских писателей, а монгольские актёры органично вписываются в труппу и талантливо играют в постановках.

В 1976 году театр проводит творческий вечер в Москве. И снова — успешно. Уже весной 1977 года он получает высокое звание «Академический». В одном слове уместились десятилетия кропотливого сценического труда, опыт и талант коллектива, искусство разного стиля, востребованное зрителями и признанное критиками.

Спустя десятилетия театр возвращается к популярной пьесе старейшего писателя республики Хоца Намсараева «Кнут тайши». В новой постановке спектакль становится одной из лучших этапных работ национальной драматургии.

1960

Эпоха яркой гастрольной жизни, обновления труппы и репертуара театра. В 1965 году главным режиссером становится Федор Сахиров, ещё через несколько лет начинается смена актёрского состава: на смену именитым артистам приходит талантливая молодёжь. Труппу театра пополняют 15 выпускников II Ленинградской студии. Некоторые из них почти сразу получают роли в гастрольных спектаклях.

Театр продолжает открывать таланты молодых авторов, поддерживает тесные связи с бурятскими драматургами и делает упор на создание уникального национального репертуара.

Сезон 1964-1965 гг. театр завершает удачными гастролями в Монгольской Народной Республике. Труппа показывает свои лучшие спектакли и отклик в виде восторженных рецензий и статей от монгольской прессы прилетает мгновенно.

Сразу после этого театр отправляется на гастроли в Москву - столичные зрители тогда увидели спектакли «Король Лир», «Любовь Яровая», «Сэрэмпэл», «Песня весны» и «Пылающие джунгли». Эти гастроли стали экзаменом на творческую зрелость, и театр выдержал это испытание достойно — по итогам гастролей его относят к первой группе театров страны.

Вдохновленный коллектив отправляется на новые гастроли — в Ленинград и Калмыкию. За полтора месяца бурятские артисты выступили на 69 сценах этой республики.

1950

Время развития и поиска себя. В середине XX века объединённый театр развивает собственную репертуарную политику. Он сумел найти баланс между постановкой классических произведений, переводных современных советских пьес, работой с бурятскими драматургами по созданию национального репертуара и постановками по драматургии братских республик.

Спектакли по туркменским комедиям, эстонским пьесам, осетинским водевилям оживляют репертуар. Мировая классика позволяет актёрам продемонстрировать выросший уровень профессионального мастерства. Современные пьесы помогают зрителю увидеть на сцене себя и собственные переживания. А фольклорная комедия  «Будамшуу» и спустя десятилетия останется культовым произведением национальной драматургии.

В 1952 году директором театра был назначен Цырен Аюржанаевич Балбаров, он будет возглавлять коллектив 36 лет.  С 1953 года было выделено помещение, ныне современного кукольного театра ульгэр по Ленина, 46.

Важная задача этого десятилетия — подготовка кадров. В 1953 году при Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии открывается бурятская актёрская студия, в ней обучаются 20 юношей и девушек.

В 1958 году выпускники студии пополняют труппу театра. Усиливают её и молодые режиссёры — выпускники профильного факультета Государственного института театрального искусства им. Луначарского в Москве.

В ноябре 1959 года театр выезжает на вторую Декаду литературы и искусства Бурятии в Москве. В столице он показывает пять своих спектаклей: «Горе от ума» А. Грибоедова, «Тайфун» Цао Юя, «Барометр показывает бурю» Д. Батожабая, «Будамшуу» Ц. Шагжина и «Ровесники» Б-М. Пурбуева.

А в декабре этого же года театру присваивают имя старейшего бурятского писателя и общественного деятеля Хоца Намсараева. 

1940

Время лишений, испытаний — почти всех мужчин театра с началом войны призовут на фронт. Но и довоенный период проходит напряжённо.

В октябре 1940 года в Москве решают провести Декаду искусства Бурятской АССР. В районах республики проходят смотры народных талантов, лучших отбирают для участия в Декаде.

Бурятский музыкально-драматический театр готовит для этого показа первую национальную оперу «Энхэ — Булад батор», новую редакцию музыкальной драмы «Баир» и лирическую пьесу о бурятской деревне того времени «Эржэн». Это был успех: по итогам Декады театр награждают орденом Ленина, а художественный руководитель театра Гомбо Цыденжапов получает звание «Народный артист СССР».

Начинается война. Мужчины уходят на фронт, в Улан-Удэ эвакуируют Харьковский театр русской драмы. Прибывшие режиссёры и все, кто остался в тылу, ставят новые пьесы и параллельно выезжают в сёла Бурятии — помогают с уборкой хлеба и заготовкой сена.

В каждом спектакле этих лет отражается тема войны: «Баир», «Эржэн», «Энхэ — Булад батор», «Шёл солдат с фронта», «Снайпер».

В сентябре 1943 года театр выезжает на двухмесячные гастроли в Монгольскую Народную Республику.  С собой он везёт три военно-патриотические постановки и балет «Бахчисарайский фонтан». Зимой этого же года концертная бригада во главе с худруком выезжает на Белорусский фронт — на поле боя два месяца она даёт около 100 концертов.

С окончанием войны в театр возвращаются актёры-фронтовики Георгий Лосев, Дагба  Дондуков, Жамсо  Иванов, Михаил Машаров, Сундуб Рабсалов.  А в 1948 году на сцене идёт «Отелло» Уильяма Шекспира — это последняя постановка в составе музыкально-драматического театра.

В конце 1948 года музыкально- драматический театр делят на два самостоятельных коллектива — театр оперы и балета и драматический театр. Драматическую труппу после этого разделения объединяют с труппой колхозно-совхозного театра. В 1950 году на их базе появится Бурят-Монгольский передвижной драматический театр, а его директором назначат Намжила Балдано.

 

1930

Это была эпоха создания Бурятского театра.

Решение о создании бурят-монгольского театра власти молодой республики принимают в мае 1932 года, а уже в июле проходит официальное открытие — в здании клуба Октябрьской революции театр показывает первым зрителям спектакль «Прорыв».

Первым директором и худруком театра становится заведующий театральным отделением техникума искусств Матвей  Хаптагаев, а труппу составляют 15 его выпускников. Отсутствие высшего профессионального образования они с лихвой компенсируют желанием творить.

В эти годы у театра нет практически ничего: ни собственного здания, ни национального репертуара, ни единых норм бурятского языка. Но у него появляется главное — собственный зритель, который ценит искренность, правдивость и горячее желание молодёжи играть на сцене.

Свой первый сезон театр открывает 17 декабря 1932 года. Зрители увидели спектакль «Барьеры» А.Шадаева и А. Миронского. Коллективизация и индустриализация — главные темы постановок этого периода.

Весной 1933 года труппу театра усиливают два студента ГИТИСа: Александр Васильевич  Африканов и Сергей Александрович Бенкендорф (1909 г.р.) — режиссёры МХАТовской школы. Их дипломная работа по пьесе Сергея  Третьякова «Рычи, Китай» стала первым переводным произведением. С ней же бурятский театр выезжает на свои первые гастроли — в соседний Иркутск.

В ноябре 1934 года ещё один выпускник ГИТИСа — Гомбо Цыденжапов, ставит в театре свой дипломный спектакль «Чудесный сплав».  В мае 1936-го то же делает первая женщина-режиссёр — выпускница ГИТИСа Мария Шамбуева. Премьера её спектакля «Оюн Билик» проходит на сцене Дворца Культуры ПВЗ.



В 1935 году после пожара театр размещается в здании Народного Дома по улице Ленина.